Смерть Сталина в 1953 г. не привела к каким-либо существенным изменениям в странах региона. В то же время копирование сталинской модели социализма привело к ее кризису, который наиболее отчетливо проявился в Польше и Венгрии.
Кризисы 1956 г. в Польше и Венгрии. В определенной степени они были связаны с XX съездом КПСС, который осудил
121
культ личности Сталина и сделал вывод о необходимости учета национальных особенностей каждой страны. Внутренние предпосылки - догматизм руководства, тяжелая социально-экономическая ситуация, политический кризис.
В Польше в 1955 г. объем промышленного производства в четыре раза превысил довоенный уровень. Но положение легкой промышленности и сельского хозяйства было катастрофическим. Планы сплошной коллективизации были сорваны недовольным крестьянством, поэтому кооперативы объединяли лишь 9% земельных угодий. Тяжелейшим было материальное положение основной части населения. В марте 1956 г. в Познани и других городах прошли массовые выступления, которые показали неспособность руководства преодолеть социально-экономический и политический кризис и возглавить реформы, массовым стало требование вернуть к власти В.Гомулку. В октябре 1956 г. пленум ЦК ПОРП отправил в отставку почти все руководство партии. Новый состав Политбюро возглавил срочно реабилитированный В.Гомулка, объявивший о проведении реформ, направленных на спасение и обновление социализма.
Была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, установление более равноправных отношений с СССР и т.д.
Принудительная коллективизация была прекращена, в аграрном секторе стали доминировать единоличные крестьянские хозяйства. Упор был сделан на развитие простых форм кооперации.
Был освобожден изолированный в одном из монастырей глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вы-шиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных центрах.
По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличивалось представительство некоммунистических партий, светских католиков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свободными, т.к. кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП.
Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы польско-советских отношений. Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, был определен статус Северной группы советских войск в Польше и др.
122
В целом октябрьский кризис 1956 г. в Польше разрешился мирно, хотя угроза использования советских войск существовала.
События в Венгрии имели более трагический характер. Осенью 1956 г. в стране сложился широкий политический блок, деятельность которого направлялась на ликвидацию существующей общественно-политической системы. Массовым было резкое осуждение репрессий режима М.Ракоши, вскрытых после XX съезда КПСС. 23 октября 1956 г. в Будапеште состоялась массовая студенческая демонстрация, которая изложила свои требования в Манифесте оппозиции: радикальные демократические реформы, преодоление допущенных ошибок и перегибов, возвращение к руководству ранее репрессированного Имре Надя. Манифестация переросла в восстание. И.Надь был спешно назначен главой правительства, а Я.Кадар - первым секретарем ЦК Венгерской партии трудящихся. По просьбе партийно-государственного руководства в столицу были введены советские танковые дивизии, которые взяли под контроль стратегические объекты. Это усилило антисоветские настроения и привело к появлению лозунга борьбы за национальную независимость. Войска вывели, но столкновения в городе продолжались, превратившись в насилие и террор против сторонников социализма. И.Надь призывал восставших сложить оружие, но 28 октября неожиданно назвал события народно-демократической революцией. В обстановке хаоса и анархии ВПТ приняла решение о самороспуске, а И.Надь объявил о ликвидации однопартийной системы и формировании кабинета министров из представителей партий, действовавших в 1945— 1948 г. Возник ряд новых антисоветских партий, огромную роль стало играть руководство католической церкви. Западные державы перебрасывали в Венгрию оружие и эмигрантов. Под давлением антисоциалистических сил правительство заявило о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора.
Советским руководством и лидерами других социалистических стран венгерские события были охарактеризованы как «контрреволюционный мятеж». Некоторые деятели ВПТ (Я.Кадар и другие) ушли в подполье и создали Временное революционное рабоче-крестьянское правительство. Формально по его просьбе, а фактически по ранее принятому решению лидеров социалистического лагеря в Будапешт 4 ноября 1956 г. были вновь введены советские войска, которые в течение четырех дней подавили восстание. Погибли более 4 тысяч венгерских граждан и 660 советских военнослужащих.
123
Власть перешла в руки правительства Я.Кадара. Коммунистическая партия была восстановлена под новым названием -Венгерская социалистическая рабочая партия. И.Надь, укрывавшийся с другими членами правительства в югославском посольстве, был арестован, обвинен в государственной измене и расстрелян.
С одной стороны, события 1956 г. в Польше и Венгрии показали стремление к принципиальному обновлению, демократизации социализма. С другой, вмешательство Советского Союза в венгерские события продемонстрировало его решимость сохранить в странах Центральной и Юго-Восточной Европы утвердившуюся модель социализма.
Политическое и социально-экономическое развитие во второй половине 50-х - середине 60-х годов. Почти во всех странах после XX съезда КПСС к власти пришло новое руководство, которое заявило о необходимости искоренения, как и в Советском Союзе, последствий культа личности и расширения социалистической демократии. Прекратились массовые репрессии, была реабилитирована часть репрессированных. Несколько возросла роль национальных фронтов. Расширилось участие некоммунистических партий в политической жизни Чехословакии, Польши, Болгарии и ГДР. Более реальными стали полномочия национальных парламентов и местных органов власти. В то же время неизменной осталась руководящая и направляющая роль компартий.
Индустриализация продолжалась. В то же время были внесены определенные коррективы в экономическую политику. Промышленные предприятия получили некоторую хозяйственную самостоятельность. Увеличились капиталовложения в развитие производства товаров группы «Б» и сельского хозяйства, непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Повысились зарплата, пенсии и пособия. В некоторых странах (Венгрия, ГДР, Польша) было разрешено мелкое частное предпринимательство.
В сельском хозяйстве продолжалось производственное кооперирование. Но методы насильственные уступили место экономическим - вводилась рента за землю, сданную в кооператив; устанавливались пенсии членам кооперативов; отменялась система принудительных государственных поставок. К началу 60-х годов процесс коллективизации был в целом завершен. Исключение составляли Польша и Югославия, в которых доминировали индивидуальные крестьянские хозяйства.
124
В целом рос национальный доход (в Венгрии, например, в 1962 г. он в 2,5 раза превышал уровень 1949 г.). Повысился жизненный уровень. В начале 60-х годов государственными социальными льготами пользовалось почти все население. Массовые организации (национальные фронты, профсоюзы и даже церковь) заявляли о своей поддержке социально-экономического и политического курса компартий.
Усилилась изоляция стран Центральной и Юго-Восточной Европы от внешнего мира (в первую очередь, капиталистического). В августе 1961 г. вокруг Западного Берлина была возведена высокая бетонная стена, которая стала символом не только разделения единого немецкого народа, но и «железного занавеса» между Западной и Восточной Европой, миром социализма и миром капитализма.
В конце 50-х-начале 60-х годов правящие коммунистические партии, основываясь на достигнутых изменениях в экономике (в первую очередь, социалистическом характере производственных отношений), сделали вывод о построении в странах Центральной и Юго-Восточной Европы основ социализма. Так, в Болгарии уже в июне 1958 г. состоялся VII съезд БКП - «съезд победившего социализма». В ноябре 1962 г. VIII съезд ВСРП заявил об окончании строительства основ социализма в Венгрии и принял решение о построении «полного социализма». Официального заявления о построении основ социализма не сделала лишь Польская объединенная рабочая партия.
После XXII съезда КПСС (1961 г.), принявшего программу построения коммунизма и заявившего о возможности перехода к коммунизму всех стран, в политические документы многих правящих партий были включены положения о переходе к бесклассовому обществу (исключение составили Югославия и Албания). Например, VIII съезд БКП (ноябрь 1962 г.) поставил задачу завершить в 60-е годы строительство социализма и начать строительство коммунизма.
Первая половина 60-х годов показала ненаучность и нереальность движения к коммунизму. Политические системы демонстрировали свой консерватизм и неспособность к изменению. Даже весьма ограниченные, фрагментарные реформы, сформулированные во время «оттепели», были прекращены в начале 60-х годов. Замедлились темпы роста промышленного производства, что объяснялось экстенсивным характером развития экономики. Увеличение выпускаемой продукции шло за счет строительства новых предприятий (нередко на старой технической базе), роста
125
материалоемкости, затрат энергоносителей и трудовых ресурсов. Продукция характеризовалась высокой себестоимостью, низким качеством и неконкурентоспособностью. Сохранение административно-командной системы управления препятствовало интенсификации экономики, развитию научно-технической революции и использованию ее результатов. Экономические проблемы, проявившиеся в первой половине 60-х годов, во многом обусловили зарождение и развитие новых кризисов социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.
События 1968 года в Чехословакии. Сущность их заключалась в попытке модернизации компартии и социализма в Чехословакии, в реакции на нее социалистического мира во главе с Советским Союзом.
На рубеже 50-60-х годов в КПЧ сложилось и постепенно усиливалось реформаторское крыло. Сначала оно выдвинуло требование реабилитации жертв политических репрессий, которая реально началась лишь в 1963 г. Затем реформаторы подвергли острой критике экономическую политику и заявили о необходимости экономической реформы. Программа этой реформы была разработана под руководством Отто Шика, директора Института экономики, а ЦК КПЧ был вынужден ее одобрить в 1965 г. В 1966-1967 г. между реформаторами и консерваторами борьба шла по вопросам цензуры, взаимоотношений компартии и государства. В начале 1968 г. реформаторское крыло в КПЧ победило - глава партии и государства А.Новотный был освобожден от занимаемых постов, а первым секретарем ЦК КПЧ был избран Александр Дубчек.
Новое руководство заявило о необходимости осуществить реформирование партии и общества, создать в Чехословакии «социализм с человеческим лицом». Сущность реформ в концентрированном виде была изложена в «Программе действий», которую 5 апреля 1968 г. одобрил Пленум ЦК КПЧ. Основные положения этого документа сводились к следующему: переход к демократическому социализму; отказ КПЧ от монополии на власть; разделение функций партии и государства; осуществление функций компартии только через работу в массах; свобода мнений в партии; отмена цензуры; отказ от преследования инакомыслящих; проведение радикальных экономических преобразований; создание реальной федерации Чехии и Словакии.
На руководителей Чехословакии было оказано сильнейшее давление со стороны КПСС и других восточноевропейских компартий в самых различных формах: встречи на высшем уров-
126
не, обработка по партийным и дипломатическим каналам. Суть требований - отказаться от программы реформирования социализма, провести кадровые перестановки, согласиться на размещение в стране советских войск. Опасений, что Чехословакия выйдет из Варшавского пакта, не было, так как А.Дубчек и другие лидеры КПЧ официально заявили об отсутствии таких планов. Они также неоднократно подчеркивали, что реформы в Чехословакии не имеют антисоциалистической направленности. Главная опасность модернизации партии и общества в Чехословакии заключалась, на наш взгляд, в том, что формировалась новая, более привлекательная, демократическая модель социалистического общества на фоне консервативных систем в восточной части Европы.
В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти государств -участников Варшавского договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши) численностью 650 тысяч человек были введены на территорию Чехословакии. Попытка обновления социализма в этой стране была подавлена, что имело печальные последствия для Чехословакии и других социалистических стран. На посту первого секретаря ЦК КПЧ А.Дубчека вскоре сменил Густав Гусак, были заменены и другие руководители. В компартии была проведена чистка, из ее рядов исключили до полумиллиона человек. Новое руководство охарактеризовало события 1968 г. -как «угрозу социализму» и «ползучую контрреволюцию», а действия ОВД - как «акт интернациональной помощи». Престиж КПЧ резко упал. Советские войска остались в Чехословакии (остальных государств - выведены). В обществе появились и усиливались антисоветские настроения, росло скептическое отношение к социализму в его консервативной интерпретации.
Осенью 1968 г. на съезде ПОРП Л.И.Брежнев сформулировал новую внешнеполитическую доктрину для социалистического мира: суверенитет социалистических стран не является абсолютным и не может противоречить интересам мирового социализма. Провозглашался принцип коллективной ответственности всех стран ОВД за укрепление позиций социализма в каждой стране. Концепция получила на Западе название «доктрины ограниченного суверенитета» или «доктрины Брежнева». Она служила идеологическим оправданием ввода войск в Чехословакию и предостережением реформаторам в других странах. Только в 1990 г. ЦК КПЧ признал, что в 1968 г. не было угрозы социализму и необходимости «интернациональной помощи».
127
Кризисы 1968 и 1970 годов в Польше. Отход от курса на реформирование страны начался уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е годы вновь стали нарастать экономические и политические трудности. Так, вместо ставки на НТР был продолжен курс на экстенсивное развитие производств с большой долей ручного труда, экологически вредных, но зато обеспечивавших всеобщую занятость и определенный уровень социальной защищенности. Вновь обострились отношения с католической церковью, интеллигенция категорически возражала против господства государства в сфере образования и культуры.
В марте 1968 г. польские университетские центры стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата ПОРП. Студентов поддержала творческая интеллигенция и часть профессуры. Для разгона студенческих митингов была использована полиция. Наиболее активные участники выступлений были исключены из вузов, некоторые арестованы и осуждены.
Пытаясь стимулировать экономику, правительство ПНР приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары, что вызвало недовольство горожан. Особенно активно протестовали рабочие Гданьска, Гдыни и других городов балтийского побережья страны. Против вышедших на улицы были брошены полиция и воинские части. В столкновениях погибли 44 человека, 1164 получили ранения. Забастовки, но без трагических последствий, охватили и другие районы Польши. Они закончились только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен.
Следствием кризиса 1970 года явились кадровые изменения в партийно-государственном руководстве. На посту первого секретаря ЦК ПОРП В.Гомулку сменил Э.Терек, пользовавшийся поддержкой Москвы. Ушел в отставку премьер-министр Ю.Ци-ранкевич, который возглавлял правительство Польши с небольшими перерывами с 1947 г.
Руководство СССР в начале 60-х — 70-е гг. расширяло взаимодействие с социалистическими странами. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Это означало международное разделение труда, сближение экономики государств СЭВ, расширение товарооборота. Был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, строились комбинаты в Венгрии, Румынии.
Однако взаимоотношения с социалистическим лагерем испытывали и кризисные моменты.
События в Чехословакии в 1968 г., получившие название "Пражская весна", были вызваны попыткой чехословацкого руководства во главе с А. Дубчеком построить "социализм с человеческим лицом". Это означало на практике внедрение рыночных механизмов в экономику страны, что вызвало ответную реакцию советского руководства, оценившего такую деятельность как “контрреволюция”. В Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши.
Конфронтационные отношения складывались и с КНР. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну.
Общая ситуация в мире накладывала свой отпечаток на взаимоотношения социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее положение.
в 1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.
В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.
Начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. Капиталистические страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимоотношений с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко увязли во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь перед лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом.
В 70-е годы был подписан ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее некоторые, наиболее опасные направления.
Причины реформ Горбачева. Докажите назревшую необходимость перестройки социально-экономической и политической жизни страны. Охарактеризуйте те меры «косметического ремонта здания социализма», предпринятые советским руководством в 1985-1987.
К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально- экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта.
11 марта 1985 г, на внеочередном пленуме ЦК Генсеком был избран генсеком М.С. Горбачев.
Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.
2.Антиалкогольная реформа
Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:
. Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.
. Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР ( Грузия и т.д.)
. Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения
. Много миллиардные убытки бюджета
3. Кадровые реформы в правительстве
В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал
Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.
4.Общественные и социальные реформы
В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению.
Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.
5.Реформы во внешней политике
В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско- американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом.
Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С.
Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:
. Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.
. Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций
Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.
6.Реформы политической системы СССР
Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР.
Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы.
Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию (отменена 6-я статья).
7.Экономическая реформа
К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП).
Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.
8.Итоги “Горбачевской эпохи”
Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное – нерешительность. Но если сопоставить эпохальные масштабы осуществленного им прорыва и более чем скромный отрезок времени нахождения у власти. 5 лет и 5 месяцев, если считать окончанием срока не 25 декабря 1991г., а драматическое возвращение из Фороса в Москву, когда власть уже принадлежала Ельцину. Вот только некоторые вехи эпохи Горбачева:
. Разрушение “железного занавеса”, прекращение холодной войны
. Окончание ядерного противостояния
. Вывод войск из Афганистана
. Ликвидация монополии на власть КПСС
. Проведение первых в истории России свободных состязательных выборов
. Гласность
Гласность- ключевое слово перестройки, позволившая веками бессловесным массам говорить все, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно сладострастно самого
Горбачева-человека, давшего им волю.
В результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по-разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.
Основные направления внешней политики СССР во второй половине 80-х годов 20 века. Назовите причины возникновения политики «нового мышления», основные события, связанные с ее проявлением. Выскажите свое мнение по поводу дискуссии вокруг вопроса об окончаниях «холодной войны».
В годы «перестройки» внешнеполитический курс СССР претерпел серьезные изменения. Причиной этому стало снижение темпов экономического роста и стагнация экономики в первой половине 1980-х годов. Советский Союз был более не в состоянии выдерживать гонку вооружений, навязываемую США. М.С. Горбачев предложил концепцию «нового политического мышления», стержнем которой становится приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Подчеркивалось, что в мире накоплен огромный ядерный потенциал, способный многократно уничтожить нашу планету, поэтому предлагалось исключить из международных отношений применение силы, а в вооружениях исходить из принципа разумной достаточности. Отмечалось, что все человечество тесно взаимосвязано. В мире существуют глобальные проблемы выживания, решить которые не под силу одной или нескольким странам (экология, здравоохранение, проблема питания и т.п.). Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя. Признавались допущенные ошибки в отношениях с Китаем и некоторыми другими странами.
Смена курса вызвала смену руководителя внешнеполитического ведомства. В 1985 г. вместо А.А. Громыко министром иностранных дел стал бывший первый секретарь компартии Грузии Э.А. Шеварднадзе. В рамках «нового политического мышления» были определены три главных направления во внешней политике: преодоление конфронтации между Востоком и Западом и ослабление международной напряженности; мирное урегулирование региональных конфликтов; осуществление тесных контактов со всеми странами мира независимо от идеологических предпочтений. Во внешней политике периода «перестройки» выделяют два этапа: 1985 - 1988 и 1989 - 1991 гг. Первый характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием мостов и достижением первых договоренностей, которые способствовали ослаблению международной напряженности. Второй совпал с распадом социалистической системы, ликвидацией ОВД и СЭВ. Фактически он характеризовался односторонними уступками СССР.
Основной формой внешнеполитической деятельности советского руководства стали встречи на высшем уровне. Огромное внимание в них уделялось встречам между М.С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом (Женева, ноябрь 1985 г.; Рейкьявик, октябрь 1986 г.; Вашингтон, декабрь 1986; Москва, июль 1988 г.) и Д. Бушем. В ходе этих встреч была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности. Создавалась система взаимного контроля. Правительство СССР в одностороннем порядке объявило мораторий на испытание ядерного оружия. По мере ухудшения экономической ситуации в стране советское руководство рассматривало сокращение вооружений и военных расходов как способ решения финансовых проблем, поэтому не требовало от своих партнеров гарантий и адекватных шагов, теряя при этом свои позиции на международной арене. Весной 1989 г. в СССР было принято решение о сокращении на 500 тыс. человек армии и на 14,2% расходов на оборону. Началась конверсия военного производства, т.е. перевод военных заводов на выпуск мирной продукции.
Важное место в ослаблении международной напряженности и прекращении «холодной войны» занимали усилия по разрешению региональных конфликтов, и прежде всего войны в Афганистане. В 1987 г. на переговорах М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской помощи моджахедам и выводе советских войск из Афганистана. Вывод войск проводился почти в течение года (с мая 1988 по февраль 1989 гг.). 15 февраля 1989 г. мост через Аму-Дарью на границе с Афганистаном последним перешел командующий советскими войсками генерал - лейтенант Б. Громов. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов осудил афганскую войну и признал участие в ней советских войск грубой политической ошибкой.
Советский Союз прекратил также помощь вьетнамским войскам в Камбодже, сократил численность своих войск на советско-китайской границе и начал их вывод с территории Монголии. Это послужило основой для нормализации отношений с Китаем. Они еще более улучшились после визита М.С. Горбачева в Пекин летом 1989 г.
Серьезные перемены происходят в отношениях СССР с социалистическими странами. Он отказывается от вмешательства в дела союзников по ОВД, смешивая идеологические и стратегические приоритеты внешней политики. В 1988 - 1989 годах начинается спешный вывод советских войск с территории этих государств. Лишенное поддержки Советского Союза руководство этих стран не смогло противостоять растущему недовольству. В 1989 г. в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии прошли массовые выступления оппозиции за восстановление демократических свобод. Рухнули прежние режимы в Польше, Венгрии, Югославии и Албании. Свержение социалистических правительств в этих странах происходило мирным путем, что дало повод назвать эти события «бархатными революциями». Практически во всех этих странах к власти пришла оппозиция. Создаются демократические органы власти. Начинается переход к рыночной экономике и приватизация предприятий. Во многих странах это приводит к ухудшению экономической ситуации.
Политика «невмешательства», которую заняло советское руководство в этих событиях, привело к нарушению стратегического равновесия в Европе и усилению НАТО. Отказ стран Восточной Европы от социалистической модели развития привел к роспуску в 1991 г. СЭВ и ОВД. Советский Союз теряет своих традиционных стратегических партнеров. Его влияние в Европе и мире в целом слабеет. Исчезает биполярная модель мира (Восток - Запад). Меняется политическая карта Европы. Югославия распалась на независимую Словению, Хорватию и Македонию. Сербия и Черногория остались в составе Югославии, в Боснии и Герцеговине началась война на почве межнациональных противоречий. Серьезным политическим просчетом и уступкой Западу со стороны СССР можно считать объединение Германии в 1990 г. Еще в ноябре 1989 г. была разрушена берлинская стена. Во время встречи с канцлером Г. Колем (февраль 1990 г.) М.С. Горбачев предложил ему «взять процесс объединения Германии в свои руки» и согласился на объединение Германии без всяких условий. В результате объединенная Германия стала членом НАТО, что укрепило этот блок. Взамен СССР получил экономическую помощь в размере 10 млрд марок на обустройство выводимых с территории Германии советских войск, которые, кстати, впоследствии осели в коммерческих банках и до военнослужащих так и не дошли.
С распадом СЭВ Советский Союз теряет своих торговых партнеров. Доля стран Восточной Европы во внешнеторговом обороте СССР сокращается с 50 до 16%. Не следует забывать, что в рамках СЭВ существовала экономическая интеграция, ликвидация которой тяжело отразилась на народном хозяйстве. В условиях углубления экономического кризиса в СССР в начале 1990-х годов Горбачев был вынужден обратиться к финансовой помощи стран Запада. Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Он был принят в Международный валютный фонд. Однако Запад не торопился оказывать эффективную экономическую помощь Советскому государству.
В заключение следует подчеркнуть, что к началу 1990-х годов в мире произошли серьезные перемены, суть которых заключалась в прекращении «холодной войны», исчезновении социалистического содружества и ослаблении позиций СССР на мировой арене.
Содержание понятия «новое мышление». Как новый политический курс советского руководства повлиял на систему международных отношений? Как «новое политическое мышление» отразилось на внешней политике СССР?
Новое политическое мышление – политический курс Горбачева, принципами которго являлись:
1. Отказ от вывода о расколе мира на 2 части – отказ от биполярного мира
2. Отказ от убеждения пролетарского интернационализма.За человеческие ценности над классовыми
3. Отказ от логики и идеологии противостояния, поиск баланса интересов, основанных на уступках.
Международные отношения:
Начало ядерного разоружения. В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало новому потеплению в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты. Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Не имея реальных успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире за счет "прорывов" во внешней политике.
США выдвигать все новые и новые условия, с которыми Горбачев вынужден был соглашаться. Вскоре СССР выразил готовность в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружений. Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия.
Перелом в отношениях с Западом произошел во время встречи Горбачева и нового президента США Дж. Буша (старшего) на Мальте в конце 1989 г., где советский руководитель объявил, что "доктрина Брежнева мертва". Это означало, что СССР не будет военной силой препятствовать переменам в странах Восточной Европы и внутри страны по отношению к союзным республикам. США сразу же усилили действия по развалу социалистического содружества.
Летом 1991 г. Буш выдвинул Горбачеву "шесть условий", на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: демократия, рынок, федерация, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Впервые американцы ставили условия не только в сфере международной политики, но и требовали перемен во внутренней политике Советского Союза. Параллельно для подталкивания Горбачева в этом направлении они стали вести прямые переговоры с руководителями союзных республик. Осенью 1991 г. контакты Запада с лидерами союзных республик были настолько прочны и доверительны, что даже о денонсации Союзного договора 1922 г. от "беловежской тройки" первым узнал президент США Буш, а уже потом президент СССР Горбачев.
Распад социалистической системы. Перемены в социалистических странах Восточной Европы начались в 1987 году. Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии.
Основные направления внешней политики в целом:
· Достижение компромисса с США в вопросах потенциала стратегических вооружений
· Сближение с западноевропейскими странами, странанми азиатско-тихоокеанского региона
· Сотрудничество с Западом в урегулировании региональных конфликтов в Азии, Лат.Америке, Африке
· Содействие реформированию политических режимов стран В.Европы.
· Деидеологизация межгос-венных отношении
· Совместное решение глобальных наднациональных проблем
Последствия внешнеполитической деятельности:
· Взломан лед «холодной войны»
· СССР смог влиться в колею перемен
· Положено начало процессу разрушения
· Возникла эскалация конфликтов
· Распад СССР – утечка технологий.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 240.