Конфликтный аспект взаимодействий в ситуации учения-обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Разрешение противоречий различного содержания происходит в актах деятельности, коммуникации и мышления и представляет из себя сложный, неоднозначный и как правило, непредсказуемый процесс. Акты действия, коммуникации и мышления, прежде чем совершиться, предполагают ситуации, из которых они вытекают и которыми определяются. Ситуации, в свою очередь, приобретают определенность благодаря конфликтам. «Действие предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и реакции. В каком пункте этих предпосылок должно начинаться действие, этого нельзя определенно установить. То, что с одной стороны является началом, может с другой стороны оказаться результатом предшествующих перипетий… Последние, в свою очередь, представляют собой лишь результат предшествующих коллизий и т.д.». «…раздвоение и его определенность составляют сущность ситуации, которая вследствие этого становится коллизией, ведущей к реакциям, и образует как исходный пункт, так и переход к действию в собственном смысле этого слова.».

В общем виде под конфликтом, таким образом, предлагается понимать специфическую характеристику измененных столкновением деятельности, приводящую во взаимодействии к возникновению результатов, соответствующих преобразуемым участниками условиям ситуации.

Опираясь на таким образом представленную последовательность возникновения конфликта, необходимо вначале указать определенность ситуации учения-обучения в ее раздвоенности и противоречивости, затем проанализировать современные подходы, определяющие представления о конфликте и его функциях в ситуации учения-обучения, и перейти к эмпирическому анализу процесса учения-обучения с точки зрения содержания и характера возникающих в детских дискуссиях конфликтов.

Процесс учения-обучения, по мнению многих исследователей, включает в себя два базовых процесса – трансляцию и коммуникацию, и представляет собой взаимное общение индивидов. Трансляция при этом понимается как демонстрация деятельности, которой необходимо научиться, а коммуникация – как процесс, обеспечивающий понимание содержания и способов осваиваемой деятельности и понимание деятельности участников процесса учения-обучения. Коммуникация обеспечивает создание рабочей кооперации и совместную деятельность индивидов.

Как отмечают многие отечественные исследователи проблемы перехода из дошкольного детства в школьное, ребенок приходит в школу со сложившимися в дошкольном детстве способами общения со сверстниками и взрослыми, которые вступают в противоречие со всем укладом новой для него школьной жизни. Новые, общественно значимые, «гражданские» отношения требуют от ребенка новых способов общения и кооперации со сверстниками и учителем, поскольку основным предметом взаимодействия в школе являются теоретические и / или эмпирические способы обобщения учебно-предметного материала. На их основе строятся способы отношений и взаимодействий между участниками процесса учения-обучения. Д.Б. Эльконин подчеркивает, что «очень часто, говоря об обучении имеют ввиду только его чисто образовательные функции, то есть, формирование у учащихся предусмотренных программой знаний и навыков. Это ограниченное представление об обучении. Своим содержанием и формой организации обучение… формирует определенные черты личности человека. Образовательные задачи обучения могут быть хорошо выполнены, если реализованы на высоком уровне его воспитательные функции».

Сформированные в дошкольном детстве способы понимания отношений предметного мира также вступают в противоречие с теми, которые предлагает ребенку учитель. Так, Л.С. Выготский, обсуждая противоречие понимания арифметических отношений у детей предшкольного возраста отмечает, что усвоение ребенком арифметики взрослых конфликтно, а разрешение этого противоречия происходит, по мнению В.В. Давыдова с образованием у младших школьников понятия числа, однако, этим достигается только промежуточный уровень предметной компетентности, и дальнейшее ее развитие, видимо не имеет границ.

Таким образом, обучение, основанное на теории содержательного обобщения в своей реализации сталкивается с двумя основными противоречиями, которые должны разрешаться: одно – противоречие сложившихся за предыдущий возрастной период и предлагаемых учителем форм общения и коммуникации, другое – противоречие «натуральной» и «культурной» форм учебно-предметного содержания.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 220.