Потенциальные преимущества инобанков хорошо известны и активно обсуждаются сторонниками расширения их участия в российской банковской системе. К таким преимуществам относят:
- надежность и стабильность, длительное время деятельности;
- оказание квалифицированной помощи при выходе на международные финансовые рынки в части не только предоставления средств, но, что порой более важно, консультирования и оказания всего спектра сопровождающих услуг;
- способность поиска и привлечения внешних партнеров для развития бизнеса в России;
- возможность практически неограниченного обслуживания международных операций российских компаний.
Однако при внимательном анализе приведенного перечня преимуществ нетрудно заметить, что все перечисленное относится и может быть приписано не самим инобанкам, а исключительно их материнским банкам. Таким образом, главным и единственным достоинством инобанков является их связь с материнским банком. Но, как хорошо известно, "наши недостатки есть продолжение наших достоинств". Это в полной мере применимо и к инобанкам.
Инобанки, как правило, не могут предоставить своим клиентам "нормальное" банковское обслуживание. Одним из основных ограничений их деятельности является практически полное отсутствие у руководства инобанков права на принятие самостоятельных управленческих решений - все стратегические, а порой и многие вопросы тактического характера должны обязательно рассматриваться и утверждаться материнскими банками в рамках общеустановленных процедур и внутренних лимитов. Это - нормальная позиция материнского банка, стремящегося консолидировать информацию, принятие решений и контроль за своими рисками. Но для российского клиента такая ситуация означает неготовность инобанков быстро реагировать на запросы и потребности российской клиентуры, медлительность в принятии решений даже по несложным вопросам.
Существенным ограничением для работы с российскими клиентами, безусловно, выступает отсутствие достаточного объема собственных средств у инобанков (эта проблема является одной из наиболее острых для всей российской банковской системы), то есть сравнительно небольшой размер их капиталов. Этот недостаток особенно ощущается, когда речь заходит о банковском обслуживании крупнейших российских компаний, чьи потребности в финансировании превышают совокупные возможности банковской системы. Нельзя забывать и о том, что действующие надзорные нормы Банка России, как правило, привязаны к размеру капитала банка и таким образом ограничивают масштабы расширения его активности.
Безусловным ограничителем деятельности инобанков в России является отсутствие у них региональной и филиальной сети, необходимой для работы с растущей клиентурой, особенно если речь идет об обслуживании физических лиц. Неприспособленность офисных помещений инобанков для работы с большим количеством клиентов стала притчей во языцех осенью прошлого года, но ничего не было предпринято за последнее время в этой части.
Крупнейшим недостатком инобанков с точки зрения потенциальной российской клиентуры являются их неготовность и нежелание предоставлять клиентам весь спектр услуг, традиционно оказываемых им российскими банками, особенно тех, которые связаны с помощью в снижении бремени налогообложения и преодолении сложностей валютного контроля. Стремление инобанков ограничить свои услуги исключительно расчетным обслуживанием российских клиентов, выстраивать отношения с ними без учета реальностей российской бизнес-культуры входят в явное противоречие с клиентскими запросами.
В свете последних событий нельзя сбрасывать со счетов и то, что деятельность инобанков в большой мере подвержена политическим ограничениям со стороны правительств тех государств, в которых находятся материнские банки.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.