СССР у 1965-1985 гг.: праблемы “развітага сацыялізма”.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С отстранением от власти Н. Хрущева правящую партию воз­главил Л. Брежнев (1964-1982 гг.). Произошел отказ от реформ партийно-государственного управления, начатых при Хру­щеве. Уже в 1964 г. прекращено деление райкомов и обкомов на промышленные и сельские, восстановлены единые территори­альные парторганизации. В 1965 г. ликвидированы совнархо­зы и восстановлен отраслевой принцип управления экономикой; в 1966 г. из партийного устава исключены положения об обяза­тельной сменяемости выборных партийных органов. Суть курса Брежнева выражалась термином «стабильность». На смену импульсивным, волевым и нередко непродуманным действиям пришло коллективное руководство. В Л. Брежневе партийная элита увидела лидера, способного представлять и отстаивать ее инте­ресы. Важные государственные посты были заняты выдвижен­цами Брежнева.

В период брежневского руководства отчетливо проявились черты ресталинизации (называемой также неосталинизмом), т.е. попытки пересмотра курса XX съезда КПСС. Прекращается критика политики культа личности, публика­ции на тему ГУЛАГа. Появляются публикации, литературные произведения, кино­фильмы, показывающие заслуги Сталина как Верховного главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Прекратили работать комиссии по реабилитации жертв ста­линских репрессий. Ужесточилось преследование диссидентов. Так, в 1974 г. выслан из страны А. Солженицын, а в 1980 г. отправлен в ссылку в Горький А. Сахаров.

Формируется культ личности Брежнева, достигший верши­ны во второй половине 70-х - начале 80-х годов. Культ Брежнева носил официальный ха­рактер, навязывался сверху. Это явление вызывало иронию в обществе.

В экономической сфере брежневский курс первоначально ха­рактеризовался попытками проведения серьезных реформ. Их необходимость определялась тяжелым положением с обеспече­нием населения продовольствием. Тревожным симптомом было то, что по темпам внедрения многих новых технологий СССР от­ставал от стран Запада.

В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС были провозглашены новые ориентиры аграрной политики. Их суть - ослабление кон­троля над колхозами: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную про­дукцию; установление твердого плана государственных закупок на 5 лет; возможность реализовывать сверхплановую продукцию по ценам, увеличенным на 50%; увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь; введение стабильных денежных окладов вместо трудодней; отмена запретов на ведение личного подсобного хозяйства; осуществление программы орошения засушливых земель, осушения заболоченных районов.

Много внимания уделялось агропромышленной интеграции, которые позволяли обеспечить более тесную взаимосвязь сельского хозяйства и пи­щевой промышленности. Впервые на развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства. Реформа не затрагивала основ колхозной системы, прежде всего отношений собственности, поэтому самостоятельность кол­хозов осталась декларированной. Средства, вложенные в сельс­кое хозяйство, не привели к перелому в аграрном производстве. Трудности с обеспечением населения продовольствием с каж­дым годом возрастали, ограничивался отпуск продуктов в одни руки. В 1982 г. Пленум ЦК принял Продовольственную програм­му, провозгласив цель за 20 лет обеспечить товарное изобилие. Основные пути: развитие личного хозяйства и агропромышлен­ная интеграция (создание Госагропрома). Кризис в сельском хозяйстве нарастал.

В области промышленности в 1965 г. началась реформа, во­шедшая в историю по фамилии председателя Совета Министров СССР А. Косыгина. Вместо объема валовой продукции (ранее главного показа­теля работы предприятия) вводились такие показатели, как объем реализованной продукции, рентабельность, прибыль, отдача производственных фондов. Расширялась автономия предприятий в связи с их перево­дом на хозрасчет. Часть заработанных средств после вып­латы установленных платежей в бюджет предприятия мог­ли оставлять в своем распоряжении. За счет полученной при­были шло расширение производства; создавались фонды материального стимулирования: фонд развития производ­ства, фонд строительства жилья, объектов культурно-быто­вого назначения; фонд материального поощрения. Эта реформа усиливала заинтересованность предприятий и трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий, эко­номии ресурсов, повышении качества продукции. Она означала переход от административных методов управления к экономи­ческим. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) стала наиболее бла­гополучной за всю советскую историю.

Но результаты проведенных реформ оказались ограничен­ными. Причины заключались в том, что новые принципы хозяйствования встраивались в привычную схему администра­тивного управления. Хозяйственная номенклатура не была за­интересована в проведении реформ, не умела управлять иначе. Формально осуществление экономической реформы успешно про­должалось, но на практике реформа сворачивалась с декабря 1969 г.

В 70-е годы наблюдается противоречивая экономическая картина. С одной стороны, идет широкое индустриальное развитие: строятся крупнейшие предприятия (Атоммаш в Волгодонске, ав­тозаводы в Тольятти, Набережных Челнах, Байкало-Амурская магистраль); развивается топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в котором ведущее место заняли нефть и газ. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Западная Си­бирь, где были открыты их колос­сальные запасы. С другой стороны, падают важнейшие эконо­мические показатели: темпы прироста производства националь­ного дохода, производительности труда. Возникает явление стаг­нации - застоя. К началу 80-х годов во многих районах страны пришлось ввести карточную систему распределения продукции. Возрастает отставание от стран Запада в области освоения дости­жений научно-технического прогресса. В 70-е годы на Западе про­исходит компьютерная революция, а в СССР, не завершившего еще индустриальную модернизацию и поставленного перед не­обходимостью развития постиндустриального (информационно­го) общества, возникает ситуация стадиального отставания. Со­ветский Союз входит в период структурного кризиса плановой экономики, связанный с несоответствием экономической систе­мы вызовам эпохи НТР.

В середине 70-х важнейшим ресурсом поддержания стабиль­ности были высокие цены на нефть и газ на мировом рынке. За «нефтедоллары» государство приобретало на внешнем рынке обо­рудование, товары широкого потребления, продовольствие, что искусственно поддерживало советскую экономику в условиях ее низкой эффективности. Приток «нефтедолларов» позволил руководству игнорировать сигналы неблагополучия в хозяйственной жизни. В середине 80-х годов цены на нефть и газ стали снижаться, что обусловило па­дение в одиннадцатой пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.

В рассматриваемый период росло благосостояние населения. Значительная часть получила отдельные квартиры, приобрела товары длительного пользования (телевизоры, холодильники). Начался массовый выпуск автомашин для граждан. Росли накопления в сберкассах. Цены на основные виды товаров и ус­луг, размер квартплаты оставались неизменными. Горожане об­заводилась приусадебными участками, дачами. В 1967 г. была введена 5-дневная рабочая неделя, увеличилась продолжитель­ность отпусков. Но в социальной сфере наблюдались и негативные тенденции: происходила скрытая инфляция; дефицит товаров стал постоянным явлением; расцвел «черный рынок» товаров, где цены в несколько раз превышали государственные, шла спекуляция дефицитны­ми товарами; возникли подпольные производства - «теневая экономика».

В 70-е годы стало ясно, что курс на «развернутое строитель­ство коммунистического общества», провозглашенный в Программе КПСС в 1961 г., несостоятелен. Официальная идеология выдвигает концепцию разви­того социализма - длительного исторического этапа, предше­ствующего построению коммунизма. Создание в СССР развито­го социалистического общества провозгласила Конституция 1977 г. В ней СССР назывался общенародным социалистичес­ким государством. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов. В Конституцию была включена 6-я статья о КПСС как «руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы», закреплявшая господство партийного аппарата. Конституция предоставляла гражданам важнейшие политические права и свободы.

«Эра Брежнева» завершилась в ноябре 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. Анд­ропов, бывший руководитель КГБ. Андропов понимал реальное положение дел в стране. Был взят курс на наведение порядка: Громкие процессы против коррупции в высших эшелонах власти. Укрепление производственной дисциплины: резко ужесто­чились санкции за прогулы и опоздания; на улицах и в об­щественных местах милиция в рабочее время проверяла до­кументы. Таким образом, Андропов делает ставку на чисто админист­ративные меры. В годы его деятельности в официальных изда­ниях полностью прекращается критика сталинизма. После смерти Андропова в течение года пост Генерального секретаря занимал престарелый К. Черненко, который свернул кампанию по наведению порядка. Застой достиг своего апогея.

 

42. Перабудова ў СССР і яе вынікі. Распад СССР.

 

. Перестройка (1985-1991) в СССР была масштабным явлением в политической, экономической и общественной жизни государства. Одни люди считают, что её проведение было попыткой предотвратить распад страны, другие, наоборот, думают, что она подтолкнула Союз к развалу. Давайте выясним, что же представляла собой перестройка в СССР (1985-1991). Кратко попробуем охарактеризовать её причины и последствия. Предыстория Итак, с чего началась перестройка в СССР (1985-1991)? Причины, этапы и последствия мы изучим несколько позже. Сейчас мы остановимся на тех процессах, которые предшествовали данному периоду в отечественной истории. О чем больше всего сожалеют люди в конце жизни 5 человек, с которыми нельзя общаться Что произойдет, когда вы будете делать "планку" каждый день? Как и практически все явления в нашей жизни, перестройка 1985-1991 в СССР имеет свою предысторию. Показатели благосостояния населения в 70-х годах прошлого века достигли в стране невиданного до тех пор уровня. Вместе с тем нужно отметить, что как раз к этому отрезку времени относится значительное снижение темпов экономического роста, за что в будущем весь этот период с легкой руки М. С. Горбачева получил название «эпохи застоя». Ещё одним негативным явлением являлся довольно частый дефицит товаров, причиной возникновения которого исследователи называют недостатки плановой экономики. В значительной мере нивелировать замедление промышленного развития помогал экспорт нефти и газа. Как раз в тот период СССР стал одним из крупнейших в мире экспортеров данных природных ресурсов, чему способствовала разработка новых месторождений. В то же время увеличение доли нефти и газа в ВВП страны ставило экономические показатели СССР в значительную зависимость от мировых цен на эти ресурсы. Девочка из Гонконга родилась беременной близнецами 11 признаков, что вас посетил ангел-хранитель 6 совпадений в истории, которые кажутся невероятными Но очень высокая стоимость нефти (из-за эмбарго арабских государств на поставки «черного золота» в страны Запада) помогала сгладить большинство отрицательных явлений в экономике СССР. Благосостояние населения страны постоянно повышалось, и большинство простых граждан даже помыслить не могли, что вскоре все может измениться. Да еще так круто... Вместе с тем руководство страны во главе с Леонидом Ильичом Брежневым не могло или не желало фундаментально что-то менять в управлении экономикой. Высокие показатели только прикрывали гнойник экономических проблем, скопившихся в СССР, который грозил прорваться в любой момент, стоит только измениться внешним или внутренним условиям. Именно изменение этих условий привело к тому процессу, который ныне известен как Перестройка в СССР 1985-1991 гг. Операция в Афганистане и санкции против СССР В 1979 году СССР начал военную операцию в Афганистане, которая официально преподносилась как интернациональная помощь братскому народу. Введение советских войск в Афганистан не было одобрено Советом безопасности ООН, что послужило для США предлогом применить ряд экономических мер против Союза, носивших санкционный характер, и склонить к поддержанию некоторых из них страны Западной Европы. Правда, несмотря на все старания, у правительства Соединенных Штатов не получилось добиться у европейских государств заморозки строительства масштабного газопровода Уренгой - Ужгород. Но и те санкции, которые были введены, смогли нанести значительный урон экономике СССР. Да и сама война в Афганистане тоже требовала немалых материальных затрат, а также способствовала повышению уровня недовольства населения. Умеете сворачивать язык в трубочку? Узнайте, почему Топ-20 вещей, которых не должно быть в доме Что говорит о вас форма лица? Именно эти события стали первыми предвестниками экономического краха СССР, но только войны и санкций было явно мало, чтобы увидеть всю непрочность экономического базиса Страны Советов. Падение цен на нефть Пока стоимость нефти держалась в пределах 100 долларов за баррель, Советский Союз мог не сильно обращать внимание на санкции западных государств. Начиная с 80-х годов наметился существенный спад в мировой экономике, что способствовало падению стоимости нефти из-за снижения уровня спроса. К тому же в 1983 году страны ОПЕК отказались от фиксированных расценок на данный ресурс, а Саудовская Аравия значительно нарастила объемы добычи сырья. Это способствовало лишь дальнейшему продолжению обвала цен на «черное золото». Если в 1979 году за баррель нефти просили $104, то в 1986 году эти цифры упали до $30, то есть стоимость снизилась почти в 3,5 раза. Это не могло положительно отразиться на экономике СССР, которая ещё в брежневские времена попала в значительную зависимость от экспорта нефти. В комплексе с санкциями США и других западных стран, а также с изъянами неэффективной системы управления резкое падение стоимости «черного золота» могло привести к краху всей экономики страны. Новое руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым, который стал лидером государства в 1985 году, понимало, что нужно существенно менять структуру управления экономикой, а также проводить реформы во всех сферах жизни страны. Именно попытка внедрения этих реформ и привела к возникновению такого явления, как перестройка (1985-1991) в СССР. Причины перестройки В чем же конкретно состояли причины перестройки в СССР (1985-1991)? Кратко остановимся на них ниже. Главной причиной, подтолкнувшей руководство страны задуматься о необходимости существенных перемен - как в экономике, так и в общественно-политическом укладе в целом - стало понимание того, что в существующих условиях стране грозит экономический коллапс или, в лучшем случае, значительный спад по всем показателям. О реальности распада СССР в 1985 году, естественно, никто среди лидеров страны даже не думал. Первым в мире выжившим семерняшкам исполнилось 18 Что значит, если собака вас облизывает? Очаровательная фотосессия мамы пятерняшек Основными факторами, которые послужили толчком к пониманию всей глубины назревших экономических, управленческих и социальных проблем, стали: Военная операция в Афганистане. Введение санкционных мер против СССР. Падение цены на нефть. Несовершенство системы управления. Это и были основные причины Перестройки в СССР 1985-1991 гг. Старт перестройки Как же началась перестройка 1985-1991 в СССР? Как было сказано выше, изначально мало кто думал, что те негативные факторы, которые существовали в экономике и общественной жизни СССР, могут реально привести к развалу страны, поэтому изначально перестройка планировалась как исправление отдельных недостатков системы. Началом перестройки можно считать март 1985 года, когда генсеком КПСС партийное руководство избрало сравнительно молодого и перспективного члена политбюро Михаила Сергеевича Горбачева. На тот момент ему было 54 года, что для многих покажется не так уж и мало, но по сравнению с предыдущими лидерами страны он был действительно молод. Так, Л. И. Брежнев стал генсеком в 59 лет и находился на данном посту до самой свой смерти, настигшей его в 75 лет. Занимавшие после него фактически важнейший в стране государственный пост Ю. Андропов и К. Черненко стали генеральными секретарями в 68 и в 73 года соответственно, но смогли прожить лишь чуть более года каждый после прихода к власти. Данное положение вещей говорило о значительном застое кадров в высших эшелонах партии. Назначение Генеральным секретарем такого относительно молодого и нового в партийном руководстве человека, как Михаил Горбачев, должно было в некоторой мере повлиять на решение данной проблемы. Горбачев сразу дал понять, что собирается проводить целый ряд изменений в различных сферах деятельности в стране. Правда, тогда ещё не было ясно, насколько далеко это все зайдет. В апреле 1985 года генсек заявил о необходимости проведения ускорения экономического развития СССР. Именно термином «ускорение» чаще всего назывался первый этап перестройки, продлившийся до 1987 года и не предполагавший фундаментальных перемен в системе. В его задачи входило лишь введение некоторых административных реформ. Также ускорение предполагало увеличение темпов развития машиностроения и тяжелой промышленности. Но в итоге действия правительства не дали желаемого результата. В мае 1985 года Горбачев заявил, что всем пора перестраиваться. Именно от этого заявления и произошел термин «перестройка», но его введение в широкое употребление относится к более позднему периоду. I этап перестройки Не нужно считать, что изначально были названы все цели и задачи, которые должна была решить перестройка в СССР (1985-1991). Этапы можно условно разделить на четыре временных отрезка. Первым этапом перестройки, который ещё назывался «ускорением», можно считать время с 1985 по 1987 годы. Как говорилось выше, все нововведения тогда носили в основном административный характер. Тогда же, в 1985 году, была начата антиалкогольная кампания, целью которой ставилось снижение уровня алкоголизма в стране, достигшего критической отметки. Но в ходе этой кампании был предпринят ряд непопулярных в народе мероприятий, которые можно считать «перегибами». В частности, было уничтожено огромное количество виноградных насаждений, был введен фактический запрет на наличие алкогольных напитков на семейных и других торжествах, которые проводили члены партии. Кроме того, антиалкогольная кампания привела к дефициту спиртных напитков в магазинах и существенному увеличению их стоимости. На первом этапе также декларировалось проведение борьбы с коррупцией и нетрудовыми доходами граждан. К положительным моментам этого периода нужно отнести значительное вливание в партийное руководство новых кадров, которые желали осуществлять действительно значимые реформы. Среди этих людей можно выделить Б. Ельцина и Н. Рыжкова. Чернобыльская трагедия, которая произошла в 1986 году, продемонстрировала неспособность существующей системы не только предотвратить катастрофу, но и эффективно бороться с её последствиями. Аварийная ситуация на Чернобыльской АЭС несколько дней скрывалась властями, что подвергало опасности миллионы людей, проживающих вблизи зоны катастрофы. Это говорило о том, что руководство страны действует старыми методами, что, естественно, не нравилось населению. Кроме того, проводившиеся до тех пор реформы показали свою неэффективность, так как экономические показатели продолжали падать, а в обществе все больше росло недовольство политикой руководства. Данный факт способствовал осознанию Горбачевым и некоторыми другими представителями партийной верхушки того факта, что полумерами не обойтись, а нужно проводить кардинальные реформы, чтобы спасти положение. Цели перестройки Описанное выше положение вещей способствовало тому, что руководство страны не сразу смогло определить конкретные цели перестройки в СССР (1985-1991). Таблица, расположенная ниже, кратко характеризует их. Сфера Цели Экономика Введение элементов рыночных механизмов с целью повышения эффективности экономики Управление Демократизация системы управления Общество Демократизация общества, гласность Международные отношения Нормализация отношений со странами западного мира Главной же целью, которая стояла перед СССР в годы перестройки 1985-1991 годов, являлось создание эффективно работающего механизма управления государством путем системных реформ. II этап Именно вышеописанные задачи были базовыми для руководства СССР в период перестройки 1985-1991 гг. на втором этапе этого процесса, началом которого можно считать 1987 год. Именно в это время была существенно смягчена цензура, что выражалось в так называемой политике гласности. Она предусматривала допустимость обсуждения в обществе тем, которые ранее либо замалчивались, либо находились под запретом. Безусловно, это было существенным шагом к демократизации системы, но в то же время имело и ряд негативных последствий. Поток открытой информации, к которому общество, находившееся десятки лет за «железным занавесом», было просто не готово, способствовал коренному пересмотру идеалов коммунизма, идеологическому и нравственному разложению, возникновению националистических и сепаратистских настроений в стране. В частности, в 1988 году начался межэтнический вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе. Также было разрешено ведение некоторых видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности, в форме кооперативов. Во внешней политике СССР пошел на значительные уступки США в надежде на снятие санкций. Довольно частыми были встречи Горбачева с американским президентом Рейганом, в ходе которых были достигнуты договоренности о разоружении. В 1989 года из Афганистана были окончательно выведены советские войска. Но нужно отметить, что на втором этапе перестройки так и не были достигнуты поставленные задачи построения демократического социализма. Перестройка на III этапе Третий этап перестройки, начавшийся со второй половины 1989 года, ознаменовался тем, что процессы, происходившие в стране, стали выходить из-под контроля центральной власти. Теперь уже она вынуждена была под них только подстраиваться. По стране прошел парад суверенитетов. Республиканские власти провозгласили приоритет местных законов и постановлений перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. А в марте 1990 года Литва заявила о выходе из состава Советского Союза. В 1990 году была введена президентская должность, на которую депутаты избрали Михаила Горбачева. В дальнейшем планировалось проводить избрание президента путем всенародного прямого голосования. Вместе с тем стало понятно, что прежний формат взаимоотношений между республиками СССР поддерживаться больше не может. Планировалось реорганизовать его в «мягкую федерацию» под названием Союз Суверенных Государств. Путч 1991 года, сторонники которого желали консервации старой системы, поставил крест на данной идее. Постперестройка После подавления путча большинство республик СССР заявили о выходе из его состава и провозгласили независимость. И какой результат? К чему привела перестройка? Распад СССР... 1985-1991 годы прошли в неудачных стараниях стабилизировать ситуацию в стране. Осенью 1991 года была произведена попытка преобразования бывшей супердержавы в конфедерацию ССГ, закончившаяся провалом. Главной задачей, стоявшей на четвертом этапе перестройки, который ещё называют постперестройкой, являлась ликвидация СССР и оформление взаимоотношений между республиками бывшего Союза. Эта цель фактически была достигнута в Беловежской пуще на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Позже к беловежским договоренностям присоединилось и большинство других республик. К концу 1991 года СССР уже даже формально перестал существовать. Итоги Мы изучили процессы, протекавшие в СССР в период перестройки (1985-1991), кратко остановились на причинах и этапах этого явления. Теперь настало время поговорить об итогах. Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в целом были неутешительные. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты, произошло катастрофическое снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована. Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были достигнуты. Наоборот, положение ещё больше усугубилось. Единственные позитивные моменты можно увидеть только в демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не способное противостоять внешним и внутренним вызовам.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.