Неотъемлемой частью общей системы социального обеспечения граждан Российской Федерации является социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Необходимость и возможность рассмотрения социального обеспечения указанных категорий граждан в качестве относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения обусловлены тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации являются особой социальной системой, которая имеет ряд характерных черт. Вооруженные Силы Российской Федерации имеют особую организацию, структуру, способы решения стоящих перед ними задач.
Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья военнослужащих, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов.
Особый характер такой службы не только обусловливает предъявление повышенных требований допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу Конституции Российской Федерации гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.
Членам семей военнослужащих, а так же гражданам, уволенным с военной службы назначается государственная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»1.
Пенсионное обеспечение семей лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – действительную срочную военную службу) в Вооруженных Силах и воинских формированиях, осуществляется в соответствии с этим же законом. В отличие от остальных пенсий указанный вид пенсионного обеспечения назначается не конкретно застрахованному лицу, а членам семьи, которые пребывали на его иждивении до наступления гибели или смерти.
Семьям военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня смерти военнослужащего, но не ранее того дня, до которого военнослужащему было выплачено денежное довольствие. Если лицо, имеющее право на назначение пенсии, несвоевременно обратилось за ее назначением, то пенсия назначается с того дня, с которого возникло право на ее назначение.
Пенсия по случаю потери кормильца, согласно Федеральному закону от 12 декабря 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»1, назначается, если кормилец умер во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену, и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
В соответствии с указанным законом пенсия по случаю потери кормильца назначается семьям лиц:
– проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
– офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР;
– проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах СНГ, при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова1 считают, что условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих, два:
1) наступление смерти в период военной службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы;
2) наступление смерти не в период военной службы и позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы, но вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы (в данном случае не имеет значения, когда наступила смерть, важно, что она связана с военной травмой или заболеванием, полученным в период военной службы).
Но при этом законодательство содержит оговорку о том, что если пенсия назначается семье военнослужащего, который при жизни был пенсионером, то она может быть назначена, если кормилец умер в период получения им пенсии или в течение 5 лет после окончания ее выплаты. В случае если военный, получавший пенсию, скончался спустя несколько лет уже после завершения военной работы и его гибель никак не была сопряжена с военной травмой, контузией, увечьем либо болезнью, приобретенными в промежуток прохождения военной службы, в таком случае его семья имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Соответственно смерть кормильца вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей в указанных органах и учреждениях, приравнивается к смерти кормильца в результате военной травмы, а смерть кормильца вследствие иных причин, имевших место в период прохождения службы в этих органах и учреждениях, – к смерти кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
В.М. Корякин1 считает, что семьям граждан, проходивших военную службу, пропавших без вести в период пребывания на фронте, а также семьям граждан, проходивших военную службу, признанных в мирное время безвестно отсутствующими, в приказах об исключении которых из списков личного состава Вооруженных Сил, либо внутренних войск, либо органа безопасности указано, что их безвестное отсутствие связано с исполнением обязанностей военной службы, так же назначается пенсия по случаю потери кормильца.
При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при условии, что пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступление против Родины), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте. В случае наступления гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления, нетрудоспособным членам его семьи назначается социальная пенсия по потере кормильца.
Так, претендующие на назначение пенсии по случаю потери кормильца лица должны соответствовать двум условиям:
1) быть нетрудоспособными. Данное условие означает отсутствие у лица в силу объективных причин (т.е. в силу определенного возраста либо состояния здоровья (наличие инвалидности) способности трудиться и иметь тем самым заработок, являющийся источником средств к существованию;
2) состоять на иждивении умершего (погибшего) военнослужащего. Под иждивением понимается обеспечение неработающего (несовершеннолетнего, престарелого, больного и т.п.) средствами, необходимыми для их существования.
Для назначения выплат по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца необходимо подать соответствующее заявление и необходимые документы без ограничения во времени в многофункциональный центр (МФЦ) или в территориальный орган ПФР по месту жительства или по месту регистрации:
– по почте;
– электронным документом через личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.
Необходимый пакет документов для установления данного вида пенсии включает в себя:
– соответствующее заявление (бланк имеется на официальном сайте ПФР);
– паспорт получателя или другой документ, подтверждающий личность, возраст и гражданство;
– свидетельство о смерти военнослужащего или решение суда (если гражданин пропал без вести);
– документы, подтверждающие родственные отношения с умершим гражданином (свидетельство о рождении, усыновлении или удочерении, свидетельство о заключении или расторжении брака);
– прочие документы, которые могут потребоваться в отдельных случаях.
Прочими документами могут стать всевозможные справки жилищных органов, о доходах, из образовательных учреждений и так далее.
Документы можно подать лично или через законного представителя. Во втором случае представителю к необходимым документам получателя нужно предоставить свой паспорт и нотариально заверенный документ (доверенность).
При выплате пенсии по случаю потери кормильца семьям военных, пенсионер вправе выбрать способ получения денежных средств. В настоящее время существует несколько способов доставки пенсии:
– отделение Почты России;
– организация, которая занимается доставкой пенсий. Полный перечень таких организаций есть в территориальном органе Пенсионного фонда РФ;
– отделение банка (счет в любом банке);
– банковская карта.
При выборе первого или второго способа из вышеперечисленных гражданин может оформить доставку на дом .
Также получатель денежных средств имеет право изменить способ доставки, предварительно поставив в известность ПФР. Сделать это можно подав соответствующее заявление письменно в территориальном органе Пенсионного фонда, или в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте ПФР.
Право на пенсию по потере кормильца возникает со дня смерти военнослужащего. Данное материальное обеспечение устанавливается родственникам погибших или умерших военных на весь период нетрудоспособности и выплачивается ежемесячно. Мужчинам и женщинам, достигшим общеустановленного в Российской Федерации пенсионного возраста, назначается бессрочно (до конца жизни).
Если граждане по каким-либо причинам обратились за назначением выплаты позже, то денежные средства будут выплачены за прошедший период, но не более чем за 12 месяцев.
Выплата пенсии по потере кормильца может быть прекращена, если в семье произошли определенные изменения, влекущие за собой утрату права на получение этого обеспечения. Такими изменениями в некоторых случаях могут стать:
– смерть получателя;
– вступление в новый брак;
– официальное трудоустройство;
– признание гражданина трудоспособным;
– достижение определенного возраста и так далее.
В этом случае денежные средства будут выплачены последний раз в том месяце, в котором произошло это изменение.
Исчисление пенсий военнослужащим и в случае выплаты пенсий по случаю утраты кормильца – их семьям, исполняется исходя из размеров денежного довольствия военнослужащих. При этом в состав денежного довольствия, исходя из которого исполняется исчисление размера пенсии, включаются: оклады по должности или особому званию без учета повышения окладов за службу в особенных условиях, процентная надбавка, стоимость соответствующего продовольственного пайка и ежемесячная валютная продовольственная компенсация.
Законодательство устанавливает разные размеры пенсии по случаю утраты кормильца семьям погибших военнослужащих в зависимости от обстоятельств наступления смерти. Если военнослужащий умер вследствие ранения, контузии, увечья или болезни, приобретенных при охране Родины, в связи с присутствием на фронте, в связи с прохождением службы в государствах, где велись военные действия, во время присутствия в плену, во время присутствия в работающей армии в качестве учеников и юнг, то пенсия по случаю утраты кормильца выплачивается в размере 40 % денежного довольствия на всякого нетрудоспособного члена семьи. Также в размере 40 % от суммы валютного довольствия, которое получал военный, пенсия по случаю утраты кормильца назначается членам его семьи:
– если погибший военнослужащий на день его смерти являлся инвалидом вследствие военной травмы;
– детям, потерявшим обоих родителей;
– детям умершей одинокой матери.
Если военный умер в период военной службы вследствие увечья, приобретенного в итоге несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, или в итоге болезни, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, то пенсия по случаю утраты кормильца назначается в размере 30 % от денежного довольствия военнослужащего.
Минимальная величина пенсии по случаю утраты кормильца членам семей военнослужащих составляет 150 % предусмотренного законодательством минимального размера пенсии по старости на всякого нетрудоспособного члена семьи военнослужащего – если пенсия исчисляется членам семей военнослужащих, погибших в связи с исполнением обязанностей военной службы. Если пенсия по случаю утраты кормильца назначается членам семей военнослужащих, погибших в итоге увечья или болезни, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, то минимальный размер пенсии составляет 100 % предусмотренного законодательством минимального размера пенсии по старости на всякого нетрудоспособного члена семьи. Кроме такого, для обитателей Крайнего Севера и районов с томными климатическими критериями величина пенсии по случаю утраты кормильца возрастает на областной коэффициент в зависимости от региона проживания. Пенсия в увеличенном размере выплачивается в течении проживания гражданина. При переезде на новое место жительства, не относящееся к этим районам, выплата исполняется без учета коэффициента.
Для назначения пенсии лицо, имеющее право на назначение пенсии, должно обратиться с заявлением о назначении пенсии, приложив к этому заявлению все необходимые для назначения пенсии документы. Поступившие на рассмотрение соответствующего пенсионного органа документы рассматриваются в срок не более 10 рабочих дней. При этом днем обращения за пенсией считается день, в который были предоставлены все необходимые документы, либо, если документы отправлены по почте, день отправления документов, который определяется по штампу на конверте. Семьям военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня смерти военнослужащего, но не ранее того дня, до которого военнослужащему было выплачено денежное довольствие. Если лицо, имеющее право на назначение пенсии, несвоевременно обратилось за ее назначением, то пенсия назначается с того дня, с которого возникло право на ее назначение.
Пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих назначается каждому члену семьи, имеющему право на получение этой пенсии, на весь период нетрудоспособности. Если по результатам медицинского обследования лицо, получающее пенсию по случаю потери кормильца за военнослужащего, признается трудоспособным, то оно теряет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Итак, гарантированная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей формирует и гарантирует авторитет военной службы и, в окончательном результате, способствует решить вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, отлично подготовленными кадрами. От решения данной трудности во многом зависит успех и судьба военной реформы, предстоящее формирование Вооруженных Сил, их боеспособность и исполнение задач по охране Отечества.
Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих устанавливает как общие, так и льготные условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Условия и круг нетрудоспособных членов семей этих граждан могут различаться.
Пенсия по случаю утраты кормильца членам семей военнослужащих, людей, уволенных с военной службы назначается:
1) нетрудоспособным членам семьи гражданина, проходившего военную службу, состоявшим на его иждивении, если кормилец погиб(исчез без вести, признан безвестно отсутствующим) в период прохождения военной службы или не позже 3-х месяцев со дня увольнения с военной службы или позже этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или болезни, имевших место в период прохождения военной службы или во время присутствия в плену, а также ежели кормилец был уволен с военной службы в связи с необоснованным осуждением к лишению свободы и погиб в местах потеря свободы, но потом реабилитирован посмертно;
2) нетрудоспособным членам семьи пенсионера из числа людей, проходивших военную службу, состоявшим на его иждивении, ежели кормилец погиб ( умер, признан неизвестно отсутствующим) в период получения пенсии от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или не позже 5 лет после прекращения выплаты данной пенсии или позже этого срока, но вследствие обстоятельств, указанных больше, а также если кормилец был уволен с военной службы в связи с необоснованным осуждением к лишению свободы и погиб в местах потеря свободы, но потом реабилитирован посмертно.
Критерии, которым должны соответствовать члены семьи умершего кормильца:
– членами семьи умершего кормильца являются дети, братья, сестры, внуки, отец, мать, супруга (супруг), дедушка и бабушка;
– они должны являться нетрудоспособными;
– они должны быть признаны состоявшими на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, перед его смертью. В определенных случаях пенсия по случаю потери кормильца может назначаться членам семьи умершего кормильца независимо от нахождения на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Т. К. Миронова считает, что иждивение – это полное содержание указанных лиц погибшим кормильцем и приобретение ими от него постоянной поддержке, которая являлась для них главным источником средств к существованию. Иждивение может предоставляться в силу закона или добровольно, как правило, нетрудоспособным лицам.
Иждивенцы – лица, находящиеся на полном материальном содержании остальных лиц или получающие от них содействие как постоянный и главный источник заработка. Иждивенцы обладают довольно широким объемом прав в области пенсионного обеспечения.
Ю. П. Орловский отмечает, что в предоставленном определении указаны два разных условия, при наличии которых члены семьи погибшего гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа людей, уволенных с военной службы, числятся состоявшими на иждивении погибшего кормильца. Первое условие – полное содержание погибшим кормильцем членов семьи. Под полным содержанием членов семьи понимаются действия погибшего кормильца, направленные на снабжение членов семьи всеми важными жизненными благами ( жилище, одежда, обувь, питание и остальные предметы жизненной необходимости). Члены семьи обязаны получать содержание лишь от погибшего кормильца, т. е. они не получали материальной помощи от остальных лиц, а доходы, имущество погибшего кормильца являлись единственным источником средств их существования.
Второе условие – помощь погибшего кормильца членам семьи, являющаяся для них постоянным и главным источником средств к существованию. Под постоянным и главным источником средств к существованию понимается помощь погибшего кормильца членам семьи, осуществляемая регулярно в течение определенного периода времени перед гибелью кормильца, т. е. эта помощь была не разовой.
Факт нахождения на иждивении при отсутствии подтверждающих документов может вводиться в судебном порядке, ежели введение этого факта в другом порядке не представляется возможным. Выдача соответствующим органом справки о том, что, по имеющимся этим, лицо не состояло на иждивении погибшего, не исключает способности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении.
С учетом сложившейся практики факт утраты источника средств к существованию нетрудоспособными родителями и супругом, не состоявшими на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа людей, уволенных с военной службы, определяется на день обращения их за пенсией в каждом конкретном случае исходя из их фактического материального расположения. При этом к числу утративших источник средств к существованию относятся родители или супруг, у которых все имеющиеся финансы в их совокупности или доля заработков, приходящаяся на всякого из них, ниже малого размера пенсии на 1-го трудоспособного члена семьи.
Не числятся утратившими источник средств к существованию, самостоятельно от размера имеющихся заработков, родители или супруг, имеющие совершеннолетних трудоспособных деток, в том числе живущих раздельно.
Нетрудоспособные родители или супруг, дети которых решением суда освобождены от повинности показывать им материальную содействие, числятся утратившими источник средств к существованию, ежели имеющиеся у них финансы или порция заработков ниже размера малого размера пенсии.
Факт утраты средств к существованию нетрудоспособными родителями и супругом погибшего гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа людей, уволенных с военной службы, не состоявшими на его иждивении, определяется методом ознакомления с материальным расположением семьи погибшего кормильца представителями военного комиссариата района и жилищной эксплуатационной организации или администрации района или города.
Результаты ознакомления с материальным расположением оформляются заключением, в котором обязаны быть указаны последующие данные: возраст и трудоспособность родителей или супруга; имеют ли они доход и его величина; являются ли они пенсионерами и в каком размере получают пенсию; имеют ли они собственное хозяйство ( приусадебный участок, семейный скот) и заработок от этого хозяйства; имеют ли они детей, возраст детей, трудоспособность, пространство жительства, семейное состояние, доход данных детей и какую они оказывают им содействие.
В доказательство указанных данных к заключению при необходимости приобщаются копии выписок из актов освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы детей, копии исправных листов и решений суда об избавлении детей от повинности кормить родителей и остальные документы.
Право на пенсию по случаю утраты кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи погибших военнослужащих, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается:
– нетрудоспособным детям;
– нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца потеряли источник средств к существованию;
– нетрудоспособным родителям и супругам лиц, погибших вследствие военной травмы;
– супругу, одному из родителей или иному члену, осуществляющему уход за нетрудоспособным иждивенцем кормильца.
Нетрудоспособными членами семьи, сообразно Федеральному закону от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск государственной гвардии Российской Федерации, и их семей» числятся:
1) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, ежели они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от изготовления (не считая учебных заведений, обучающиеся в которых числятся состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют преимущество на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;
2) право на пенсию по случаю потери кормильца вровень с родными детьми имеют усыновленные, а также пасынки и падчерицы. Несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, пасынки и падчерицы, имеющие преимущество на пенсию по случаю утраты кормильца, охраняют это преимущество и при усыновлении иными гражданами;
3) отец, мать и супруг, ежели они достигли возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет, или являются инвалидами (группу инвалидности членам семьи устанавливают бюро медико-социальной экспертизы по течению поликлиник по месту жительства);
4) усыновители имеют преимущество на пенсию по случаю утраты кормильца вровень с родителями. Отчим и мачеха имеют преимущество на пенсию вровень с отцом или матерью при условии, если они воспитывали или содержали погибшего пасынка или падчерицу не менее 5 лет;
5) супруг или один из родителей или дед, бабушка, брат или сестра самостоятельно от возраста и трудоспособности, ежели он( она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками погибшего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;
6) при определении права на пенсию по случаю утраты кормильца лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, к числу неработающих не относятся;
7) супруги погибших людей, проходивших военную службу, состоявшие на их иждивении, находящиеся в отчасти оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до заслуги им возраста 3 лет, а также в дополнительном отпуске без хранения заработной платы по уходу за этим ребенком до достижения им 14-летнего возраста и не работающие, имеют преимущество на пенсию по случаю утраты кормильца. Со дня выхода на работу после окончания указанных отпусков выплата пенсии им прекращается, оснований для продолжения выплаты пенсии по случаю утраты кормильца не имеется;
8) дедушка и бабушка – при отсутствии лиц, какие по закону должны их кормить. К лицам, обязанным кормить дедушку и бабушку, относятся их совершеннолетние трудоспособные дети, а также трудоспособные братья, сестры и внуки, владеющие достаточными средствами.
Пенсия по случаю утраты кормильца назначается на целый период, в течении которого член семьи погибшего считается нетрудоспособным, а членам семьи, достигшим возраста 65 и 60 лет ( мужчины и женщины соответственно) пожизненно.
Таким образом, процедура оформления государственной пенсии требует достаточно дополнительных документов, так как кормилец был военнослужащим, нужны документы, подтверждающие факт и причину смерти, а также удостоверяющие то, что смерть наступила в связи с военным заболеванием либо травмой или инвалидностью, полученной во время службы. Именно по этой причине существуют свои условия оформления, параметры расчета и нюансы, на которые обычно стоит обратить внимание родственникам погибших или умерших кормильцев.
Пенсия по случаю потери кормильца для членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы устанавливается независимо от каких-либо иных условий, в частности от продолжительности общего трудового стажа, в том числе военной службы, она является бесстажевой.
В сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и их семей существует достаточно проблем, связанных с рассмотрением заявлений людей, начислением и перерасчетом пенсий, а также с размером оплачиваемой пенсии Решить все возникающие проблемы за одно мгновение невозможно. Необходимо длительное реформирование и изменение некоторых законопроектов и положений в пенсионной системе. Пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается только тем членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего (военного пенсионера), которые находились на его иждивении и которые по всем основаниям, закрепленным законодательством, имеют на нее право. Также особенностью этой пенсии является то, что она зависит не от выслуги военнослужащего, а непосредственно от причины его смерти, то есть связана она или нет с исполнением обязанностей военной службы.
§ 2. Отдельные вопросы назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС
Пенсия по случаю потери кормильца выплачивается семьям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф. При этом перечень зон радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном в Федеральном законе от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»1.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов. Вместе с государственной пенсией по случаю потери кормильца нетрудоспособные члены семьи умершего могут одновременно получать социальную или страховую пенсию по старости или инвалидности.
Пенсии по случаю потери кормильца, назначенные членам семей людей, пострадавших в итоге радиационных или техногенных катастроф, выплачиваются в полном размере самостоятельно от исполнения оплачиваемой работы.
Право на пенсию по случаю утраты кормильца имеют нетрудоспособные члены семей следующих граждан:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую заболевание и остальные болезни, связанные с радиационным действием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
– людей ( в том числе временно направленных или командированных), принимавших роль в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или остальных работах на Чернобыльской АЭС;
– военнослужащих и военнообязанных, призванных на особые сборы и привлеченных к исполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, самостоятельно от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших( проходящих) службу в зоне отчуждения;
– граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения или выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; – людей, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, самостоятельно от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в данной связи инвалидности;
3) граждане ( в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 – 1987 годах роль в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией народонаселения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или остальных работах на Чернобыльской АЭС;
– военнослужащие и военнообязанные, призванные на особые сборы и привлеченные в этот период для исполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, подключая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, самостоятельно от места дислокации и выполнявшихся работ;
– лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 – 1987 годах службу в зоне отчуждения;
– граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на боевые сборы и принимавшие роль в 1988 – 1990 годах в работах по объекту « Укрытие»;
– младший и средний медицинский персонал, врачи и остальные труженики лечебных учреждений( за исключением лиц, чья профессиональная активность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в критериях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской поддержке и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в итоге чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 – 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
– военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 – 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные ( в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные, в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в следующие годы, подключая детей, в том числе детей, какие в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, непрерывно проживающие ( работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, непрерывно проживающие ( работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, непрерывно проживающие ( работающие) в зоне отселения до их переселения в остальные районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения( не проживающие в данной зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в следующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Если радиационный вред причинен и ( или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в возмещении ущерба и мерах общественной помощи потерпевшему обязано быть отказано или величина их обязан быть уменьшен по решению суда.
Определение круга нетрудоспособных членов семей данных людей исполняется на базе двух законов: Закона о муниципальном пенсионном обеспечении и Закона о общественной охране людей, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
Пенсия по случаю потери кормильца – участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих, военнообязанных, призванных на сборы и других приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, а также умершего инвалида вследствие военной травмы, связанной с Чернобыльской катастрофой, назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов. Кроме пенсии, нетрудоспособные члены семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывшие на его иждивении, имеют право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца.
Детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении. В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца родителям, супругам и учащимся детям граждан, работавших на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, погибших (умерших) или ставших инвалидами и впоследствии умерших из-за травм, ожогов, лучевой болезни и других заболеваний в связи с Чернобыльской катастрофой.
Вдовы участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС могут получать две пенсии: государственную пенсию по случаю потери кормильца и трудовую пенсию по старости. Пенсия по потере кормильца назначается женщинам в 50 лет.
Объем пенсии находится в зависимости с статуса погибшего ликвидатора аварии. В случае если же член ликвидации катастрофы был военным, и фактор его смерти сопряжена с болезнью, приобретенным при выполнении обязательств в период ликвидации катастрофы, в таком случае обеспечение станет больше. С целью извлечения пенсии в увеличенном объеме следует приобрести заключение государственного учреждения медико-социальной экспертизы.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению по случаю утраты кормильца разрешено оформить в любое время. Для этого необходимо подать соответствующее высказывание и нужные документы в территориальный орган ПФР или в многофункциональный центр( МФЦ) по месту жительства или по месту регистрации. Ознакомиться с бланком заявления разрешено на сайте ПФР, также его разрешено самостоятельно распечатать.
Подать документы может как конкретно гражданин, так и его законный представитель. Кроме такого возможно отправить бумаги по почте Российской федерации или по электронной почте средством официальный веб-сайт ПФР.
С целью определения пенсии по случаю утраты кормильца сообразно государственному пенсионному обеспечению членам семей людей, потерпевших в следствии радиационных или техногенных аварий в добавление представляются требуемые бумаги. Дополнительно к документам, нужным с целью определения пенсии по случаю утраты кормильца сообразно государственному пенсионному обеспечению даются документы:
– подтверждающие, что умерший кормилец получил или перенес лучевую заболевание и остальные болезни, связанные с радиационным действием вследствие крушения на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
– подтверждающие, что погибший кормилец признавался инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
– подтверждающие, что погибший кормилец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
– подтверждающие, что погибший кормилец пострадал в итоге остальных радиационных или техногенных катастроф;
– о страховом стаже погибшего кормильца.
В качестве важного документа, подтверждающего тот факт, то что лицо получило и перенесло лучевую болезнь или заболевания, сопряженные с излучительным воздействием вследствии трагедии в Чернобыльской АЭС или трудами сообразно ликвидации указанной трагедии, а не считая такого было признано инвалидом вследствии аварии в Чернобыльской АЭС, принимается свидетельство определенного стандарта лица, перетерпевшего лучевую заболевание или остальные заболевания, сопряженные с радиационным воздействием, или ставшего инвалидом.
Применительно к государственным пенсиям по случаю утраты кормильца вследствии радиационных или техногенных аварий, не считая такого обязана проявляться взаимозависимость среди смертью кормильца и соответствующей радиационной трагедией. Уже после подтверждения прецедента смерти гражданина ( или сразу, в то же время с ним) и определения приспособления персон к категории членов семьи, какие по закону одарены правом на пенсию осматриваемого типа, они, кроме этого, должны доказать, то что были в иждивении погибшего.
Пенсия по случаю утраты кормильца членам семей людей, пострадавших в итоге радиационных или техногенных катастроф, назначается в последующем размере:
– детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери 250 % размера социальной пенсии ( на каждого ребенка);
– иным нетрудоспособным членам семьи погибшего кормильца 125 % размера социальной пенсии на всякого нетрудоспособного члена семьи.
Лицам, живущим в регионах Крайнего Севера и уподобленным к ним территориям, величина пенсии возрастает с учетом местного коэффициента, определенного Правительством РФ в зависимости с региона ( местности) проживания, в весь промежуток проживания указанных лиц в данных регионах( территориях). Следует отметить, что по сравнению с общими положениями пенсионного законодательства в количество нетрудоспособных членов семей в указанном случае не включены инвалиды с детства. Членам семей, перечисленных больше людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по случаю утраты кормильца назначается самостоятельно от длительности трудового стажа кормильца.
Назначение пенсии по случаю утраты кормильца предусматривает присутствие связи погибели кормильца с действием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Для такого, чтоб назначили этот вид пенсии, нужно обосновать при поддержке соответственных документов и справок, что смерть кормильца связана с заболеванием, приобретенным в ходе ликвидации трагедии. Из-за таковых проблем появляется чрезвычайно немало разных ситуаций и для их решения гражданам приходится обходиться в суд для охраны собственных прав.
Так, например, гражданка Печникова Г.М обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по основаниям, что она является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право получать пенсию по потере кормильца. За назначением пенсии по случаю потери кормильца, она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ. Решением комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного Фонда РФ, ей отказано в назначении указанной пенсии в связи с тем, что не доказан факт участия умершего при ликвидации катастрофы в зоне отчуждения. Участие умершего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подтверждается архивной справкой, а так же удостоверениями участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, выданным военным комиссариатом посмертно Министерством здравоохранения и социального развития, как вдове умершего. Получение умершим в период ликвидации последствий аварии, по 0,2 доз рентгенов ежесуточно подтверждается наличием карточки учета доз радиоактивного облучения. Согласно решению межведомственного экспертного совета Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России заболевание и причина смерти умершего связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из справки, выданной отделом военного комиссариата следует, что муж истицы проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ по призыву. Принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Из учетной карточки к военному билету следует, что в особых отметках (дополнительные сведения) отражено об его участии в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно карточке учета доз радиационного облучения, умершим ежедневно получена доза по 0,2 рентгена. Мужу истицы было вручено удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Министерством здравоохранения посмертно выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, которая вручена Печниковой Г.М.
Суд считает, что факт участия умершего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения доказан в полном объеме. Из свидетельства о смерти следует, что заболевание и причина смерти умершего связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Судом установлено, что истица Печникова Г.М., состояла в браке с умершим (основание свидетельства о заключении брака) и является нетрудоспособным членом семьи умершего в связи с достижением 50 летнего возраста.
Таким образом суд, проанализировав пояснения сторон, представленные доказательства, приходит к выводу о том, что истица имеет право на получение пенсии по потере кормильца на основании изложенного и руководствуясь, суд решил: исковые требования Печниковой Г. М. удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ об отказе в назначении Печниковой Г. М. пенсии по случаю потери кормильца1.
Под причинной связью развившихся болезней лиц, подвергшихся действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между пришествием вредоносных последствий для здоровья указанных лиц и действием на них радиационных причин вследствие чернобыльской катастрофы. Перечень болезней, происхождение или осложнение которых обусловлено действием радиации, определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, надобность возмещения государством нанесенного этим личностям ущерба существования и здоровью описывает перед законодателем проблему обособленного законодательного регулирования их общественной охраны, в том числе предоставление требуемого уровня общественной сохранности предоставленной категории населения. В процессе жизни любой человек находится в опасности перед приходом причин, какие имеют все шансы прямым способом сказаться в его состояние здоровья или стать предпосылкой к потере главного источника средств к жизни. К похожим причинам возможно отнести – заболевание, нетрудоспособность, или утрата кормильца. Пенсия семьям по случаю потери кормильца семьям людей, пострадавших в итоге катастрофы на Чернобыльской АЭС назначается самостоятельно от остальных видов пенсий, пособий и доходов, а также от длительности трудового стажа погибшего кормильца.
Для назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям людей, пострадавшим в итоге катастрофы на Чернобыльской АЭС, нужно обосновать при поддержке соответственных документов и справок, что погибель кормильца связана с болезнью, приобретенным в ходе ликвидации трагедии. Из-за таковых проблем появляется чрезвычайно немало разных ситуаций и для их решения гражданам приходится обращаться в суд для охраны собственных прав.
§ 3. Отдельные вопросы получения пенсии по случаю потери кормильца совершеннолетними лицами, обучающимися в образовательных учреждениях и не достигшими возраста 23 лет
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» право на пенсию по случаю потери кормильца в связи со смертью одного из родителей есть у лиц, которым исполнилось 18 лет, имеют право получать и дальше пенсию по случаю потери кормильца при условии обучения в учебном заведении в образовательных учреждениях по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное).
Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении. Обучение граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, имеющими преимущество на приобретение страховой пенсии по случаю утраты кормильца, признаются его дети, не достигшие 18-летнего возраста; его дети до достижения 23-х лет, ежели они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов самостоятельно от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами местности РФ, если направленность на обучение совершено в согласовании с международными договорами РФ, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, а также дети погибшего кормильца самостоятельно от возраста, получившие инвалидность до достижения 18-ти лет.
К образовательным учреждениям относятся школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи, а также учреждения высшего и среднего профессионального образования – технические училища, колледжи, университеты, институты, академии. По организационно-правовой форме образовательные учреждения могут быть муниципальными, государственными, частными, религиозными. Однако преимущество на приобретение страховой пенсии по случаю утраты кормильца для детей погибшего кормильца старше 18-ти лет появляется лишь при осуществлении обучения по очной форме, что обязано быть доказано справкой, выданной образовательным учреждением.
При смене формы обучения – переходе на вечернее или заочное отделение право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца считается утраченным.
В том случае, в случае если ребенок погибшего кормильца, обучающийся в образовательном учреждении согласно очной форме обучения и получающий страховую пенсию согласно случаю потери кормильца вплоть до достижения 23-х лет завершает обучение, в таком случае с завершением преподавания оплата страховой пенсии согласно случаю утраты кормильца ему будет прервана. Но, в случае если вплоть до свершения 23-х лет он снова поступит в иное образовательное учреждение (к примеру, завершил учебное заведение и зачислился в учреждение) на очную форму обучения, в таком случае он обретает возможность в восстановление выплаты страховой пенсии согласно случаю потери кормильца вплоть до достижения 23-х лет.
Право в приобретение страховой пенсии по случаю утраты кормильца детьми погибшего кормильца, обучающимися за рубежом, способен проявляться осуществлено лишь только в этом случае, в случае ежели подготовка выполняется сообразно направлению в учебу в иностранное просветительное организация в согласовании с международными соглашениями и договорами, то что должно проявляться отображено в акте, поддерживающем подготовка в тренировочном здании и за рубежом.
Не обладают возможностями в пенсионном обеспечение согласно случаю утраты кормильца дети погибшего кормильца, обучающиеся в учебных организациях вспомогательного создания, какими считаются института и направленности увеличения квалификации, образные и мелодические средние учебные заведения, средние учебные заведения искусств, спорт средние учебные заведения, жилья младенческого творчества и остальные подобные просветительные ВУЗа, владеющие соответствующие лицензии.
Однако, поскольку речь идет о лицах в возрасте от 18 до 23 лет, то дополнительное образование они чаще лишь получают сразу с главным, и в этом случае факт обучения в образовательных учреждениях доп образования не повлияет на преимущество получения пенсии по случаю утраты кормильца. Если учащийся или студент располагаться в академическом отпуске, то он не теряет преимущество на приобретение страховой пенсии по случаю утраты кормильца, так как юридически является обучающимся в учебном заведении. Сохраняется преимущество на пенсионное обеспечение по случаю утраты кормильца и во время отпуска по уходу за ребенком.
Обратиться за оформлением пенсии по случаю утраты кормильца студент обязан в территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства, предоставив установленный пакет документов.Пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти, если обращение последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Совершеннолетние дети станут обладателями права в приобретение пенсии по случаю потери кормильца только лишь только до окончания образовательного учреждения, однако все без исключения точно также не дольше нежели вплоть до достижения ими 23-летнего возраста.
Часто возникает проблема, будет ли выплачиваться обеспечение в промежуток сезонных каникул. Согласно закону выплаты длятся вплоть до этих времен, до тех пор пока у лица актуален статус учащегося. В период каникул человек никак не утрачивает этот статус, в соответствии с этим выплаты длятся в том числе и в период каникул. Прекращаются выплаты студенту по потере кормильца в случае:
– если человек обучается в учреждении, оказывающем дополнительные образовательные услуги, то он лишается возможности получать выплаты;
– при отчислении учащегося из учебного заведения;
– при переводе ученика с дневной формы обучения на заочную, студент так же лишается материальной поддержки от государства;
Выплаты прекращаются уже в следующем месяце за переводом с одной формы обучения на другую. Студенты обязаны сами уведомлять пенсионный фонд о том, что их отчислили или перевели на заочную форму обучения. В случае, если это не будет сделано вовремя, а выплаты будут продолжаться, пенсионный фонд обяжет студента вернуть все излишне уплаченные денежные средства.
Следует отметить, что при переводе с заочного обучения на очное совершеннолетнему студенту, не достигшему возраста 23 лет, соответствующий пенсионный орган должен был возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца на основании справки из образовательного учреждения, подтверждающей статус обучающегося по очной форме обучения.
Однако, в определенных подобных случаях пенсионные органы отвергают в восстановлении выплаты пенсии согласно случаю потери кормильца, доказывая данное тем, что обучение обучающихся ориентировано в разрешение вопросов поочередного увеличения профессионального и общеобразовательного уровней. По этой причине, согласно мнению работников пенсионных организаций, обеспечение согласно случаю утраты кормильца взрослым, никак не достигнувшим года 23 года, какие уже после завершения просветительного института зачислились вторично в политехникум либо уже после учреждения зачислились в иной учреждение, никак не платится.
Так, гражданин Савченко И.В. обратился в суд с иском к ГУ ГУПФ РФ о признании отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным, признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязан возместить социальные выплаты, восстановлении прав на социальное обслуживание, возмещении материального ущерба, указывая, что ему было отказано в назначение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку на момент смерти отца он не состоял на его иждивении т.к. являлся военнослужащим и проходил срочную службу. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку он просил назначить ему пенсию по случаю потери кормильца не на момент смерти отца, а на момент его возвращения после прохождения срочной службы, т.е. в настоящий момент он обучается в образовательном учреждении, с учетом этого просил обязать ответчика назначить ему пенсию по случаю потери кормильца до окончания образовательного учреждения, обязать возместить социальные выплаты, восстановить его права на социальное обслуживание, а также возместить материальный ущерб.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, истец не достиг возраста 23 года, проходил и проходит в настоящее время обучение в образовательном учреждении, то он в данном случае имеет право на получение указанной пенсии после прохождения службы в армии не зависимо от того когда наступила смерть кормильца, т.е. его отца.
При этом суд считает возможным обязать Главное управление ПФ РФ назначить истцу пенсию по случаю потери кормильца до момента окончания образовательного учреждения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части обязать возместить социальные выплаты, восстановить его права на социальное обслуживание суд исходит из того, что данный вопрос относится к компетенции местных органов социальной защиты, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется. Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца суммы материального ущерба.
Исходя из рассмотренных материалов гражданского дела суд решил: признать отказ ГУ ГУПФ РФ в назначении Савченко И.В. пенсии по случаю потери кормильца незаконным. Обязать Главное управление ПФ РФ назначить Савченко И.В. пенсию по случаю потери кормильца на период учебы в образовательном учреждении. В удовлетворении исковых требований Савченко И.В. к ГУ ГУПФ РФ обязан возместить социальные выплаты, восстановлении прав на социальное обслуживание, возмещении материального ущерба отказать1.
Таким образом, совершеннолетние лица, обучающиеся в образовательных учреждениях и не достигнувшие возраста 23 лет принадлежат к более социально уязвимой категории людей. В нашей стране есть конкретные мероприятия согласно помощи подобных групп населения. С целью этого, для того чтобы верно и стремительно оформить пенсию согласно утрате кормильца, необходимо понимать ключевые законные основные принципы, а непосредственно кому возложены подобные пенсии, которые бумаги следует обеспечить в Эмеритальный актив с целью извлечения позитивного постановления. Понимание ключевых законов дизайна бумаг сможет помочь правильно найти решение проблема о получении выплат.
Юридическое значение придается никак не виду либо типу образовательного учреждения, а форме обучения, таким образом равно как обеспечение согласно утрате кормильца назначается только лишь ученикам очной формы обучения. Приобретение создания согласно заочной либо очно - заочной форме обучения полномочия в пенсию никак не предоставляет, в том числе и в случае если обучающийся по сути никак не функционирует. Никак не являются обучающимися курсанты верховных тренировочных учреждений МВД РФ и Министерство РФ, так как они считаются военными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по теме выпускной квалификационной (дипломной) работы позволяет сделать следующие выводы:
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Основой реализации социальной политики России в сфере распределения и потребления является обеспечение нормативно закрепленного минимума жизненных благ, одним из которых является пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иждивенцам умершего кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств к существованию. В зависимости от причины смерти кормильца (гибель военнослужащего, смерть в результате профессионального или общего заболевания и т.д.) законодательство разделяет общие основания для назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является смерть кормильца, а также признание лица безвестно отсутствующим либо объявление его умершим.
Законодательство устанавливает три основных условия назначения пенсии по случаю потери кормильца:
1) наличие родственных отношений – пенсия назначается только членам семьи;
2) нетрудоспособность члена семьи;
3) нахождение на иждивении у умершего.
Пенсия (кроме пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы) устанавливается в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца (в том числе при неполном трудовом стаже) установлен на уровне 2/3 минимальной пенсии по старости в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи, а максимальный размер пенсии – на уровне минимальной пенсии по старости. Все расчеты при назначении пенсии по случаю потери кормильца производит Пенсионный Фонд РФ.
Можно отметить в итоге, что при назначении пенсии органы социальной защиты решают вопросы: об отнесении обратившихся лиц к членам семьи умершего кормильца, о признании их нетрудоспособными, об их иждивении в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств к существованию. Назначение пенсии по случаю потери кормильца зависит от количества членов семьи умершего кормильца, а также от предоставленных документов и справок в ПФР. В результате изученных материалов установлено, что статус умершего кормильца – это не единственное, что отличает пенсии по потери кормильца. Различается у них буквально все: от размера до списка тех, кому положен тот или иной вид пенсии.
От того, как функционирует в государстве данная система зависит уровень благосостояния многих граждан. Пенсией по случаю потери кормильца обеспечиваются разные социальные группы населения: несовершеннолетние, инвалиды, лица пенсионного возраста, а также лица, занятые уходом за детьми.
Процедура оформления государственной пенсии требует достаточно дополнительных документов, так как кормилец был военнослужащим, нужны документы, подтверждающие факт и причину смерти, а также удостоверяющие то, что смерть наступила в связи с военным заболеванием либо травмой или инвалидностью, полученной во время службы. Именно по этой причине существуют свои условия оформления, параметры расчета и нюансы, на которые обычно стоит обратить внимание родственникам погибших или умерших кормильцев.
Пенсия по случаю потери кормильца для членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы устанавливается независимо от каких-либо иных условий, в частности от продолжительности общего трудового стажа, в том числе военной службы, она является бесстажевой.
В сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и их семей существует достаточно проблем, связанных с рассмотрением заявлений граждан, начислением и перерасчетом пенсий, а также с размером выплачиваемой пенсии. Решить все возникающие проблемы за одно мгновение невозможно. Необходимо длительное реформирование и изменение некоторых законопроектов и положений в пенсионной системе. Пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается только тем членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего (военного пенсионера), которые находились на его иждивении и которые по всем основаниям, закрепленным законодательством, имеют на нее право. Также особенностью этой пенсии является то, что она зависит не от выслуги военнослужащего, а непосредственно от причины его смерти, то есть связана она или нет с исполнением обязанностей военной службы.
Право каждого гражданина на получение пенсии по случаю потери кормильца отражены не только в федеральных законах Российской Федерации, но и в Конституции РФ, которые с учетом времени изменяются, совершенствуются и дополняются. Значение пенсии по случаю потери кормильца в жизни общества проявляется в ее функциях. Функции пенсии по случаю потери кормильца сродни функциям пенсии по старости и по инвалидности. Следует выделить следующие функции: обеспечительную, защитную, компенсационную, социально-психологическую.
Наиболее значимой проблемой в сфере пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца, является назначение и выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца лицам, достигшим восемнадцати лет.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается только при обучении на очной форме обучения, но стоимость обучения на такой форме слишком велика, не каждая семья, а особенно потерявшая главный источник существования, может себе это позволить. В итоге ребенку приходится обучаться на заочной форме обучения, чтобы он мог работать и как то обеспечивать свою семью, в связи с этим право на пенсию у него прекращается.
Также существует множество проблем, связанных например, со сбором документов для назначения пенсии, порядок оформления, а также выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Дата: 2019-07-30, просмотров: 383.