С отстранением от власти Н. Хрущева правящую партию возглавил Л. Брежнев (1964-1982 гг.). Произошел отказ от реформ партийно-государственного управления, начатых при Хрущеве. Уже в 1964 г. прекращено деление райкомов и обкомов на промышленные и сельские, восстановлены единые территориальные парторганизации. В 1965 г. ликвидированы совнархозы и восстановлен отраслевой принцип управления экономикой; в 1966 г. из партийного устава исключены положения об обязательной сменяемости выборных партийных органов. Суть курса Брежнева выражалась термином «стабильность». На смену импульсивным, волевым и нередко непродуманным действиям пришло коллективное руководство. В Л. Брежневе партийная элита увидела лидера, способного представлять и отстаивать ее интересы. Важные государственные посты были заняты выдвиженцами Брежнева.
В период брежневского руководства отчетливо проявились черты ресталинизации (называемой также неосталинизмом), т.е. попытки пересмотра курса XX съезда КПСС. Прекращается критика политики культа личности, публикации на тему ГУЛАГа. Появляются публикации, литературные произведения, кинофильмы, показывающие заслуги Сталина как Верховного главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Прекратили работать комиссии по реабилитации жертв сталинских репрессий. Ужесточилось преследование диссидентов. Так, в 1974 г. выслан из страны А. Солженицын, а в 1980 г. отправлен в ссылку в Горький А. Сахаров.
Формируется культ личности Брежнева, достигший вершины во второй половине 70-х - начале 80-х годов. Культ Брежнева носил официальный характер, навязывался сверху. Это явление вызывало иронию в обществе.
В экономической сфере брежневский курс первоначально характеризовался попытками проведения серьезных реформ. Их необходимость определялась тяжелым положением с обеспечением населения продовольствием. Тревожным симптомом было то, что по темпам внедрения многих новых технологий СССР отставал от стран Запада.
В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС были провозглашены новые ориентиры аграрной политики. Их суть - ослабление контроля над колхозами: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; установление твердого плана государственных закупок на 5 лет; возможность реализовывать сверхплановую продукцию по ценам, увеличенным на 50%; увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь; введение стабильных денежных окладов вместо трудодней; отмена запретов на ведение личного подсобного хозяйства; осуществление программы орошения засушливых земель, осушения заболоченных районов.
Много внимания уделялось агропромышленной интеграции, которые позволяли обеспечить более тесную взаимосвязь сельского хозяйства и пищевой промышленности. Впервые на развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства. Реформа не затрагивала основ колхозной системы, прежде всего отношений собственности, поэтому самостоятельность колхозов осталась декларированной. Средства, вложенные в сельское хозяйство, не привели к перелому в аграрном производстве. Трудности с обеспечением населения продовольствием с каждым годом возрастали, ограничивался отпуск продуктов в одни руки. В 1982 г. Пленум ЦК принял Продовольственную программу, провозгласив цель за 20 лет обеспечить товарное изобилие. Основные пути: развитие личного хозяйства и агропромышленная интеграция (создание Госагропрома). Кризис в сельском хозяйстве нарастал.
В области промышленности в 1965 г. началась реформа, вошедшая в историю по фамилии председателя Совета Министров СССР А. Косыгина. Вместо объема валовой продукции (ранее главного показателя работы предприятия) вводились такие показатели, как объем реализованной продукции, рентабельность, прибыль, отдача производственных фондов. Расширялась автономия предприятий в связи с их переводом на хозрасчет. Часть заработанных средств после выплаты установленных платежей в бюджет предприятия могли оставлять в своем распоряжении. За счет полученной прибыли шло расширение производства; создавались фонды материального стимулирования: фонд развития производства, фонд строительства жилья, объектов культурно-бытового назначения; фонд материального поощрения. Эта реформа усиливала заинтересованность предприятий и трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий, экономии ресурсов, повышении качества продукции. Она означала переход от административных методов управления к экономическим. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) стала наиболее благополучной за всю советскую историю.
Но результаты проведенных реформ оказались ограниченными. Причины заключались в том, что новые принципы хозяйствования встраивались в привычную схему административного управления. Хозяйственная номенклатура не была заинтересована в проведении реформ, не умела управлять иначе. Формально осуществление экономической реформы успешно продолжалось, но на практике реформа сворачивалась с декабря 1969 г.
В 70-е годы наблюдается противоречивая экономическая картина. С одной стороны, идет широкое индустриальное развитие: строятся крупнейшие предприятия (Атоммаш в Волгодонске, автозаводы в Тольятти, Набережных Челнах, Байкало-Амурская магистраль); развивается топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в котором ведущее место заняли нефть и газ. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Западная Сибирь, где были открыты их колоссальные запасы. С другой стороны, падают важнейшие экономические показатели: темпы прироста производства национального дохода, производительности труда. Возникает явление стагнации - застоя. К началу 80-х годов во многих районах страны пришлось ввести карточную систему распределения продукции. Возрастает отставание от стран Запада в области освоения достижений научно-технического прогресса. В 70-е годы на Западе происходит компьютерная революция, а в СССР, не завершившего еще индустриальную модернизацию и поставленного перед необходимостью развития постиндустриального (информационного) общества, возникает ситуация стадиального отставания. Советский Союз входит в период структурного кризиса плановой экономики, связанный с несоответствием экономической системы вызовам эпохи НТР.
В середине 70-х важнейшим ресурсом поддержания стабильности были высокие цены на нефть и газ на мировом рынке. За «нефтедоллары» государство приобретало на внешнем рынке оборудование, товары широкого потребления, продовольствие, что искусственно поддерживало советскую экономику в условиях ее низкой эффективности. Приток «нефтедолларов» позволил руководству игнорировать сигналы неблагополучия в хозяйственной жизни. В середине 80-х годов цены на нефть и газ стали снижаться, что обусловило падение в одиннадцатой пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.
В рассматриваемый период росло благосостояние населения. Значительная часть получила отдельные квартиры, приобрела товары длительного пользования (телевизоры, холодильники). Начался массовый выпуск автомашин для граждан. Росли накопления в сберкассах. Цены на основные виды товаров и услуг, размер квартплаты оставались неизменными. Горожане обзаводилась приусадебными участками, дачами. В 1967 г. была введена 5-дневная рабочая неделя, увеличилась продолжительность отпусков. Но в социальной сфере наблюдались и негативные тенденции: происходила скрытая инфляция; дефицит товаров стал постоянным явлением; расцвел «черный рынок» товаров, где цены в несколько раз превышали государственные, шла спекуляция дефицитными товарами; возникли подпольные производства - «теневая экономика».
В 70-е годы стало ясно, что курс на «развернутое строительство коммунистического общества», провозглашенный в Программе КПСС в 1961 г., несостоятелен. Официальная идеология выдвигает концепцию развитого социализма - длительного исторического этапа, предшествующего построению коммунизма. Создание в СССР развитого социалистического общества провозгласила Конституция 1977 г. В ней СССР назывался общенародным социалистическим государством. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов. В Конституцию была включена 6-я статья о КПСС как «руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы», закреплявшая господство партийного аппарата. Конституция предоставляла гражданам важнейшие политические права и свободы.
«Эра Брежнева» завершилась в ноябре 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. Андропов, бывший руководитель КГБ. Андропов понимал реальное положение дел в стране. Был взят курс на наведение порядка: Громкие процессы против коррупции в высших эшелонах власти. Укрепление производственной дисциплины: резко ужесточились санкции за прогулы и опоздания; на улицах и в общественных местах милиция в рабочее время проверяла документы. Таким образом, Андропов делает ставку на чисто административные меры. В годы его деятельности в официальных изданиях полностью прекращается критика сталинизма. После смерти Андропова в течение года пост Генерального секретаря занимал престарелый К. Черненко, который свернул кампанию по наведению порядка. Застой достиг своего апогея.
42. Перабудова ў СССР і яе вынікі. Распад СССР.
. Перестройка (1985-1991) в СССР была масштабным явлением в политической, экономической и общественной жизни государства. Одни люди считают, что её проведение было попыткой предотвратить распад страны, другие, наоборот, думают, что она подтолкнула Союз к развалу. Давайте выясним, что же представляла собой перестройка в СССР (1985-1991). Кратко попробуем охарактеризовать её причины и последствия. Предыстория Итак, с чего началась перестройка в СССР (1985-1991)? Причины, этапы и последствия мы изучим несколько позже. Сейчас мы остановимся на тех процессах, которые предшествовали данному периоду в отечественной истории. О чем больше всего сожалеют люди в конце жизни 5 человек, с которыми нельзя общаться Что произойдет, когда вы будете делать "планку" каждый день? Как и практически все явления в нашей жизни, перестройка 1985-1991 в СССР имеет свою предысторию. Показатели благосостояния населения в 70-х годах прошлого века достигли в стране невиданного до тех пор уровня. Вместе с тем нужно отметить, что как раз к этому отрезку времени относится значительное снижение темпов экономического роста, за что в будущем весь этот период с легкой руки М. С. Горбачева получил название «эпохи застоя». Ещё одним негативным явлением являлся довольно частый дефицит товаров, причиной возникновения которого исследователи называют недостатки плановой экономики. В значительной мере нивелировать замедление промышленного развития помогал экспорт нефти и газа. Как раз в тот период СССР стал одним из крупнейших в мире экспортеров данных природных ресурсов, чему способствовала разработка новых месторождений. В то же время увеличение доли нефти и газа в ВВП страны ставило экономические показатели СССР в значительную зависимость от мировых цен на эти ресурсы. Девочка из Гонконга родилась беременной близнецами 11 признаков, что вас посетил ангел-хранитель 6 совпадений в истории, которые кажутся невероятными Но очень высокая стоимость нефти (из-за эмбарго арабских государств на поставки «черного золота» в страны Запада) помогала сгладить большинство отрицательных явлений в экономике СССР. Благосостояние населения страны постоянно повышалось, и большинство простых граждан даже помыслить не могли, что вскоре все может измениться. Да еще так круто... Вместе с тем руководство страны во главе с Леонидом Ильичом Брежневым не могло или не желало фундаментально что-то менять в управлении экономикой. Высокие показатели только прикрывали гнойник экономических проблем, скопившихся в СССР, который грозил прорваться в любой момент, стоит только измениться внешним или внутренним условиям. Именно изменение этих условий привело к тому процессу, который ныне известен как Перестройка в СССР 1985-1991 гг. Операция в Афганистане и санкции против СССР В 1979 году СССР начал военную операцию в Афганистане, которая официально преподносилась как интернациональная помощь братскому народу. Введение советских войск в Афганистан не было одобрено Советом безопасности ООН, что послужило для США предлогом применить ряд экономических мер против Союза, носивших санкционный характер, и склонить к поддержанию некоторых из них страны Западной Европы. Правда, несмотря на все старания, у правительства Соединенных Штатов не получилось добиться у европейских государств заморозки строительства масштабного газопровода Уренгой - Ужгород. Но и те санкции, которые были введены, смогли нанести значительный урон экономике СССР. Да и сама война в Афганистане тоже требовала немалых материальных затрат, а также способствовала повышению уровня недовольства населения. Умеете сворачивать язык в трубочку? Узнайте, почему Топ-20 вещей, которых не должно быть в доме Что говорит о вас форма лица? Именно эти события стали первыми предвестниками экономического краха СССР, но только войны и санкций было явно мало, чтобы увидеть всю непрочность экономического базиса Страны Советов. Падение цен на нефть Пока стоимость нефти держалась в пределах 100 долларов за баррель, Советский Союз мог не сильно обращать внимание на санкции западных государств. Начиная с 80-х годов наметился существенный спад в мировой экономике, что способствовало падению стоимости нефти из-за снижения уровня спроса. К тому же в 1983 году страны ОПЕК отказались от фиксированных расценок на данный ресурс, а Саудовская Аравия значительно нарастила объемы добычи сырья. Это способствовало лишь дальнейшему продолжению обвала цен на «черное золото». Если в 1979 году за баррель нефти просили $104, то в 1986 году эти цифры упали до $30, то есть стоимость снизилась почти в 3,5 раза. Это не могло положительно отразиться на экономике СССР, которая ещё в брежневские времена попала в значительную зависимость от экспорта нефти. В комплексе с санкциями США и других западных стран, а также с изъянами неэффективной системы управления резкое падение стоимости «черного золота» могло привести к краху всей экономики страны. Новое руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым, который стал лидером государства в 1985 году, понимало, что нужно существенно менять структуру управления экономикой, а также проводить реформы во всех сферах жизни страны. Именно попытка внедрения этих реформ и привела к возникновению такого явления, как перестройка (1985-1991) в СССР. Причины перестройки В чем же конкретно состояли причины перестройки в СССР (1985-1991)? Кратко остановимся на них ниже. Главной причиной, подтолкнувшей руководство страны задуматься о необходимости существенных перемен - как в экономике, так и в общественно-политическом укладе в целом - стало понимание того, что в существующих условиях стране грозит экономический коллапс или, в лучшем случае, значительный спад по всем показателям. О реальности распада СССР в 1985 году, естественно, никто среди лидеров страны даже не думал. Первым в мире выжившим семерняшкам исполнилось 18 Что значит, если собака вас облизывает? Очаровательная фотосессия мамы пятерняшек Основными факторами, которые послужили толчком к пониманию всей глубины назревших экономических, управленческих и социальных проблем, стали: Военная операция в Афганистане. Введение санкционных мер против СССР. Падение цены на нефть. Несовершенство системы управления. Это и были основные причины Перестройки в СССР 1985-1991 гг. Старт перестройки Как же началась перестройка 1985-1991 в СССР? Как было сказано выше, изначально мало кто думал, что те негативные факторы, которые существовали в экономике и общественной жизни СССР, могут реально привести к развалу страны, поэтому изначально перестройка планировалась как исправление отдельных недостатков системы. Началом перестройки можно считать март 1985 года, когда генсеком КПСС партийное руководство избрало сравнительно молодого и перспективного члена политбюро Михаила Сергеевича Горбачева. На тот момент ему было 54 года, что для многих покажется не так уж и мало, но по сравнению с предыдущими лидерами страны он был действительно молод. Так, Л. И. Брежнев стал генсеком в 59 лет и находился на данном посту до самой свой смерти, настигшей его в 75 лет. Занимавшие после него фактически важнейший в стране государственный пост Ю. Андропов и К. Черненко стали генеральными секретарями в 68 и в 73 года соответственно, но смогли прожить лишь чуть более года каждый после прихода к власти. Данное положение вещей говорило о значительном застое кадров в высших эшелонах партии. Назначение Генеральным секретарем такого относительно молодого и нового в партийном руководстве человека, как Михаил Горбачев, должно было в некоторой мере повлиять на решение данной проблемы. Горбачев сразу дал понять, что собирается проводить целый ряд изменений в различных сферах деятельности в стране. Правда, тогда ещё не было ясно, насколько далеко это все зайдет. В апреле 1985 года генсек заявил о необходимости проведения ускорения экономического развития СССР. Именно термином «ускорение» чаще всего назывался первый этап перестройки, продлившийся до 1987 года и не предполагавший фундаментальных перемен в системе. В его задачи входило лишь введение некоторых административных реформ. Также ускорение предполагало увеличение темпов развития машиностроения и тяжелой промышленности. Но в итоге действия правительства не дали желаемого результата. В мае 1985 года Горбачев заявил, что всем пора перестраиваться. Именно от этого заявления и произошел термин «перестройка», но его введение в широкое употребление относится к более позднему периоду. I этап перестройки Не нужно считать, что изначально были названы все цели и задачи, которые должна была решить перестройка в СССР (1985-1991). Этапы можно условно разделить на четыре временных отрезка. Первым этапом перестройки, который ещё назывался «ускорением», можно считать время с 1985 по 1987 годы. Как говорилось выше, все нововведения тогда носили в основном административный характер. Тогда же, в 1985 году, была начата антиалкогольная кампания, целью которой ставилось снижение уровня алкоголизма в стране, достигшего критической отметки. Но в ходе этой кампании был предпринят ряд непопулярных в народе мероприятий, которые можно считать «перегибами». В частности, было уничтожено огромное количество виноградных насаждений, был введен фактический запрет на наличие алкогольных напитков на семейных и других торжествах, которые проводили члены партии. Кроме того, антиалкогольная кампания привела к дефициту спиртных напитков в магазинах и существенному увеличению их стоимости. На первом этапе также декларировалось проведение борьбы с коррупцией и нетрудовыми доходами граждан. К положительным моментам этого периода нужно отнести значительное вливание в партийное руководство новых кадров, которые желали осуществлять действительно значимые реформы. Среди этих людей можно выделить Б. Ельцина и Н. Рыжкова. Чернобыльская трагедия, которая произошла в 1986 году, продемонстрировала неспособность существующей системы не только предотвратить катастрофу, но и эффективно бороться с её последствиями. Аварийная ситуация на Чернобыльской АЭС несколько дней скрывалась властями, что подвергало опасности миллионы людей, проживающих вблизи зоны катастрофы. Это говорило о том, что руководство страны действует старыми методами, что, естественно, не нравилось населению. Кроме того, проводившиеся до тех пор реформы показали свою неэффективность, так как экономические показатели продолжали падать, а в обществе все больше росло недовольство политикой руководства. Данный факт способствовал осознанию Горбачевым и некоторыми другими представителями партийной верхушки того факта, что полумерами не обойтись, а нужно проводить кардинальные реформы, чтобы спасти положение. Цели перестройки Описанное выше положение вещей способствовало тому, что руководство страны не сразу смогло определить конкретные цели перестройки в СССР (1985-1991). Таблица, расположенная ниже, кратко характеризует их. Сфера Цели Экономика Введение элементов рыночных механизмов с целью повышения эффективности экономики Управление Демократизация системы управления Общество Демократизация общества, гласность Международные отношения Нормализация отношений со странами западного мира Главной же целью, которая стояла перед СССР в годы перестройки 1985-1991 годов, являлось создание эффективно работающего механизма управления государством путем системных реформ. II этап Именно вышеописанные задачи были базовыми для руководства СССР в период перестройки 1985-1991 гг. на втором этапе этого процесса, началом которого можно считать 1987 год. Именно в это время была существенно смягчена цензура, что выражалось в так называемой политике гласности. Она предусматривала допустимость обсуждения в обществе тем, которые ранее либо замалчивались, либо находились под запретом. Безусловно, это было существенным шагом к демократизации системы, но в то же время имело и ряд негативных последствий. Поток открытой информации, к которому общество, находившееся десятки лет за «железным занавесом», было просто не готово, способствовал коренному пересмотру идеалов коммунизма, идеологическому и нравственному разложению, возникновению националистических и сепаратистских настроений в стране. В частности, в 1988 году начался межэтнический вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе. Также было разрешено ведение некоторых видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности, в форме кооперативов. Во внешней политике СССР пошел на значительные уступки США в надежде на снятие санкций. Довольно частыми были встречи Горбачева с американским президентом Рейганом, в ходе которых были достигнуты договоренности о разоружении. В 1989 года из Афганистана были окончательно выведены советские войска. Но нужно отметить, что на втором этапе перестройки так и не были достигнуты поставленные задачи построения демократического социализма. Перестройка на III этапе Третий этап перестройки, начавшийся со второй половины 1989 года, ознаменовался тем, что процессы, происходившие в стране, стали выходить из-под контроля центральной власти. Теперь уже она вынуждена была под них только подстраиваться. По стране прошел парад суверенитетов. Республиканские власти провозгласили приоритет местных законов и постановлений перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. А в марте 1990 года Литва заявила о выходе из состава Советского Союза. В 1990 году была введена президентская должность, на которую депутаты избрали Михаила Горбачева. В дальнейшем планировалось проводить избрание президента путем всенародного прямого голосования. Вместе с тем стало понятно, что прежний формат взаимоотношений между республиками СССР поддерживаться больше не может. Планировалось реорганизовать его в «мягкую федерацию» под названием Союз Суверенных Государств. Путч 1991 года, сторонники которого желали консервации старой системы, поставил крест на данной идее. Постперестройка После подавления путча большинство республик СССР заявили о выходе из его состава и провозгласили независимость. И какой результат? К чему привела перестройка? Распад СССР... 1985-1991 годы прошли в неудачных стараниях стабилизировать ситуацию в стране. Осенью 1991 года была произведена попытка преобразования бывшей супердержавы в конфедерацию ССГ, закончившаяся провалом. Главной задачей, стоявшей на четвертом этапе перестройки, который ещё называют постперестройкой, являлась ликвидация СССР и оформление взаимоотношений между республиками бывшего Союза. Эта цель фактически была достигнута в Беловежской пуще на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Позже к беловежским договоренностям присоединилось и большинство других республик. К концу 1991 года СССР уже даже формально перестал существовать. Итоги Мы изучили процессы, протекавшие в СССР в период перестройки (1985-1991), кратко остановились на причинах и этапах этого явления. Теперь настало время поговорить об итогах. Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в целом были неутешительные. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты, произошло катастрофическое снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована. Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были достигнуты. Наоборот, положение ещё больше усугубилось. Единственные позитивные моменты можно увидеть только в демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не способное противостоять внешним и внутренним вызовам.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 215.