Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.

Важной задачей каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.

Основной источник денежных накоплений предприятия – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом на производство и реализацию этой продукции.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, то есть образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда – дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссия денег.

Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Рассмотрим вертикальный анализ показателей отчета о прибылях и убытках и анализ распределения прибыли, которые представлены в табл. 2.13.

 

Таблица 2.13. Вертикальный анализ показателей отчета о прибылях и убытках и анализ распределения прибыли

Наименование показателей

2002

2003

2004

всего, тыс. руб. уд. вес, % всего, тыс. руб.

уд. вес, %

всего, тыс. руб.

уд. вес, %

1. Выручка от выполненных работ 2068 100 3754

100

3574

100

2. Затраты на выполнение работ (себестоимость, коммерческие и управленческие расходы) 1846 89,26 3627

96,62

3527

98,68

3. Прибыль от выполненных работ 222 10,74 127

3,38

47

1,32

4. Прочие доходы 62 3 0

0

0

0

5. Прочие расходы 154 7,45 32

0,85

37

1,04

6. Прибыль (убыток) до налогообложения 130 6,29 95

2,53

10

0,28

7. Текущий налог на прибыль 16 0,77 23

0,61

8

0,22

8. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 114 5,51 72

1,92

2

0,06

Анализ распределения прибыли

9. Прибыль, подлежащая распределению В т.ч.: 40 35,09  

20

27,78

2

100
9.1. Выплата дивидендов акционерам (участникам) 25 21,93

20

27,78

2

100
9.2. Погашение убытков прошлых лет 15 13,16

0

0

0

0
10. Нераспределенная прибыль 74 64,91

52

72,22

0

0
Итого: 114 100

72

100

2

100
                 

 


Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от выполненных работ – 78,2% в 2002 г., в 2003 г. и 2004 г. – 100%. Удельный вес прочих доходов в 2002 г. составил 21,8%.

Удельный вес прибыли от выполненных работ в общей сумме балансовой прибыли в 2003 г. и 2004 г. по сравнению с 2002 г. увеличился на 21,8%.

Распределение прибыли по всем периодам, в основном пошло на выплату дивидендов акционерам.

Показатель, характеризующий доходность, прибыльность, эффективность производства – это рентабельность. Общая рентабельность рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к общим затратам на производство.

Трендовый анализ дает ключ к пониманию того, улучшается ли финансовое положение фирмы, остается неизменным или ухудшается. Посмотрим на трендовый анализ отчета о прибылях и убытках; взаимосвязь прибыли, объема производства продукции и затрат, которые представлены в табл. 2.14.

 

Таблица 2.14. Трендовый анализ отчета о прибылях и убытках

Наименование показателей

2002

2003

2004

всего, тыс. руб. темп роста, % всего, тыс. руб. темп роста, % всего, тыс. руб. темп роста, %
1. Выручка от выполненных работ 2068 100 3181,36 153,84 2552,86 123,45
2. Затраты на выполнение работ 1846 100 3073,73 166,5 2519,3 136,47
3. Прибыль от продаж 222 100 107,63 48,48 33,57 15,12
4. Чистая прибыль отчетного периода 114 100 61 53,51 1,43 1,25
5. Темп инфляции к базисному периоду 2068 100   118   140
6. Порог рентабельности, тыс. руб.

985,73

2965,47

3206,36

7. Маржа безопасности, тыс. руб.

1082,27

788,53

367,64

8. Срок достижения порога рентабельности, мес.

5,72

9,48

10,77

 

Рентабельность продукции по полной себестоимости в 2002 г. составила 12%, а в действующих ценах – 10,7%. В 2003 г. – 3,5% и 3,38% соответственно. В 2004 г. – 1,33% и 1,32%. Таким образом, если в 2002 году с каждого рубля выполненной работы предприятие получало прибыли 10,7 коп., то в 2003 году этот показатель уменьшился в 3,17 раза и составил 3,38 коп., а в 2004 г. уменьшился в 2,6 по сравнению с 2003 г. и составил 1,3 коп.

Рентабельность производственной деятельности очень низкая – 6,2% в 2002 г., 2% в 2003 г. и 0,06% – 2004 г. Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2004 году принес предприятию прибыли – 0,06 коп., это в 33,3 раза меньше, чем в предшествующем 2003 году, в 2002 г. каждый рубль затрат на выполнение работ принес – 6,2 коп., что в 3,1 раза больше, чем в 2003 г.

Следует отметить, что на изменение уровня фактической прибыли влияло лишь два фактора: объем выполненных работ и себестоимость единицы продукции. Также в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте оказываемых услуг.

Видно, что прибыль с каждым последующим годом уменьшается. Нужно принимать меры по повышению экономической эффективности.

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 218.