За последние два года в России возрастает интерес к КСО. Это связано как с политическими причинами, так и с заинтересованностью бизнеса найти новый общий язык с властью всех уровней и обществом, повысив таким образом свою устойчивость. Власть поддерживает эту деятельность, справедливо полагая, что прогрессивная часть российского бизнеса поможет решить хотя бы часть острейших социальных проблем. В то же время наблюдается разноголосица понимания в области КСО. В этой связи представлю свой подход к КСО в России и общую концепцию ее развития [7].
Анализ экономического и социального положения в стране показывает, что настало время внедрения соответствующей отчетности бизнеса при поддержке и координации государственной властью. Развитие КСО должно сыграть положительную роль в расширении международного сотрудничества РФ.
В настоящее время у бизнес-сообщества, властных структур и СМИ существуют два подхода к КСО. Узкое понимание КСО представляет перечень социальных проектов и программ, осуществляемых российским бизнесом по развитию собственного персонала, а также помощи наименее обеспеченным и проблемным группам населения на благотворительной основе. В этом случае КСО отражается в форме традиционных социальных разделов корпоративных отчетов либо в форме социальных отчетов компаний.
Комплексный подход, фактически не получивший развития в РФ, предполагает КСО в форме отчетов по корпоративной социальной ответственности или по устойчивому развитию в соответствии с международными стандартами и рекомендациями. РФ активно поддержала стремление стран к устойчивому развитию в международном понимании этого термина. Важным условием успеха в этой области является принцип добровольности отчетности бизнеса по КСО в условиях моральной мотивации и косвенного регулирования со стороны законодательной и исполнительной власти. Государственный подход заключается во всемерной поддержке практики отчетности по КСО российского бизнеса, выработке соответствующих правительственных рекомендаций и регулярном диалоге власти и бизнеса об основных направлениях и содержании КСО. При этом вопрос о социальной ответственности самих органов власти, в первую очередь исполнительных, также является актуальной и острой проблемой (роль и ответственность социального государства декларирована статьей 7 п.1 Конституции РФ). При активной поддержке практики добровольного и эффективного объединения ресурсов государства и бизнеса для решения отдельных социальных и экологических проблем, отчетность и законодательная ответственность бизнеса и власти не должны смешиваться, а тем более перекладываться друг на друга.
Создание института социальной отчетности в нашей стране соответствует общественным ожиданиям и дает шанс для позитивных изменений в отношениях между населением, бизнесом и государством. Сегодня в России активно обсуждаются правила ведения бизнеса и контроля за ним со стороны как государства, так и общества. Опыта составления социальной отчетности на данном этапе у российского бизнеса недостаточно, поэтому, с одной стороны, возникает проблема донесения информации до заинтересованных сторон, с другой - ее адекватного восприятия [42.30-31].
Отсутствие информации о социальных программах компании, о ее добровольном вкладе в решение социальных проблем местных сообществ повышает для бизнеса риск попасть в ловушку завышенных ожиданий населения, подменить собой государство в социальной сфере.
Бизнесу нужно приложить серьезные усилия для того, чтобы информировать общественность о своей социальной роли. Для этого существует множество способов, например вовлечение журналистов в обсуждение темы корпоративной социальной ответственности, сотрудничество с известными общественными организациями. Одним из наиболее действенных методов продвижения информации о социальной ответственности компании является подготовка и распространение социального отчета. Еще более значим в глазах общественности отчет, заверенный независимой внешней организацией, то есть прошедшей социальный аудит.
От выпуска буклетов, рассказывающих о помощи ветеранам и инвалидам, отремонтированных больницах и красочных детских праздниках, необходимо переходить к системному освещению социальной ответственности, а значит ориентироваться на международные стандарты социальной отчетности.
Социальная отчетность нужна, чтобы:
комплексно информировать широкую общественность об экономических, экологических и социальных результатах деятельности компании;
осуществлять самооценку по этим трем направлениям;
вести диалог со всеми группами заинтересованных сторон, выявлять их оценки и ожидания;
предотвращать возможные обвинения;
получать дополнительные конкурентные преимущества;
укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ;
создавать основу для разработки стратегии развития компании.
К социальной отчетности в широком понимании этого слова относят любые отчеты компаний, содержащие не только информацию о результатах экономической деятельности, но также социальные и экологические показатели [26.45]. Некоторые компании готовят отчеты исключительно для внутреннего употребления, другие - еще и для внешнего, третьи считают основным именно имиджевый компонент и адресуют отчеты лишь тем группам заинтересованных сторон, которые находятся за пределами компании.
На первом этапе социальная отчетность - это своеобразная "рекламная пауза" в освещении основной деятельности. Обычные годовые отчеты дополняются врезками или специальными буклетами, освещающими благотворительную деятельность фирмы. Именно этой тактики придерживаются сегодня многие российские компании.
Следующий этап - переход к комплексному освещению корпоративной социальной ответственности перед обществом. Постепенно корпорации начинают оценивать свои программы по работе с персоналом или ресурсосбережению как социально ответственные действия и соответственно их позиционировать. Наконец, социальная ответственность интегрируется в основную деятельность компании на всех стадиях - от выстраивания взаимоотношений с поставщиками комплектующих деталей до обеспечения качества продукции. Социальный отчет становится результатом длительного диалога с различными группами заинтересованных сторон, в нем не только обобщаются различные мнения, но и фиксируются определенные обязательства компании и их выполнение.
Движущей силой этого процесса, безусловно, является конкуренция, чем она выше, тем "чувствительнее" компании к общественному мнению, тем более развита социальная отчетность. Определенную регулирующую роль играет также государство, хотя включение в корпоративную отчетность экологических и социальных показателей требуется законом лишь в нескольких странах, в частности во Франции, Австралии и Южной Африке.
В соответствии с тремя вышеописанными этапами различают следующие основные формы подготовки и оформления отчетности [42.15-17]:
отчет в свободной форме;
комплексный отчет по методу тройного итога (Triple Bottom-line);
стандартизированный отчет (АА 1000, 8А 8000, СК.1 и т.д.).
Самая распространенная форма отчетности - свободная, она же наиболее популярна в России (буклеты о благотворительных программах компании, поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта). Эта форма очень удобна для компании, однако не может обеспечить достоверность отчета и сравнимость его с другими подобными документами, не способствует оценке и признанию со стороны международных организаций. Отчет в свободной форме обычно предназначен исключительно для внешних аудиторий и не предполагает проведение социального аудита.
В последние годы все большее распространение получают стандартизированные формы отчетности. Большинство крупных компаний уже перешло на ежегодный режим подготовки отчетов в соответствии с тем или иным признанным международным стандартом, в частности:
GRI;
AA 1000;
SA 8000.
Как и метод тройного итога, эти стандарты используют комплексный подход, но отличаются более высокими требованиями к сбору информации. В их основе лежат некоторые общие принципы:
готовность компании учитывать, оценивать и обнародовать помимо основных, внеэкономические показатели своей деятельности;
наличие комплексной стратегии развития компании, охватывающей экономические, социальные и экологические компоненты;
выстраивание постоянного диалогового процесса со всеми группами заинтересованных сторон, учет их интересов и требований, предъявление им результатов отчетности;
приверженность всех подразделений компании, а не только ее руководства, идеологии социальной отчетности.
Преимущества отчета в стандартизированной форме:
сравним с другими подготовленными по подобной технологии; -
признан в международном деловом сообществе; -
может быть учтен при присвоении социального рейтинга.
Отчетность по КСО в его комплексном варианте следует рассматривать как прогрессивную форму стратегического менеджмента и корпоративной культуры, как важнейший инструмент капитализации и развития деловой репутации российских компаний. Использование отчетности по международным стандартам представляется наиболее целесообразным в условиях активизации выхода российского бизнеса на международные фондовые рынки. Опыт и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России показывают, что любые промежуточные (смешанные) варианты отчетности лишь затягивают процессы рационализации управления в российском бизнесе и его скорейшей интеграции в мировую экономику. Одновременно внедрение российскими компаниями отчетности в соответствии с международными стандартами существенно повысит их конкурентоспособность на международных рынках.
Отчетность по КСО и устойчивому развитию должна внедряться на принципах добровольности, государственной сознательности и социальной ориентированности бизнеса. При этом государственные органы власти, в первую очередь профильные федеральные министерства, а также исполнительные органы на местах, должны активно поддерживать КСО, развивать новые формы социального партнерства и проводить регулярные встречи для выработки соответствующих рекомендаций для бизнеса, постепенно превращая эту деятельность в естественный признак респектабельности российского бизнеса. Властным структурам всех уровней следует активно поддерживать КСО именно как комплексную систему, стимулирующую планомерные социальные инвестиции бизнеса.
Концептуальные направления развития КСО в России требуют их скорейшего обсуждения и развития на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Речь идет пусть о запоздалом, но весьма актуальном внедрении КСО как современной формы социального партнерства в гражданском обществе.
Современное состояние России требует активного внедрения КСО как современной формы социального партнерства и поддержки наиболее нуждающихся групп населения. В обществе должна быть создана атмосфера высокой требовательности и ответственности бизнеса к собственному персоналу и нуждам страны. Одновременно власть должна сама подавать примеры роста своей социальной ответственности, предусмотренной российской Конституцией и законодательством. Следует разработать единое понимание понятий социальной ответственности бизнеса и социальной ответственности власти, а также социальной благотворительности.
КСО крупного и среднего бизнеса следует осуществлять с использованием комплексного подхода в соответствии с международными стандартами по устойчивому развитию по трем группам показателей: экономика, экологическая политика и социальная политика. При этом под экономикой компаний понимаются капитальные вложения и мероприятия внедрения современных технологий, улучшающих потребительские свойства и социальную значимость производимых товаров и услуг, а также финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности. Экологическая политика подразумевает вложения и мероприятия компаний, направленные на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, а также благотворительные цели экологического характера местного и общенационального масштаба. Социальная политика включает вложения и мероприятия компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные проекты местного и федерального значения.
Законодательным и исполнительным органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями изучать и развивать законодательные аспекты поддержки и стимулирования КСО бизнеса, включая корпоративную благотворительность. Эта работа должна строиться на постоянной основе в форме диалога и постепенного развития и уточнения на ежегодных общероссийских форумах по КСО (помимо рабочих конференций, семинаров, "круглых столов") Законодательное введение обязательной социальной отчетности в России может лишь разрушить наметившийся конструктивный характер КСО, превратив ее в еще один инструмент административного давления на бизнес.
Следует активно поддерживать международный обмен опытом в области КСО, привлекая к этой работе сами компании (менеджмент и профсоюзы). Стоит обратить особое внимание на широкую пропаганду идей и положительной практики КСО среди населения РФ.
3. Анализ социальной ответственности компании на примере ОАО "Востокгазпром"
Дата: 2019-07-30, просмотров: 185.