Международные вашютно-кредитные организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международные и региональные валютно-кредитные и фи­нансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования меж­дународных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.[23] К таким организациям относятся:

Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а так­же региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосудар­ственный банк, который был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Герма­нии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репараци­онным платежам Германии и военным долгам, а также содей­ствовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных бан­ков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом евро­пейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами — участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участ­вующих в ней стран.[24]

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает аген­том центральных банков. Будучи заподноевропейским между­народным банком, БМР осуществляет межгосударственное ре­гулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализи­рованного учреждения ООН. МВФ был создан на международ­ной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие разви­тию международной торговли и валютного сотрудничества пу­тем установления норм регулирования валютных курсов и кон­троля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государст­вам — членам фонда средств в иностранной валюте для вырав­нивания платежных балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968—1969 гг. была внесе­на первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976—1978 гг. — вторая серия поправок, которая отражала за­мену Бретгон-Вудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой.[25]

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — чле­нов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической эконо­мике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США — 1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство рас­полагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% — развивающимся.[26]

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директо­рат, состоящий из шести членов, назначаемых странами с наи­большими квотами, и 16 членов, избираемых по географиче­скому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят мини­стры финансов 22 стран. В устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской ва­лютной системой. Они были ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947—1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохра­нили право вето при решении важнейших вопросов. Не­сколько повысился удельный вес голосов и квот развиваю­щихся стран, главным образом стран — экспортеров нефти. Кредиты МВФ делятся на несколько видов.[27]

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посред­ством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссу­ды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ог­раничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, зара­ботной платы и ведут к снижению темпов экономического рос­та, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность стра­нам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регу­лировании валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед Фондом была постав­лена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регули­рованию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на базе фиксированных валютных кур­сов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, ва­лютные ограничения были отменены лишь 60 странами — членами МВФ.

Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных ва­лютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фик­сированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих» валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с ап­реля 1978 г.

Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему инфор­мацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обра­щения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные использу­ются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обя­зательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассо­циации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бретгон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.[28]

Официальной целью деятельности МБРР является содей­ствие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гаранти­рования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно постра­дала во время Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Ев­ропы стабилизировалось, деятельность МБРР во все боль­шей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия националь­но-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из мини­стров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадле­жит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капи­тала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кре­дитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании мис­сии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кре­дитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здра­воохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.[29]

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулиро­вания внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финан­совые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в со­став членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развиваю­щимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. для поощрения помещения част­ного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии прави­тельства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является ведущей в сфере международ­ного кредита. С 1992 г., Россия является членом МВФ и Все­мирного банка.

Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки разви­тия, а именно: в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами ре­гиональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитова-ния — отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэро­портов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая про­мышленность.

Основная цель региональных банков развития — совер­шенствование экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.

Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных организациях «Европейского союза».

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосудар­ственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабили­зации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) обра­зован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Пари­же соглашением для оказания содействия реформам в стра­нах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономи­ке. Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Ко­рея, Австралия, Новая Зеландия и две международные ор­ганизации — Европейский союз и Европейский инвестици­онный банк. В образовании банка принимал участие и быв­ший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его ка­питал в размере 70 млрд франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сооб­ществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала, Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации, — 6%.[30]

Цель ЕБРР — сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необхо­димый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конверти­руемости своих валют.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 223.