Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы различаются прежде всего по субъектам кредитных отношений. В качестве должников по внешним займам выступают: промышленные и другие частные предприятия; правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые учреждения. Кредиторами по внешним займам могут быть: частные капиталисты и банки, приобретающие облигации займов; государства, представляющие займы другим странам; международные валютно-кредитные организации.
В соответствии с этим международный долгосрочный кредит подразделяется на частный, государственный и частно-государственный.
Международный частный кредит становится одной из неотъемлемых основ международных кредитных отношений с конца 50-х гг., когда почти все развитые страны ввели полную обратимость валют. Они и раньше практиковали международные финансовые кредиты, но в большинстве случаев эпизодически.[20]
Быстрому развитию международных финансовых кредитов в послевоенный период способствовала прежде всего экономическая разруха большинства стран Западной Европы и Японии. Необходимость восстановления разрушенного войной хозяйства требовала крупных материальных затрат. Единственным платежеспособным государством в то время были США. Первоначально страны-заемщики получили кредиты в США с условием покупки там же товаров. Постепенно все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в других странах, что привело к оседанию долларов на счетах западноевропейских банков и других стран. Так возник рынок евродолларов, а на его основе — институт частных финансовых кредитов и займов.
Главными источниками международных частных финансовых кредитов и займов являются межбанковские депозиты и вклады под евродолларовые депозитные сертификаты. Большинство депозитов и вкладов носит краткосрочный характер, поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация.
Долгосрочные ссуды обычно осуществляются в форме выпуска облигаций и подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные займы. Последние получили большое развитие в 60-е гг. и заняли лидирующее положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов. Они проводятся на базе евровалютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными, причем прослеживается тенденция к их росту. Так, по данным Института мировой экономики и международных отношений, если в 1985 г. объем облигационных займов составил 167,8 млрд. долл., то в 1989 г. он возрос до 254 млрд. долл., или на 51,4%.[21]
Межправительственные займы получили широкое развитие в годы Первой мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 млрд долл.
Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В связи с этим во время Второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду).
После Второй мировой войны до середины 50-х гг. США были монопольным кредитором по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г. объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд. долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании в сумме 3 750 млн. долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений и других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону.
В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 млн долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции.
Однако межгосударственные кредиты представляются за счет средств государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в послевоенное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 г. общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд долл.[22]
Количество государственных займов как составной части программ помощи постепенно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В 70—80-е гг. межправительственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной интервенции.
После Второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.