Понятие и сущность стереотипа. В процессе интерпретации поведения носителя чужой культуры многое объясняется стереотипными представлениями каждой из сторон.
Стереотипы – это устойчивые, обобщенные представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Они основываются на многократно повторяющихся однообразных жизненных ситуациях, которые закрепляются в сознании человека в виде стандартных схем и моделей.
Реальным носителем стереотипов является группа. Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны по крайней мере большому числу людей.
По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.
Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном повседневному человеческому мышлению. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов.
В целом можно сказать, что стереотипы – это суть определенные убеждения и «привычные знания» людей о качествах и чертах характера других индивидов, а также о событиях, явлениях, вещах. По этой причине стереотипы широко используются людьми.
В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре выделяют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные.
В качестве объектов стереотипизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта характера и поведения человека (например, молчаливость, сдержанность, скупость).
В повседневной жизни наибольшее распространение получили этнические стереотипы – устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Встречаясь с представителями других народов и культур, человек обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, «мерить их на свой аршин». Однако без умения быстро и правильно оценить собеседника сложно ориентироваться в чужеродном социальном и культурном окружении. И здесь на помощь приходят стереотипы, которые служат своего рода подсказками, помогают сформировать суждения, предположения и оценки других людей. Такого рода стереотипы-клише становятся основным компонентом общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены. Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».
Сравнение с другими народами помогает почувствовать собственную индивидуальность. Так, например, в глазах французов бельгийцы выглядят простаками-тугодумами, лишенными юмора, швейцарцы – ограниченными, скуповатыми и расчетливыми педантами, итальянцы – любителями приврать, грек представляется оборотистым человеком, турок – физически сильным, поляк – не дураком выпить.
Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, и поэтому одно и то же поведение получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого народа считается проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.
Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они – неотъемлемый элемент любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.
Механизм формирования стереотипов.
По наблюдениям специалистов стереотипами диктуется около двух третей форм человеческого поведения. Формирование и усвоение человеком стереотипов происходят различными путями.
Во-первых, стереотипы усваиваются в процессе социализации и ин-культурации. «Привычку» думать о других группах определенным образом мы «всасываем с молоком матери». Свою окончательную форму стереотипы приобретают между 12-м и 30-м годом жизни, после чего устойчиво закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это касается не только образов чужих групп в нашем сознании, но и наших представлений о том, как выглядит наша собственная группа в глазах чужих групп.
Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с близкими и знакомыми людьми, окружающими нас, – родителями, друзьями, сверстниками, учителями. Например, дети слышат, как их родители говорят: «Русские слишком простодушны» или «Цыганам в глаза смотреть нельзя – обманут», – и воспринимают, закрепляют в сознании эти стереотипы.
В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азербайджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лживы. В этом случае стереотип приобретается на основе ограниченной информации.
В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации (СМИ). Возможности СМИ формировать стереотипы неограниченны – как по масштабу, так и по силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение СМИ становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже в отсутствии личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера.
Значение стереотипов для межкультурной коммуникации, в процессе которой один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия.
В коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.
Степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимодействия, так как здесь стереотипы суть результат этноцентрической реакции – попытки судить о других людях и культурах с позиций только своей культуры.
В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации.
Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в случаях, если:
• сознательно придерживаются стереотипа. Однако стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;
• стереотип является описательным, а не оценочным. В стереотипах отражаются реальные и объективные качества и свойства людей данной группы, но не их оценка как хороших или плохих;
• стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
• стереотип есть лишь догадка, но не прямая информация о группе. Первое впечатление о группе далеко не всегда дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы;
• стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.
Стереотипы могут стать и серьезной помехой при межкультурных контактах. Это случается, если:
• за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей;
• стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают принимать их за истинные;
• стереотипы основываются на полуправде и искажениях.
Понятие и сущность предрассудка. Психология рассматривает предрассудок как психологическую установку предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных на то оснований или причин.
Главным фактором в возникновении предрассудков выступает неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия – неприязнь ко всем иностранцам.
Предрассудки возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, психологическая установка с искаженным информационным компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту.
В процессе межкультурной коммуникации следует различать стереотип и предрассудок.
Стереотип, как обобщенный, собирательный образ группы или ее представителя, как правило, без ярко выраженных эмоциональных оценок, содержит возможность позитивных суждений.
Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно становятся люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Известные формы предрассудков – это, например, расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку, полу.
Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами культуры, поскольку порождены общественными, а не биологическими причинами. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, т.е. строгих представлений – «что и как должно быть», например, как следует относиться к представителям тех или иных этнических или социокультурных групп.
Механизм формирования предрассудков позволяет людям эмоционально реагировать на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Этот особый механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим прогрессом перемещения.
Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, предрассудки могут возникать по поводу объектов самого различного рода – вещей и животных, людей и их ассоциаций, идей и представлений.
В зарубежной психологии существует довольно много теорий происхождения предрассудков.
Одна из них – теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения – фрустрация. Это состояние требует разрядки, и ее объектом может стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, причем, как правило, против нее уже накопилось враждебное предубеждение.
Согласно другой теории формирование предрассудков объясняется потребностью людей определить свое положение по отношению к другим, основываясь на превосходстве своей этнической группы и тем самым своего индивидуального Я над другими. В процессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней.
В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков:
• яркие необоснованные предрассудки открыто декларируют: члены чужой группы (по тем или иным признакам) хуже членов собственной группы;
• символические предрассудки предполагают наличие негативных чувств к членам чужой группы, которые якобы угрожают культурным базовым ценностям собственной группы;
• токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении социальных преимуществ этническим или социокультурным группам в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполагают наличие негативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят себе в этом признаваться;
• предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение при общении с членами чужой группы только в определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение;
• фактические антипатии как тип предрассудков предполагают наличие открыто негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы;
• предрассудки типа «знакомое и незнакомое» подразумевают отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку общение с чужаками якобы заставляет в той или иной мере испытывать неудобства. Носители этих предрассудков предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы, поскольку это общение не вызывает у них нервных и эмоциональных переживаний.
Корректировка и отказ от предрассудков.
В процессе жизнедеятельности каждый человек подвержен влиянию друзей, знакомых, которые бессознательно или осознанно пытаются скорректировать предрассудки в «лучшую» сторону. На самом деле, если предрассудки однажды были усвоены, то от них очень нелегко отказаться. Особой живучестью отличаются этнические предрассудки. Так, человеку не трудно отказаться от предрассудка, направленного против автомобилей той или иной марки, и гораздо сложнее – от негативного мнения о какой-либо этнической группе.
Отказу от предрассудков могут способствовать СМИ.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 236.