Место кросс-культурной психологии среди этнологических и психологических наук. Предмет кросс-культурной психологии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уч. г.

Значения и определение «культуры»

Слово «культура» имеет три основных значения:

- возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;

- образование, воспитание, развитие;

- поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком.

 

Материальная культура охватывает  сферу материального производства и его продукты — технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты — религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Художественная культура включает  произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

 

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

- технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

- деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

- ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

 

2. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

- материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

- духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

 

3. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

 

4. Формы и разновидности культуры.

Типология культур:

национальная – мировая;

светская – религиозная;

восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);

сельская – городская;

обыденная – специализированная;

высокая (элитарная) – массовая – народная

 

5. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)

Клиповое мышление

6. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

7. Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

8. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

 

Возраст и этап развития

Возраст и этап развития позволяют определить идентичность индивида с точки зрения принадлежности к той или иной возрастной группе. Поскольку возрастные группы определяются культурным контекстом и создаются обществом, представляющим различные ожидания к поведению каждой из них, возрастная идентичность оказывается аспектом культурной идентичности.

Язык (Язы́к — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание)) Язык выступает не только средством речевого общения, он определяет способ мышления его носителей. Кроме того, он способствует сплочённости общности и выступает механизмом включения в общество и выключения из него.

Состав семьи То, какой индивид видит идеальную модель семьи, влияет на формирование его культурной идентичности. Ориентируясь на собственный опыт и идеалы, он идентифицирует себя с теми или иными ролевыми моделями в семье.

Место проживания (Место проживания — терминология, под которой понимается каким-либо способом оформленное место индивидуума.) Место проживания определяет территориальную идентичность, которая проявляется в двух аспектах:

1. индивидуальное или групповое чувство привязанности к стране, региону, городу или деревне, в которой проживает индивид;

2. ключевые характеристики, с которыми у индивида ассоциируется место проживания.

Проживание в конкретном регионе оказывает влияние на формирование культурной идентичности индивида. Немаловажную роль играет тип населённого пункта. Городская и деревенская среды имеют разную структуру общественной жизни: деревенское общество менее диверсифицировано, в нём может не хватать рабочих мест для специалистов, экономика может быть зависима от агрикультуры, доходы населения оказываются ниже, чем в мегаполисе.

Гендерная идентичность Гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории. Гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают — трансгендерными.

Сексуальная ориентация [Сексуальная ориентация — один из четырёх компонентов сексуальности, определяемый как более или менее постоянное эмоциональное, романтическое, сексуальное или эротическое (чувственное) влечение индивида к другим индивидам определённого пола]

Религиозная идентичность[Религио́зная иденти́чность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей]

Социальный класс [Социа́льные кла́ссы — выделение в обществе по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда; большая группа людей, различающихся по отношению к собственности на средства производства и роду деятельности.]

Культура и психопатология.

Антони Марселл определил культуру как «совокупность разделяемых форм поведения и смыслов, приобретенных в результате научения и передаваемых из поколения в поколение в целях успешной адаптации к себе и окружающему миру. Поведение и смыслы динамичны, отражают изменения, происходящие как в обществе, так и в самой личности…»

Внутренняя репрезентация культуры представлена ценностями, верованиями, характерными чертами восприятия, эпистемологией и даже особенностями биологического функционирования.

Внешняя культура включает в себя предметы искусства, принятые социальные роли, традиции, ритуалы и соответствующие институты.

Концепция культуры тесно связана с принадлежностью к определенной группе и применима к популяциям, которые географически, лингвистически, религиозно или исторически отделены друг от друга.

Называя культуру «западной» или «восточной», «европейской» или «азиатской», «христианской» или «исламской», исследователи позволяют себе, с одной стороны, чрезмерное обобщение, с другой – акцентируют действительно существующие различия в измеряемых переменных (индивидуализм – коллективизм, взаимозависимость – независимость, проницаемость – плотность групповых границ и т.д.)

Признается, что культура оказывает значительное влияние на психопатологию, в частности, формирует реестр типичных поведенческих ответов на физические и психологические стрессоры, предпочитаемые копинг-стратеги (копинговые стратегии — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни), представления о самом себе и окружающем мире, основные мотивации, шкалу ценностей, используемую терминологию, понимание «нормальности» и «ненормальности», концепцию здоровья, культурно-обусловленную классификацию расстройств, их иерархию по «престижности», предъявление симптомов и динамику течения болезни.

Новая область научных знаний, изучающая взаимовлияние культуры и психопатологии – культурная психопатология. Оценивая концепцию и методологию, применяемую в культурно-психологических исследованиях, обнаружено, что культура так или иначе влияет на все этапы научного исследования, в том числе и на понимание и определение симптомов и психических расстройств в целом.

Один из спорных вопросов культурной психопатологии касается универсальности концепций нормы и не-нормы. Исследователи дискутируют по поводу того, являются ли психические расстройства универсальными для всех культур или специфичными для каждой отдельной культуры.

Как европейская, так и американская классификационные системы построены на универсальном принципе, игнорирующем роль культуры в постановке психиатрического диагноза. Описание диагностических категорий игнорирует такие «мелочи» как систему ценностей пациента, социальное положение, духовность, жизненные цели.

 

10. Сущность и структура ценностей

 

Фундаментальной внутренней основой человеческого выбора, конечным стимулом активности человека выступают ценности.

 Чтобы ответить на вопросы о сущности ценностей, необходимо проследить их связи с потребностями интересами человека как в практической деятельности, так и в процессе познания.

 

В любой сфере человек начинает проявлять активность лишь в том случае, если у него возникает та или иная потребность.

Потребность – это нуждаемость субъекта (индивида, социальной общности, общества, человечества) в тех или иных вещах, необходимых ему для сохранения и развития себя как системы. Но человек не всегда осознает то, что является его насущной потребностью. Осознанная потребность превращается в интерес.

 

Именно потребности и интересы и заставляют человека действовать в том или ином направлении. То же, что служит средством удовлетворения потребностей и интересов и составляет для человека ценность, т. е. ценность имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Скажем, когда мы ставим перед собой вопрос о смысле жизни, речь идет о внутренней ценности. Когда же решаются вопросы о том, что призвано удовлетворять извне наши потребности и интересы, речь идет о внешних ценностях.

 

Ценности разделяют на предметные и субъектные.

К предметным ценностям относят все предметы человеческой деятельности и освоенные природные явления и человеческие отношения. Эти предметы оцениваются в категориях добра и зла, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого, истины или заблуждения и т.п.

К субъектным ценностям – относятся те способы и критерии, закрепленные в общественном сознании и культуре, с помощью которых оцениваются ценности первого рода (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, инструкции и предупреждения, выраженные в форме нормативных представлений).

Кроме рассмотренного, ценности можно структурировать по их взаимосвязи с материальными и духовными основами жизнедеятельности человека.

В связи с этим ценности и разделяют на материальные и духовные.

Все, что создано человеком, первоначально прошло через его духовность, т. е. одухотворено. Но и результаты духовной деятельности человека (искусство, например) не являются плодом его субъективности, его субъективного восприятия мира. Духовность человека — отражение в его сознании бесконечных связей и отношений с окружающими его реальностями, существующими вне и независимо от его сознания, т. е. отражение многообразия мира, предстающего как диалектически противоречивое единство объективной, субъективной и трансцендентной реальностей (Трансцендента́льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела).

Говоря о духовности человека, модно утверждать, что в ее основе лежит стремление к объективным, субъективным и трансцендентным ценностям (для верующего человека это будет стремление приблизиться к Богу, который, начиная с Аристотеля, объявляется высшей целью всякого движения и развития, что широко проповедуют все мировые религии нашего времени).

 

Ценностное освоение действительности связано с функционированием всех форм общественного сознания: естественно-научного, философского, политического, правового, эстетического, экономического, религиозного (или атеистического).

 

Уч. г.

Место кросс-культурной психологии среди этнологических и психологических наук. Предмет кросс-культурной психологии.

Предметом кросс-культурной психологии является поведение человека в контексте культуры.

Два аспекта изучения ККП:

-  описание разнообразия человеческого поведения в мире;

- попытка связать индивидуальное поведение с культурным окружением, в котором оно проявляется.

Кросс-культурная психология — это наука

-  о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах;

-  о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными;

- о возможных изменениях этих переменных (психологических, социокультурных, экологических и биологических).

ВЗАИМОСВЯЗИ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Кросс-культурная психология имеет все признаки международного и междисциплинарного исследования.

Кросс-культурная психология связана со следующими дисциплинами: антропологией, биологией, экологией, лингвистикой, социологией, — которые, по большей части, занимаются описанием, анализом и пониманием характерных черт всего населения, групп или сообществ.

ККП включает следующие разделы психологии: псхл развития, социальная псхл, псхл личности, которые изучают  феномены индивидуального уровня (включая как интер-, так и интраиндивидуальные феномены).

Область кросс-культурной психологии связывает популяционный и индивидуальный уровни, чтобы иметь возможность понимать индивидуальное поведение, с учетом его связи с феноменами популя-ционного уровня.

RRG неразрывно связана с культурологией, культуральной антропологией (Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.

 

2. Понятие культуры. Культура как регулятивная система.

В общем виде выделяют три подхода в определении культуры — антропологический, социологический и философский (табл. 5.1).

 

Таблица 5.1. Основные подходы в изучении культуры

 

Философский подход: сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности но преобразованию окружающего мира и самих людей.

В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций: Во-первых, подчеркивается, что культура —искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность;

 Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного.

 

Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ.

Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

 

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества.

Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

 

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:

- предметный: изучает  содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;

- функциональный: выявляет способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности;

- институциональный: исследует формы организации совместной деятельности людей.

Социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 185.