Сацыяльна-эканамичны стан еурапейских краин пасля 2 сусветнай вайны (1946-1950)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После Второй мировой войны большинство стран Европы и Азии переживали глубокий экономический кризис. В это время в мире стали популярны идеи коммунизма и социализма, которые были ведущими в победившем Советском Союзе. Лень читать? Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут! ЗАДАТЬ ВОПРОС В ряде стран к власти пришли коммунисты, например, в странах Восточной Европы и Китае. В большинстве своем это были страны, строившие свою экономику на сельском хозяйстве. Основой социально-экономических преобразований стал отказ от помещичьего землевладения. Далее они вышли на индустриализацию, которая интенсивно развивалась благодаря сильной авторитарной власти. Даже в западных странах к власти пришли социалисты, например, во Франции, в Англии. С их помощью были национализированы отдельные отрасли народного хозяйства. В Германии так же отказались от землевладения и перешли на фермерские формы хозяйствования. Еще одной особенностью становления экономики в послевоенное время стало предоставление государственных социальных гарантий поддержки населения. В рамках данных преобразований гарантировались выплаты больничных, пенсий и пособий по безработице. Однако, социальная поддержка привела к росту инфляции, и сказалась на экономике негативным образом. В странах Западной Европы преодолению кризиса во многом способствовали американские субсидии и инвестиции. Америка, можно сказать, воспользовалась европейским экономическим кризисом. Для нее были открыты рынки во многих странах. За счет собственных субсидий американские компании смогли занять конкурентные места. В сорок пятом году на долю США приходилось более половины общемирового производства и до 45% объемов экспорта. Финансовая помощь оказывалась лишь при условии полной ликвидации коммунистов, а также упрощения таможенных правил для Америки. В США экономическое развитие в послевоенное время зависело от того был ли президент демократом или республиканцем. Первые выступали за поднятие уровня жизни за счет эффективной социальной помощи населению. Республиканцы наоборот выступали за сокращение социальных льгот и поддерживали частную инициативу. В итоге дефицит финансирования социальной системы, а также увеличение налогового бремени привели страну к высокому уровню инфляции. Экономическое развитие стран после Второй мировой войны Германия после войны получила американскую финансовую помощь и сумела ею распорядится достаточно эффективно. Был выбран курс на строительство социально-ориентированной экономики. В первое десятилетие после войны большую роль сыграло государство. С его стороны проводились большие инвестиционные вливания в промышленное производство. В пятидесятых годах кризис был преодолен и началось бурное экономическое развитие. Ближе к семидесятым годам Германия обогнала США по объемам экспорта. Замечание 2 Европейским странам в восстановлении после войны очень помогло создание Европейского экономического сообщества, которое упрощало сообщение между странами, а также миграцию капитала, рабочей силы, помогло в формировании транснациональных компаний. В Англии проводилась национализация многих промышленных копаний. Правительство стремилось создать эффективную модель смешанной экономики, при этом придерживаясь направления повышения общего уровня жизни населения. Последнее привело к финансовому кризису. Когда к власти пришли консерваторы, то они вернули предприятия в частные руки. В конечном итоге, удалось добиться высоких объемов производства и заработных плат. Однако, налоговые ставки были очень высоки, поэтому промышленники предпочитали вывозить капитал за рубеж. В итоге в Англии назрел глубокий производственный кризис. После окончания Второй мировой войны больше всего пострадал СССР: погибло почти 27 миллионов человек; сельское хозяйство уменьшилось вдвое; промышленное производство сократилось втрое. В послевоенное время промышленность развивалась в основном за счет средств, полученных за счет деятельности аграрного сектора. Труд в колхозах был принудительным. Начали осваиваться целинные земли Казахстана. В шестидесятых годах промышленное производство начало набирать большие темпы за счет первичного сектора. Огромные вложения делались в оборонную промышленность.

 

37. Міжнародныя адносіны ў постсавецкі час і ў пачатку ХХІ ст. Крушэнне біпалярнага свету і пошук шматпалярнасці. Лакальныя канфлікты сучаснасці.

Вообще, 1970-е гг. - это период разрядки в холодной войне. Казалось, что она закончилась. Это было время больших надежд и разочарований, период, когда надежды резко возросли и резко развалились. После кризиса 1962 г. обе стороны поняли, что в международных отношениях и в холодной войне произошли очень серьезные перемены. СССР достиг в вооружениях примерно того же уровня, что и США. Еще в 1960-е гг. между США и Западом возникли очень серьезные раз.

Вообще, 1970-е гг. - это период разрядки в холодной войне. Казалось, что она закончилась. Это было время больших надежд и разочарований, период, когда надежды резко возросли и резко развалились. После кризиса 1962 г. обе стороны поняли, что в международных отношениях и в холодной войне произошли очень серьезные перемены. СССР достиг в вооружениях примерно того же уровня, что и США. Еще в 1960-е гг. между США и Западом возникли очень серьезные разногласия о том захотят ли США в случае войны защищать Европу. Чтобы себе кое-как обезопасить необходимо собственное вооружение. Франция создала свое ядерное оружие и вышла из военной структуры НАТО, наладила отношения с СССР. Идеи разрядки тепло были восприняты в Европе, но США не столько оптимистически смотрели в будущее. Однако отношения с СССР были нормализованы. Было предложено заключение договора о нерасширении блоков, следовательно, проблема расширения НАТО - это проблема не новая. В правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - общеевропейский процесс. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.(см. билет о Хельсинском совещании и процессе) Однако после ввода советских войск в Афганистан отношения с США резко обострились.(см. об обострении напряженности в мире на рубеже 1970-х-80-х гг.) В апреле 1978 г. в Афганистане произошел переворот, позднее названный Апрельской революцией. К власти пришли афганские коммунисты - Народно-демократическая партия Афганистана. События развивались стихийно. Толчком к волнениям послужило убийство 17 апреля видного деятеля партии. На улицы вышли тысячи людей, требуя наказания убийц и отставки правительства. Чтобы пресечь беспорядки президент Мухаммед Дауд распорядился арестовать всех вождей партии. Ответом на это стал военный переворот 27 апреля, в ходе которого Дауд был убит. Свергнувшие его офицеры освободили из заключения руководителей партии и передали им власть. Так совершенно неожиданно партия оказалась у власти в стране, но уже через несколько месяцев внутри ее разгорелась острая борьба.

В августе 1979 г. вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии: Тараки и Амином. 16 сентября Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Его обвинили в попытке покушения на Амина, которая действительно была. Вскоре Тараки скончался. Его смерть взбудоражила Москву, хотя внешне все оставалось спокойно.

Осуждение вызвали начавшиеся в Афганистане массовые "чистки" и расстрелы в партийной среде. И так как они напоминали советским руководителям китайскую "культурную революцию", возникали опасения, что Амин может порвать с СССР и сблизиться с Китаем. Амин неоднократно просил о вводе в Афганистан советских войск для укрепления революционной власти. Наконец, 12 декабря 1979 г. советское руководство решило исполнить его просьбу, но при этом убрать самого Амина. Советские войска вторглись в страну и с боем взяли Кабул. В ходе операции Амин был убит, а его противники, ожидавшие в тюрьме казни, были освобождены. Казалось, военная операция благополучно завершилась.

На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты. С новой силой вспыхнула "холодная война". 14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода "иностранных войск" из Афганистана. За это решение голосовали 104 государства. Это был довольно редкий случай, поскольку в 1970-е гг. большинство в ООН голосовало вместе с СССР.

Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а противники революционной власти вообще. Первые вспышки вооруженного протеста произошли еще в эпоху правления Тараки и Амина. Многих возмущали неожиданные аресты самых разных людей - от мулл до торговцев. Но еще сильнее авторитет новой власти подорвала земельная реформа. Правительство попыталось отобрать землю у племенных вождей. Сельские жители с оружием в руках стали на защиту привычного им уклада жизни. После того как в Афганистан вошли иностранные войска, сопротивление разгорелось с новой силой. Борьба разворачивалась по всем правилам партизанской войны. Чтобы уничтожить повстанцев, советские войска стали наносить удары по селам, служившим им опорой. Все это вызвало поток беженцев из Афганистана, прежде всего в Иран и Пакистан. Повстанцы контролировали значительную часть территории страны. Всех их объединял лозунг джихада - священной исламской войны. Они называли себя "моджахедами" - борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились. Одни повстанцы выступали под лозунгами революционного ислама, другие поддерживали свергнутого в 1973 г. короля Захир Шаха. Пестрота повстанческих групп отражала также многообразие народностей и племен Афганистана.

Афганская война длилась более девяти лет. И только в июне 1987 г. были сделаны первые, пока символические, шаги к установлению мира. В апреле 1988 г. СССР подписал в Женеве соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 мая советские войска начали уходить.

Перестройка
Главной задачей внешней политики СССР в "перестройку" было обеспечение условий для реформы власти внутри страны. Причем по мере нарастания проблем внутри страны внешняя политика становилась все более гибкой и податливой. Во внешнеполитическом курсе страны можно выделить два крупных этапа: 1985 - 1988 и 1989 - 1991 гг.

 

Новый политический курс был утвержден уже на XXVII съезде КПСС. На нем было официально объявлено об отказе от принципов социалистического интернационализма. Впервые за более чем 70 лет советской власти на первое место стали выдвигаться общечеловеческие ценности вместо социалистических. Было заявлено, что приоритетными отныне становятся глобальные проблемы: экономические, социальные, энергетические, проблемы сохранения мира.

 

Во взаимоотношениях с развитыми капиталистическими странами на первом этапе стояла задача восстановления уровня взаимоотношений, существовавшего в первой половине 70-х годов. Эта задача была выполнена в ходе большого количества официальных визитов М. С. Горбачева. Были решены три вопроса: прекращение гонки вооружений и частичное сокращение вооружений; вывод советских войск из Афганистана; расширение контактов между странами различных социальных систем.

 

Проблема разоружения состояла из двух основных частей: ликвидация ракет средней и меньшей дальности США и СССР в Европе и стратегическая оборонная инициатива (СОИ). В ходе интенсивных дипломатических контактов, а также целой серии встреч между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем в Рейкьявике, на Мальте, в Вашингтоне и Москве были подписаны соглашения по вопросам разоружения. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности. Кроме того, СССР ликвидировал часть ракет средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая. Это было первое реальное сокращение целого класса вооружений, предпринятое со времени окончания Второй мировой войны.

 

Сразу же после заключения соглашения о ракетах средней дальности активизировались переговоры о сокращении стратегических вооружений, но достичь реальных результатов в этой области не удалось из-за разности подходов к решению глобальных проблем. Не дали больших результатов и Венские переговоры о сокращении обычных вооружений в Центральной Европе. Страны НАТО по-прежнему указывали на громадное преимущество стран Варшавского Договора в танках и личном составе, а СССР и другие страны - на ядерное превосходство НАТО.

 

Важнейшим вопросом был вопрос о присутствии советских войск в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. Правительство М. С. Горбачева признало бесперспективность данной войны и было заинтересовано в выходе из нее. Но предпринять конкретные шаги в данном направлении было непросто.

 

С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано прежде всего в развитии технико-экономических связей, надеясь получить западные кредиты и технологии с тем, чтобы облегчить кризисное состояние экономики. Западные же государства, прежде всего США и Англия, шли на расширение торговых связей, обусловливая их политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.

 

Советская дипломатия, во главе которой в 1985 г. встал Э. А. Шеварднадзе, сменивший на этом посту А. А. Громыко, активно пыталась нормализовать и поддерживать добрососедские отношения с максимально большим количеством государств. Прежде всего это касалось целого ряда государств, отношения с которыми у СССР были не до конца урегулированы.

 

С 1985 г. постепенно улучшались отношения СССР с Китайской Народной Республикой. В мае 1989 г. состоялся первый за 30 лет официальный визит главы СССР в КНР. Подобные процессы стали происходить и в отношении отдельных стран Юго-Восточной и Южной Азии, таких, как Таиланд и Пакистан, латиноамериканских, таких, как Чили, африканских, в частности, Южно-Африканской Республики. Однако и в 1985-1991 гг. СССР продолжал оказывать военно-экономическую помощь арабским и африканским странам, которые осуществляли ориентацию на "социалистические идеалы". К этим странам относились Алжир, Ангола, Эфиопия, Ирак, Сирия и др.

 

В 1985-1988 гг. отношения СССР со странами "социалистического лагеря" строились на тех же основах, что и раньше. Правительства в этих странах оставались прежними, созданными еще при Брежневе.

 

Если 1985-1988 годы с точки зрения внешней политики можно рассматривать как подготовительный этап, то 1989-1991 годы стали временем "перестройки". Зачастую ее результаты не соответствовали выдвигаемым задачам и нередко были неожиданными для правительств многих стран.

Среди событий международной жизни, в которой активное участие принимал СССР, можно выделить несколько крупных сфер:

1) вывод советских войск из Афганистана; 2) победа оппозиционных сил в европейских социалистических странах; 3) объединение Германии; 4) начало вывода советских войск из Восточной Европы.

 

Согласно женевским договоренностям 1988 г., весной 1989 г. все советские войска покинули Афганистан. Этот шаг советского правительства вызвал благожелательный отклик во всем мире и прежде всего в арабских странах и странах Запада. В то же время женевские соглашения были нарушены, так как СССР продолжал оказывать военно-экономическую помощь афганскому правительству, а США и ряд арабских стран≈оппозиционным силам. Несмотря на вывод советских войск, центральное афганское правительство сохранило контроль над стратегическими районами страны и продолжало вести успешные боевые действия против душманов.

 

Одним из самых серьезных изменений политической жизни Европы было исчезновение целого государства. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать и стала частью ФРГ. Сложность заключалась в том, что ГДР была членом ОВД, а ФРГ - НАТО, и в ГДР находились ударные части Советской Армии. В результате переговоров была достигнута договоренность, что объединенная Германия станет членом НАТО, советские войска в течение 4 лет будут выведены из страны, а СССР получит крупные льготные кредиты от ФРГ, поставки техники, технологии и товаров широкого потребления. Общая сумма кредитов и экономической помощи ФРГ СССР должна была составить около 10 млрд. марок.

 

В этот период практически все развитые страны и даже Южная Корея, дипломатические отношения с которой еще не были установлены в полном объеме, обещали СССР многомиллардные кредиты и оказывали ему экономическую помощь. В 1990 г. США предоставили СССР впервые в истории режим наибольшего благоприятствования в торговле. В апреле 1991 г. состоялся первый в истории советско-японских отношений визит главы СССР в Японию.

В целом период с 1985 по 1991 г. характеризовался кардинальными изменениями в международной обстановке. За какие-то 5-6 лет исчезла конфронтация Восток - Запад, перестал существовать "социалистический лагерь".


Дата: 2019-07-30, просмотров: 225.