Для применения моделей стратегического анализа была выбрана компания Икея, занимающая 7 место в списке 10 крупнейших НТК в России.
IKEA — шведская производственно-торговая группа компаний, владелец одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома. Полное наименование — IKEA International Group.
В России интересы IKEA представляют её дочерние компании. ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» развивает сеть торговых центров «Мега», закупками занимается ООО «ИКЕА Торг» (представлена офисами в Москве и Новосибирске), а непосредственно продажей ООО «ИКЕА Дом». Первый комплекс IKEA открылся в Химках в марте 2000 года, первая «Мега» (площадь — 150 тыс. м², объём инвестиций — $200 млн) — в декабре 2002 года рядом с южной окраиной Москвы.
В Тихвинском районе Ленинградской области дочерней компании IKEA — ООО «Сведвуд-Тихвин» принадлежит мебельная фабрика, лесопильный цех и цех склейки, построенные в 2002 году. Кроме того, у IKEA в Карелии есть лесопильное производство; в деревне Есипово (Солнечногорский район Московской области) открыта в 2006 году вторая мебельная фабрика ООО «Сведвуд Есипово». Поставщиками мебели также являются такие компании, как «Шатура» и ОАО «ВКДП».
7 сентября 2016 года IKEA открыла крупнейшую в России мебельную фабрику, стоимость которой составляет ?50 млн. Расположена она в Новгородской области — в деревне Подберезье.
На первое января 2019 года в России действует четырнадцать магазинов сети (в том числе три в Москве, два в Санкт-Петербурге и по одному в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Уфе).
Целевая аудитория IKEA — обычная семья со средними доходами, которая живет в ничем не примечательной квартире с ограниченной жилплощадью.
Конкуренты ИКЕА на Российском рынке:
1) Мебельная фабрика «Столплит».
2) Торговый комплекс «Твой Дом».
3) Сеть гипермаркетов Hoff.
Так же можно выделить помимо продажи мебели следующие стратегические бизнес-единицы в компании: рестораны и быстро; магазины по продаже шведских продуктов; страхование по беремености и родам, а также страхование жилья.
Среди конкурентов на Российском Рынке у Икеа нет соперников в лице ТНК, поэтому будем проводить исследование, направленное на общую оценку эффективности компании на рынке. Оптимальным будет провести два анализа PEST и SWOT-анализ, чтобы понять, какая внешняя среда окружает компанию и в каком направлении ей двигаться дальше.
PEST- анализ
PEST анализ — простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является аббревиатурой следующих показателей отрасли: политические (Р), экономические (Е), социально — культурные (S) и технологические (Т).
Проведем же PEST анализ для компании Икеа, построив таблицу, состоящую из 4х квадрантов.
Таблица 5. PEST- анализ.
Р | E |
· Непростые отношения с местными властями (земельный вопрос) · Сотрудничество России и Швеции · Налоговая политика (НДС, налог на прибыль) · Уровень коррупции · Геополитическая обстановка в мире | · Поддержка отечественных производителей · Создание рабочих мест · Аренда · Платежеспособный спрос · Экономические санкции · Курс основных международных валют: доллар США и Евро |
S | T |
· Приобщение к шведской культуре · Изменение стереотипов (красиво и недорого) · Ориентированность на потребителя · Демографическая ситуация в стране | · Научно-технический прогресс · Разобранная мебель удобна для транспортировки · Экология |
Political
Торгово-экономические отношения Швеции и России имеют качественное сотрудничество в различных сферах. Так, представители IKEA считают, что Россия и её рынок имеет стратегическое значение для шведской внешней экономики. Приход IKEA на российский рынок, безусловно, влечет за собой иностранные инвестиции. Несмотря на западные санкции в отношении РФ, ее значимость на мировом рынке сложно переоценить, в том числе и для IKEA.
Тем не менее, IKEA сталкивается с определенными проблемами на территории России, в первую очередь с земельным вопросом. Рассмотрим на примере строительстве «Мега Теплый Стан», которые принадлежат IKEA. Земля под строительство была передана властями Московской области в апреле 1999 года. Договор между владельцами земельного участка и IKEA был заключен 25 августа 1999 года, срок договора – 49 лет + возможность пролонгации еще на 49 лет. IKEA брала на себя обязательства по выполнению по землеустроительных мероприятий. По мнению арбитражного суда, данные работы не были выполнены. Арендодатель просил признать договор не заключенным в соответствии с Земельным кодексом РФ. В итоге стороны пришли к соглашению, которое не было оглашено публично.
Говоря о коррупции, в феврале 2010 года в даче взяток уволены директор IKEA по Центральной и Восточной Европе Пер Кауфман и директор по недвижимости IKEA в России Стефан Гросс.
Президент группы компаний IKEA Микаэль Олссон (до 2013 года): «В компании существует строгий кодекс деловой этики и четкие правила, обязательные не только для рядовых сотрудников и руководителей IKEA, но и для всех партнеров по бизнесу. Эти правила едины для всех стран мира, и Россия не является исключением»
Economic
Представители IKEA подчеркнули, что российский рынок имеет для компании стратегическое значение. Компания озвучила планы, согласно которым к 2025 году уровень локализации по всем категориям товаров, реализуемых в магазинах IKEA в России, достигнет 80%. Следует отметить, что в настоящее время IKEA активно расширяет долю закупок товаров, в том числе и легкой промышленности, у локальных поставщиков. Уровень локализации в текстильной категории достигает 40%. В частности, предприятие широко использует российский домашний текстиль, льняные изделия.
IKEA создает большое количество рабочих мест, и на сегодняшний день в IKEA Россия, в том числе принадлежащей ИКЕА МОС MEGA работают около 135 тысяч человек.
Кроме того, за длительную аренду земельных участков, IKEA приносит в федеральную, региональную и муниципальную казну значительные денежные средства.
Являясь международной компанией, IKEA зависит от курса основных мировых валют: евро и доллара. Так, в декабре 2014 года гипермаркеты приостановили продажи кухонной мебели и бытовой техники из-за наплыва покупателей, который был вызван информацией СМИ о том, что магазины вскоре повысят цены. Несмотря на то, что больше половины товаров IKEA производятся в России, падение курса серьезно сказывается на выручке компании.
Social
Приобщение к шведской культуре компания IKEA осуществляет различные способами: своеобразные названия товаров с использованием шведских слов (иногда даже вымышленных), множество картин и фотографий с изображением шведских городов, элементов культуры. Так же приобщиться к культуре Скандинавской страны можно и в ресторане и продуктовом магазине, где можно отведать присущее шведам блюда и купить различные продукты (например, шоколад).
И. Кампрад руководствуется принципом «Все гениальное – просто». Это связано как с его образом жизни (Кампрад одевается дешевых магазинах и не живет роскошно, как полагается миллиардерам), так и образом ведения бизнеса. Так, принцип «красиво, но недорого» - основная идея IKEA. Цены на IKEA ниже среднерыночных за счет уплаты налогов, тем не менее товары, которые производят в IKEA, изящны, просты и красивы.
Создание семьи, как ячейки общества, безусловно требует обустройства жилья для взрослых и их детей. Именно поэтому IKEA зависит от показателей демографии в стране и ориентирована на потребителя, чтобы максимально комфортно обустроить свое жилье.
Technological
Рассматривая научно-технический прогресс, то его развитие, безусловно сказывается на компании. Так, с развитием электронных гаджетов и E-Library, в IKEA снизился спрос на книжные полки, т.к. люди стали меньше использовать обыкновенные бумажные книги.
Транспортировка громоздкой мебели требует больших усилий и времени. Так, IKEA решила подойти к этому вопросу тщательно, продумав продажу разобранной мебели. Она более удобна для транспортировки, и предоставляет покупателю возможность самостоятельно собрать ее, сэкономив денежные средства (к слову об ориентированности на потребителя).
Говоря об экологии, для IKEA это своего рода фетиш. Компания различных способами старается использовать экологичные упаковки, создают пункты приема использованных батареек (когда-то IKEA была чуть ли не единственной организацией в стране, которая занималась такой сложной работой). IKEA старается использовать все части древесины, которые на первый взгляд кажутся пригодными.
Рассуждая о транспорте, IKEA просит своих покупателей отказаться от использования личного транспорта, и воспользоваться бесплатными автобусами до IKEA. В Швейцарии людям предоставляются скидки на доставку мебели, если они воспользовались общественным транспортом. В Великобритании, сотрудники IKEA, которые не пользуются личным транспортом, имеют возможность получить беспроцентные кредиты и скидку 15%. К сожалению, Россия ориентирована на создание автомобильных парковочных мест, а бесплатные автобусы заменены на тесные и платные маршрутные такси.
SWOT -анализ
SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого можно дать рекомендации по улучшению деятельности компании на рынке.
Таблица 6. SWOT-анализ компании ИКЕА.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Осведомленность покупателей Использование инноваций для снижения издержек Интеграция цепочки поставок Репутация торговой марки на рынке Диверсифицированный портфель продуктов | Стандартные продукты Снижение качества услуг Геолокация |
Угрозы | Возможности |
Обострение конкуренции Снижение средних потребительских доходов Увеличение потока покупателей | Дальнейшие расширение в развивающихся странах Рост онлайн продаж Расширение в сфере продуктов |
Дадим же рекомендации по улучшению деятельности компании так же в форме таблицы.
Таблица 7. Рекомендации по улучшению деятельности компании ИКЕА.
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | · Хорошая ознакомленость с товарами компании и репутация торговой марки поспособствуют успешному расширению рынка в развивающихся странах; · Интегрирование продукции в виде краткосрочных проектов позволит привлечь новую клиентскую базу, а также укрепить лояльность клиентов к бренду данной компании; · Сокращение издержек за счет использования новых технологий позволит сократить часть средств и инвестировать их в новые прибыльные проекты; | · Принять во внимание, что рост инфляции и снижение средних потребительских доходов способствуют успешному развитию компаний-конкурентов в данном сегменте рынка; · Повышать лояльность клиентов за счет интегрированных продуктов и различных проектов компании, не давая конкурентам завоевывать лидирующие позиции на рынке; · Сдерживать рост цен за счет сокращения издержек производства и доставки; |
Слабые стороны | · Повысить лояльность клиентов, а также расширить свою клиентскую базу возможно за счет размещения кафе и ресторанов компании в центре города; · Выйти на рынок развивающихся стран можно через он-лайн сервис, что существенно сократит расходы; | · Пересмотреть качество, а также ассортимент продукции, инвестировать в новые и прибыльные проекты; · Снижать поток покупателей за счет онлайн сервисов, а также с помощью сервиса доставки; |
Выводы: ИКЕА уникальная компания, сочетающая в себе глобальный подход и сохранение традиций, заложенных еще ее основателем. Это так и подкупает клиентов и делает бренд узнаваемым. ИКЕА постоянно работает над своим имиджем, не допуская скандалов и поддерживая политику социальной ответственности бизнеса, по крайней мере, по вопросу экологии. Однако Российская публика все еще не готова к такому подходу, да и имеют определенные сложности из-за специфики российского рынка. Высшему менеджменту необходимо учитывать эту специфику при разработке стратегий поведения компании на рынке.
Заключение
В современном мире ТНК играют значительную роль, пройдя путь от небольших трестов, паразитирующих на колониальных ресурсах до корпораций планетарного масштаба, существенно вкладывающихся в НИОКР и давая толчок развитию инновационной экономике. На транснациональные корпорации приходится половина всего промышленного производства в мире, 50% мировой торговли. Сегодня ТНК являются двигателями экономического развития стран, поскольку они создают наилучшие условия для раскрытия возможностей предпринимательства, развития передовой технологии и роста квалификации рабочей силы. Рост ТНК и развитие кооперации между ними — непременные условия научно-технического прогресса в современных условиях и повышения конкурентоспособности участников такого процесса.
В России, как и в других принимающих странах, деятельность зарубежных ТНК имеет как положительный, так и отрицательный характер. При этом государственное регулирование направлено на то, чтобы прямые иностранные инвестиции в России направлялись, прежде всего, в те отрасли, где российские предприятия располагают предпосылками конкурентных преимуществ на мировом рынке, но вследствие недостатка внутренних капиталовложений для модернизации производственных мощностей нуждаются во внешних источниках инвестиций. А для того, чтобы эти инвестиции были, России необходимо улучшать свой инвестиционный и правовой имидж в мире.
На данный момент среди НТК, представленных в России, по отраслям ярко выделяются НТК работающие в сфере машиностроения, торговли, табакоторговли (производства) и пищевой промышленности.
В данной работе, помимо выполнения задач по теоретическим изысканиям, необходимо было воспользоваться одним инструментами стратегического анализа. Для решения этой задачи была выбрана компания Икеа. В результате были использованы две основные модели стратегического анализа: SWOT-анализ и Матрица БКГ.
По результатам исследования было выявлено, что компания занимает прочное место на рынке, но нуждается в том, чтобы при формировании стратегий была учтена российская специфика.
Список литературы
1. Белоусова А. В. Транснациональные корпорации и глобализация мировой экономики [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 14-18. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/296/14377/ (дата обращения: 26.06.2019).
2. Евсеева Ю. В. Подходы к определению транснациональной корпорации // Вестник СГТУ. 2013. №1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-opredeleniyu-transnatsionalnoy-korporatsii (дата обращения: 26.06.2019).
3. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Международные компании: масштабы, структура и тенденции развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 10А. С. 400-412
4. Камаргина П. А. Понятие, признаки и классификация транснациональных корпораций. Стадии проникновения ТНК в экономику принимающего государства // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/archive/249/57181/ (дата обращения: 26.06.2019).
5. Кондратьев Николай Иванович Эффективность транснациональных корпораций: эволюция взглядов отечественных и зарубежных исследователей // Вестник ЧелГУ. 2014. №5 (334). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-transnatsionalnyh-korporatsiy-evolyutsiya-vzglyadov-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-issledovateley (дата обращения: 26.06.2019).
6. Костоянцев А. Е. Конкурентоспособность государств как фактор внешнеэкономической экспансии ТНК // Пространство экономики. 2010. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-gosudarstv-kak-faktor-vneshneekonomicheskoy-ekspansii-tnk (дата обращения: 26.06.2019).
7. Кузнецова Анна Александровна Противоречивый характер деятельности транснациональных корпораций (в контексте их влияния на принимающие страны) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2010. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechivyy-harakter-deyatelnosti-transnatsionalnyh-korporatsiy-v-kontekste-ih-vliyaniya-na-prinimayuschie-strany (дата обращения: 26.06.2019).
8. Дубовских Анна Александровна, Кандина Полина Николаевна, Кучмий Татьяна Ивановна Современное положение российских ТНК на мировом рынке // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №1 (4). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-polozhenie-rossiyskih-tnk-na-mirovom-rynke (дата обращения: 26.06.2019).
9. Костылева А. В., Бычкова Л. В. Роль транснациональных корпораций в мировой экономике // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 450-453. — URL https://moluch.ru/archive/136/38254/ (дата обращения: 26.06.2019). – ебучий обзор за 2016, полезного немного, но можно вставить.
10. Криволапов Г. Н., Грубов А. П., Таспаев С. С. Транснациональные корпорации как элемент хозяйственного механизма открытой экономики // Вестник ОГУ. 2006. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transnatsionalnye-korporatsii-kak-element-hozyaystvennogo-mehanizma-otkrytoy-ekonomiki (дата обращения: 26.06.2019).
11. Крикливец А. А. Значение деятельности ТНК в России и за рубежом // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/archive/245/56546/ (дата обращения: 26.06.2019).
12. Новикова Дарья Алексеевна, Воробьева Наталья Валерьевна Деятельность зарубежных транснациональных корпораций в России // Kant. 2013. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-zarubezhnyh-transnatsionalnyh-korporatsiy-v-rossii (дата обращения: 27.06.2019).
13. Попова А.В., Гриванов Р.И. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015009917 (дата обращения: 26.06.2019 ).
14. Прангишвили Г. Г. Современные проблемы деятельности и перспективы развития иностранных ТНК в РФ // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 764-768. — URL https://moluch.ru/archive/90/18598/ (дата обращения: 27.06.2019).
15. Романов М.И. Генезис и эволюция транснациональных корпораций // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 5A. С. 167-181. https://elibrary.ru/item.asp?id=37056596
16. Ромашкин Т.В. М 23 Становление и развитие ТНК в условиях глобализации. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2016. – 160 (https://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2017/monografiya_romashkin_k_pechati.pdf)
17. Слепов В.А., Кулиева Э.Т. Методологические аспекты оценки стоимости транснациональных корпораций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2008. №9. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-otsenki-stoimosti-transnatsionalnyh-korporatsiy (дата обращения: 26.06.2019).
18. Саришвили Григорий Наскидович Регулирование деятельности ТНК в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. №12. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-deyatelnosti-tnk-v-mirovoy-ekonomike (дата обращения: 26.06.2019).
19. Петиненко Ирина Александровна, Соболева Екатерина Николаевна, Редчикова Наталия Александровна, Чиков Михаил Владимирович Иностранные транснациональные компании в экономике стран БРИКС: инновационный аспект // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. №381. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-transnatsionalnye-kompanii-v-ekonomike-stran-briks-innovatsionnyy-aspekt (дата обращения: 26.06.2019).
20. Сотнева Юлия Дмитриевна Ключевые аспекты финансовой устойчивости корпораций // Вестник МГИМО. 2015. №4 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-aspekty-finansovoy-ustoychivosti-korporatsiy (дата обращения: 26.06.2019).
21. ТНК в современном мире. https://studme.org/12030310/ekonomika/transnatsionalnye_korporatsii_sovremennom_mire
22. Мировая экономика. Транснациональные корпорации. http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/transnacionalnaya-korporaciya.html
23. Салединова. ТНК. https://kpfu.ru/portal/docs/F_1665636495/Salyahetdinova.TNK.pdf.
: 26.06.2019).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 657.