Производительность парка характеризуется объемом перевозимого груза в тоннах и количество транспортной работы в тонно-километрах, приходящихся на одну среднесписочную автомашину.
Показатели производительности определяются делением общего количества фактически перевезенного груза (Нт) в тоннах и выполненной работы в тонно-километрах (Рфак) на номинальную грузоподъемность
Где Пт - производительность автомобиля в тоннах;
Пт.км - производительность автомобиля в тонно-километрах.
Важным показателем производительности автомобилей является выработка в тонно-километрах в расчете на 1 км общего пробега автомобилей (Вт.км). Этот показатель определяют по формуле:
Где Рфак - грузооборот, тыс. т-км.;
Тобщ - общий пробег автомобилей, тыс. км.
Таблица 2.12 - Расчет выработки в т-км на 1 км общего пробега.
Показатели | 2007 г | 2008 г | 2009 г | 2009 г в % к 2007 г |
Грузооборот, тыс. т-км | 13395,6 | 13761,5 | 10365,2 | 77 |
Общий пробег автомобилей, тыс. км | 2329,2 | 2321,6 | 2077,9 | 89 |
Выполнено т-км на 1 км пробега | 5,75 | 5,92 | 4,98 | 86 |
Из таблицы 2.12 видно, что за период 2007-2009 гг. выработка на 1 км пробега снизилась на 14% и в 2009 году составила 4,98 т-км на 1 км пробега. Причина этому снижение грузооборота, а так же общего пробега автомобилей.
Для определения уровня работы парка в целом целесообразно рассчитывать общий коэффициент использования автомобилей. Данный коэффициент определяется по формуле
Где Кип - коэффициент использования парка;
Кипр - коэффициент использования пробега;
Кигр - коэффициент использования грузоподъемности.
Расчет данного коэффициента помогает более объективно отразить влияние степени использования автомобилей на их производительность и себестоимость перевозок.
Таблица 2.13 - Расчет общего коэффициента использования автомобилей.
Показатели | 2007 г | 2008 г | 2009 г | 2009г в % к 2007 г |
коэффициент использования парка | 0,68 | 0,44 | 0,27 | 40 |
коэффициент использования пробега | 0,45 | 0,64 | 0,56 | 124 |
коэффициент использования грузоподъемности | 1,88 | 1,16 | 1,34 | 71 |
Общий коэффициент использования автомобилей | 0,57 | 0,32 | 0,2 | 35 |
Анализируя таблицу 2.13, видим, что общий коэффициент использования автомобилей в 2009 году понизился на 65% и составил 0,2. Это говорит о том, что парк используется не эффективно, что отражается на себестоимости перевозок.
Оценка работы автопарка производится через себестоимость единиц выполненной работы одного т-км и перевозки 1 тонны груза.
Расчет производят делением общей суммы денежно-материальных затрат (Зобщ), включая оплату труда с начислениями, на объем выполненной работы в т-км и количество тонн перевезенного груза. Необходимо отметить, что в автопарке имеются резервы. Такими резервами являются:
· повышение коэффициента использования парка и коэффициента использования пробега;
· повышение этих показателей в свою очередь повысит производительность автопарка и снизит себестоимость грузоперевозок.
Рассмотрим структуру себестоимости грузоперевозок по таблице Б.
Анализируя величину затрат по грузоперевозкам можно отметить, что по автопарку наблюдается высокая себестоимость 1 тонно-километра.
Из таблицы Б видно, что за период 2007-2009 гг. произошло увеличение затрат на ГСМ на 78%, это говорит о повышении цен на топливо, увеличились затраты на ремонт и ТО подвижного состава и в 2009 году выросли на 118%, причина этому старение автомобилей и увеличение цен на запасные части.
Накладные расходы повысились на 99%, это связано с увеличение величины налогов, а особенно налога на имущество.
Все это в той или иной степени оказывает влияние на увеличение себестоимости 1 т-км.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 209.