В 1979-м Тэтчер одержала на внутренних выборах партии консерваторов убедительную победу, став лидером оппозиции и первой женщиной, сумевшей возглавить крупную британскую политическую партию.
В 1979-м, после победы на общих выборах, Маргарет Тэтчер стала премьер-министром Великобритании. Обосновавшись на Даунинг-стрит, Тэтчер запустила целую серию политических и экономических проектов, призванных решить имевшиеся в Британии проблемы, вроде невероятно высокой безработицы. Политическая философия Тэтчер была основана на отмене государственного контроля (в частности, в финансовом секторе), организации гибких рынков труда, приватизации государственных компаний и снижении силы и влияния профсоюзов.
Изначально Тэтчер пользовалась большой популярностью, однако со временем популярность эта начала сходить на нет – народу не нравилась общая финансовая нестабильность и упорно не желавшая побеждаться безработица. Прошедшие в 1981-м в Ирландии голодовки и реакция Тэтчер на них дополнительно усугубили и без того нестабильную обстановку в Северной Ирландии; впоследствии бойцы ИРА даже совершили на жизнь Тэтчер покушение. Фолклендская война, впрочем, с точки зрения имиджа пошла Тэтчер исключительно на пользу и помогла ей победить на выборах в 1983-м.
В 1987-м Маргарет Тэтчер была переизбрана на третий срок. В этот период она применила еще несколько довольно непопулярных мер, вроде введения новой системы налогообложения; вкупе с неладами в кабинете (в частности, из-за несовпадения взглядов на европейское сообщество), это и привело к смещению Железной Леди.
Должность премьер-министра и лидера партии Маргарет Тэтчер оставила в ноябре 1990-го, вскоре после того как Майкл Хезелтайн (Michael Heseltine) открыто бросил ей вызов. В 1992-м Тэтчер ушла из Палаты общин, после чего была удостоена пожизненного пэрства, звания 'баронесса Тэтчер' и места в Палате лордов.
После ухода из Палаты общин Тэтчер выпустила две книги мемуаров – 'The Downing Street Years' и 'The Path to Power'. В 1992-м её наняли на должность 'геополитического консультанта' в табачную компанию 'Philip Morris'. Тэтчер неоднократно выступала с громкими речами и активно комментировала последние события на политической арене; так, она призвала НАТО остановить атаки сербов на Сараево, дабы предотвратить этнические чистки, выступала за независимость Хорватии и Словении и критиковала западные правительства за отказ признавать отделившиеся в Югославской войне республики отдельными странами.
В 1998-м Тэтчер призвала освободить бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета (Augusto Pinochet), ссылаясь на ту помощь, которую он оказал Великобритании во время Фолклендской войны. Позже Тэтчер лично навестила находившегося под домашним арестом экс-диктатора.
В 2002-м Тэтчер перенесла несколько инсультов; вскоре после этого ей порекомендовали в дальнейшем воздержаться от активной публичной жизни и выступлений.
В 2013-м Маргарет перенесла еще один инсульт, от которого и скончалась; на момент смерти ей было 87 лет. Реакция масс на смерть Железной Леди была неоднозначной; одни опускались до вульгарных оскорблений, другие же открыто именовали её 'величайшим британским премьер-министром мирного времени'.
50.Францыя ў 1945 – пачатку 80-х гг.
В послевоенной истории Франции выделяют три периода: временный режим (1944–1946 г.), Четвертая республика (1946– 1958 г.) и Пятая республика (с1958 г.).
Временный режим. Вторая мировая война нанесла огромный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производства составлял 38%, а сельского хозяйства – 50% от уровня 1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное положение основной массы населения резко ухудшилось. После освобождения Франции от фашистской оккупации власть перешла в руки Временного правительства. Его возглавил герой Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства вошли представители партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Был восстановлен демократический строй. К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи из них были казнены.
В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное собрание. Левые силы получили большинство мест.
Наиболее влиятельными стали Французская коммунистическая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и партия Народно-республиканское движение (НРП).
Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий, вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и трудовое законодательства, принятые в период Народного фронта. Проведена национализация банков и страховых компаний.
Острая борьба развернулась в ходе выработки новой конституции. Учредительное собрание разработало проект, выражавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де Голя, желавшего значительного расширения полномочий президента. Не встретив понимания у большинства членов Учредительного собрания, он ушел в отставку.
Проект конституции был утвержден на референдуме. В декабре 1946 г. конституция вступила в силу. Это была одна из самых демократических конституций в послевоенной Европе. Франция провозглашалась демократической республикой, в которой суверенитет принадлежит народу. Декларировалось равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, политических взглядов, вероисповедания. Провозглашалось право граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция отказывалась от завоевательных войн и применения силы против свободы других народов. По конституции двухпалатный парламент избирался всеобщим голосованием, который избирал президента.
Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в парламент. Они закрепили ведущее положение социалистов, коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам создать двухпартийное правительство, однако, те сформировали однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января 1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил правый социалист Рамадье.
Как и другие западные страны, Франция присоединилась к «плану Маршалла». Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. выпуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост государственно-монополистического капитализма. Выросла концентрация производства. Государство активно вмешивалось в дела экономики, проводя ее программирование, способствовало ее модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции. В годы Четвертой республики возникли современные отрасли промышленности (газо-и нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке.
Сложность внутриполитического и экономического развития привела к обострению политической и социальной обстановки. Понижение жизненного уровня трудящихся сопровождалось массовыми выступлениями трудящихся. Коммунисты и профсоюзы требовали проведения мер, которые бы улучшили материальное положение населения. В ноябре 1947 г. была проведена всеобщая забастовка под руководством ФКП.
Блок партий, на сотрудничестве которых была основана Четвертая республика, распался. Возникло движение сторонников де Голя, которые выступили за пересмотр конституции. Трудности усугублялись и острыми проблемами в международных делах. Франция оказалась вовлеченной в начавшуюся «холодную войну». Она вступила в НАТО, поддержала планы ремилитаризации ФРГ. На ее территории были размещены военные базы США. До 1954 г. французские войска вели войну в Индокитае. В конце 50-х годов возник национальный кризис, связанный с проблемой Алжира. Жестокая и дорогостоящая война Франции в Алжире фактически привела к расколу французского общества. Все эти острые проблемы внутриполитического развития и внешней политики создавали в стране политическую нестабильность, которая выражалась в частой смене правительств (за 10 лет у власти находилось 14 правительств).
В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политический кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в генерале де Голе, который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согласился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все, чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание. Четвертая республика перестала существовать.
Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен референдум, на котором французы одобрили конституцию, разработанную де Голем. В ней содержались кардинальные изменения формы государственного правления. В соответствии с конституцией Франция становилась президентской республикой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Власть президента и правительства была значительно расширена, парламента – урезана. В ноябре 1958 г. были проведены выборы в парламент. Ведущей политической партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР). 21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции.
Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восстановить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в экономическом отношении государство с независимой внешней политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продолжение войны обостряло экономические проблемы, отрицательно сказывалось на уровне жизни большинства французов. Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмотря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС), Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным правительством Алжира о предоставлении Алжиру независимости. Это означало окончательный распад колониальной империи Франции.
В 60-е годы продолжалась модернизация французской экономики. Существенно изменилась ее структура. Проходила реконструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быстрыми темпами развивались современные отрасли, определяющие НТП. В целом за десятилетие (1956 – 1966 г.) объем промышленного производства вырос более чем на 60%.
Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция превращалась в крупного экспортера промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Под воздействием НТР изменялась социальная структура французского общества. Материальное положение французских трудящихся значительно улучшилось.
Изменения наблюдались и во внешней политике страны. Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из военной организации НАТО. Значительно расширились всесторонние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция осудила действия США в Индокитае.
В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жесткая регламентация государства вызвала недовольство многих слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались студенческие демонстрации. После жестокой расправы над студентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в которой участвовали около 10 млн. человек.
Эти события резко ослабили режим и личный престиж президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум непопулярным законопроектам. Большинство избирателей не поддержали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку. Через полтора года он умер.
В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена государственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отношения с США. Франция больше не стала препятствовать вступлению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г.
В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был избран Валери Жискар д’Эстен. Голлисты создали свое Объединение в поддержку республики (ОПР), независимые – Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группировки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.
70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопровождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели активную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли участие 5 млн. человек.
В международных отношениях Франция проводила внешнеэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Заметную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеевропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с западно-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам.
Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981г. во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительными. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами обострились все социально-экономические противоречия. В сложной политической борьбе на президентских, а затем и парламентских выборах в 1981г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав правительства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44.
Совместная программа левых сил предусматривала значительные социально-экономические реформы в интересах большинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличились пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение крупного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.
С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изменениями консерваторами в 1985–1988 г. и правительством социалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредитно-
денежной сферы – сначала путем административных запретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег.
51.Францыя ў гады “левага эксперымента”. Развіццё краіны ў 90-х гг. ХХ ст. і на сучасным этапе.
В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых компаний. Один из путей приватизации – выкуп предприятий его работниками. За 1989 – 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.
Десятый план экономического развития на 1989 – 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного обращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспособности экономики.
Во внешней политике усилились проатлантические тенденции. Значительно активизировались ее связи с США. Франция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Первостепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследовательными были отношения с СССР.
В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые получили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели такого поражения. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупного поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На президентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак, который заявил, что основными приоритетами внутренней политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола общества на благополучных и обездоленных. Во внешней политике главной целью его деятельности будет вернуть Франции роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для всего мира. Новое правительство выразило намерение сокращать дефицит государственного бюджета до уровня, предусмотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осуществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями правительства парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В 1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления.
На парламентских выборах 1997 г. победу одержала ФСП. Левое большинство национального собрания и лидер ФСП Л.Жоспен продолжают курс «третьего пути» развития Франции, пытаясь обеспечить и экономическую эффективность и сократить социальное неравенство в обществе, что, впрочем, во Франции активно осуществляется.
На рубеже ХХ и ХХI в. Франция входит в группу наиболее развитых государств по всем важнейшим показателям. Она занимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е – по удельному весу в мировом промышленном производстве. Франция находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многими передовыми технологиями (робототехника, новейшие средства связи, производство новых материалов, биотехнологии, атомная энергетика, микроэлектроника и др.).
52 - 53. Раскол Германіі і стварэнне ГДР і ФРГ. Развіццё ФРГ ў 50-х-70-х гг. ХХ ст.
Борьба политических интересов на территории Германии. Первой пробой сил в великом противостоянии двух миров стал Берлинский кризис 1948 г. Согласно решениям Ялтинской и Потсдамской конференций союзников был разработан международный правовой статус послевоенной Германии и Берлина. Столица германского рейха была поделена на четыре зоны оккупации: английский, американский, французский и советский сектора. Стороны оговорили, что все действия в отношении оккупированных территорий будут предприниматься совместно. Уже в первые месяцы по окончании войны стало очевидно, что тщательно разработанные и согласованные положения конференций союзников «по германскому вопросу» не более чем декорация. На территории Германии развернулась ожесточенная борьба политических интересов. Каждая из противоборствующих сторон стремилась использовать в свою пользу все обстоятельства: от вполне легальной деятельности партий и профсоюзов до откровенного шпионажа и провокаций.
Денежная реформа в Западной Германии. Шаткий баланс интересов был нарушен летом 1948 г. Вопреки Потсдамским договоренностям союзники провели в своей зоне оккупации (в Западной Германии) денежную реформу. Переговоры союзников о единой денежной реформе ни шатко ни валко велись, начиная с 1947 г., в Союзном контрольном совете. Не добившись понимания, западная сторона, с одобрения и при активном участии США, предприняла сепаратную денежную реформу в своей зоне оккупации, объявив об этом советским «коллегам» за два часа до ее начала. Реформа была проведена на высоком уровне и, конечно, способствовала стабилизации экономики Западной Германии, но не ничем не обеспеченная денежная масса хлынула в советскую зону оккупации, включая Берлин.
«Самоблокада» Берлина. Принять адекватные экономические меры советская сторона не сумела. Западная марка быстро завоевывала валютный рынок, производя полный экономический хаос в Восточной части Германии. Не совладав с создавшейся ситуацией экономическими методами, советское руководство предприняло силовые действия, блокировав Западный Берлин. Для «широкой общественности» в ход был пущен неуклюжий пропагандистский штамп о «самоблокаде» Берлина. Дескать, население Западного Берлина, науськиваемое империалистами, голодает намеренно, чтобы опорочить таким манером великое дело социализма. СССР действительно предлагал берлинцам продовольственную помощь, но на условиях, заведомо неприемлемых.
Западный Берлин оказался в исключительно тяжелом положении. Нехватка электроэнергии привела к параличу промышленности, массовой безработице, не хватало продуктов питания. К чести берлинцев они не поддались откровенному шантажу со стороны советского руководства и немецких прокоммунистических кругов.
Ответные меры. Блокада Берлина вызвала ответные меры. Западная пресса пестрела угрожающими заявлениями: «В наших руках решающие козыри. Наша сторона, а не Советский Союз обладает атомным оружием и могла бы… буквально стереть с лица земли мощь советского Союза», – кровожадно призывала одна из английских газет. Трумэн еще в начале берлинского кризиса демонстративно приказал перебросить в Западную Германию тяжелые атомные бомбардировщики. Западные страны, прежде всего США, организовали «воздушный мост» в Западный Берлин для поставки продовольствия. Эта помощь была мизерной, город оказался на грани физического вымирания.
Образование двух Германий. Достигнутое под давлением СССР 30 августа 1948 г. четырехстороннее соглашение о восточно-европейской марке как единственной немецкой валюте оказалось фикцией. Уже в марте 1949 г. западно-берлинские власти дезавуировали соглашение и ввели западно-германскую марку как «единственную платежную единицу». Долгие переговоры между бывшими союзниками оказались бесцельными. Лишь к осени 1949 г. многомесячное балансирование на грани войны разрешилось образованием двух Германией.
Создание СССР ядерного оружия. 1949 г. – рубежная дата в формировании противоборствующих военно-политических систем. Западный мир получал одну за другой существенные пробоины. Раскол Германии, национальное движение в Индии, образование коммунистического Китая, начало войны в Корее. Но самым грандиозным ударом было известие о создании в СССР ядерного оружия. Сказать о том, что Западный мир был потрясен этим фактом, – значит, не сказать почти ничего. Это было даже не потрясение, а контузия с тяжелыми последствиями. Первое удачное испытание советской атомной бомбы (кстати, рядовые участники испытаний не были предупреждены о последствиях облучения) кардинально меняло расстановку сил в мире. Это обстоятельство давало новые козыри советскому руководству и заставляло США c союзниками изыскивать новые средства для утверждения собственных истин в мире. Одним из способов мобилизации сил и ресурсов западных стран стала организация НАТО. В ответ Сталин успешно проводил свою линию в отношении лидеров «демократических» стран Восточной Европы (за исключением неожиданно «взбрыкнувшего» диктатора Югославии Иосипа Броз Тито, зачисленного советской пропагандой в пособники фашистов), Китая.
К началу 1950-х гг. «холодная война» стала общепризнанной реальностью послевоенного мира.
Этот период в истории Германии известен как «немецкое экономическое чудо». Ежегодный прирост промышленной продукции в 1953-1956 гг. составлял 10-15 %.
К началу 1960-х гг. по объему промышленного производства и объему экспорта ФРГ уступала только США. На ее долю приходилось более 60,5 % добычи угля, около половины производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта ЕЭС («Общего рынка»).
Успешно развивалось и сельское хозяйство. Например, в 1934–1938 гг. среднегодовая урожайность пшеницы в стране составляла 22,3 ц с 1 га, а в 1967 и 1968 гг. - соответственно 41,2 и 42,3 ц с 1 га.
В числе факторов, способствовавших быстрому развитию экономики ФРГ следует назвать и такие:
— западная часть Германии издавна была индустриальным сердцем страны, где проживали самые квалифицированные трудовые кадры;
— значительная «стартовая» помощь в начальный период восстановления народного хозяйства по «Плану Маршалла» (3,9 млрд долл.), особенно поставки промышленного оборудования, способствовавшие включению ФРГ в научно-техническую революцию;
— государственная поддержка предпринимательской деятельности, ставка на создание средних предприятий. Уже в 1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек работало более половины всех занятых;
— укоренение во все отрасли народного хозяйства новейших достижений НТР;
— минимальные военные расходы: до 1955-1957 гг. они ограничивались лишь финансированием оккупационных сил, что обходилось стране в 2–2,5 раза дешевле, чем содержание собственной армии;
— многомиллионный приток беженцев из советской оккупационной зоны , что стало дополнительным источником рабочей силы;
— поддержание в стране «классового» мира благодаря разумной социальной политике государства.
На протяжении 1960-х гг. промышленное производство ФРГ продолжало успешно развиваться. Но, в связи с резким увеличением расходов на наукоемкие отрасли, здесь (как и в других развитых странах в это время) наблюдались колебания экономического роста. Наиболее динамично развивались химическая, автомобильная, электронная, атомная, авиационная отрасли. Государственное регулирование усилилось в транспортной и научно-исследовательской сферах. Был установлен государственный контроль за ценами. К началу 1970 г. государственный сектор составлял четверть всего имущества страны.
В 1970-1980-е гг. экономика ФРГ продолжает успешно развиваться. С середины 1970-х гг. начался активный переход к наукоемким технологиям - информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии и т.д. Неуклонно растет роль малого и среднего бизнеса в экономике. Их доля в ВНП в 1980-е гг. достигла 50 %, а число занятых составило около 2/3 экономически активного населения.
Заметной частью структурной перестройки экономики ФРГ в 1970-е гг. стал перенос за рубеж части промышленности. Это были, в основном, малорентабельные предприятия, а также экологически вредные химические и машиностроительные циклы.
С середины 1980-х гг. государство начало политику «дерегулирования» и усиления роли рыночных механизмов, которая предусматривала приватизацию части государственных предприятий, поощрение частных капиталовложений и т. д.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 285.