Проблема культурной идентичности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существуют два типа сообществ, определяющих собой идентичность: сообщества «жизни и судьбы» и сообщества, связанные только идеями или различными принципами.

 В сообществах первого типа не возникает проблемы идентичности, поскольку у человека не возникает необходимости определения своей идентичности, ему не нужно определять свое место.

В сообществах второго типа проблема идентичности становится актуальной в связи с существованием различных идей, с которыми люди себя соотносят.

Также проблема идентичности возникает тогда, когда происходит смена социального строя, разрушение социальной структуры.

Кроме того, она может возникнуть при попадании в новую социальную среду, например, при иммиграции в другую страну, где люди говорят на другом языке, где доминирует иная религия и т. д.

Существует три точки зрения на изменение идентичностей:

· старые идентичности соотносятся с новыми, их количество не умножается, происходит их смена;

· возникает мультиидентичность, которая является сутью проблемы идентичности;

· возникает мультиидентичность,  которая снимает проблему идентичности.

Если при поиске новых идентичностей или попытке соотнесения их со старыми не возникает никакого пересечения, возникает кризис идентичности.

 

7. Кросс-культурные различия в уровне самооценки личности.

Уровень самооценки и чувства собственного достоинства считается одним

из важных личностных параметров в евроамериканской культуре и обычно

связывается с «предпочтением собственного Я», «мотивацией достижений и

избегания неудачи», «иллюзорным оптимизмом» и др.

 Исследования в других культурах, однако, показали, что средний уровень самооценки в них иногда заметно ниже (Япония), а иногда заметно выше (арабские страны).

 Все три объяснения указывают на то, что критерии самооценки в разных

культурах неодинаковы, а потому она не может измеряться с помощью одно-

го и того же стандартизированного теста.

Самооценка выше в индивидуалистических культурах (Запад) и ниже в коллективистических (Восток).

В одних культурах самооценка опирается на сравнение достижений (Запад), в других – на оценку черт характера (Восток).

Критерии самооценки зависят от важнейших требований к личности, они специфичны в разных культурах, часто в большой степени определяются религией.

 

Соотношение импрессивной и экспрессивной стороны эмоций.

Любая эмоция является психическим переживанием, которое не доступно наблюдению. Это – внутренние переживания, их принято называть импрессивной стороной эмоций.

В то же время любая эмоция может быть проявлена внешне в интонациях, мимике и движениях. Это ее внешнее проявление, его называют экспрессивной стороной эмоций.

Обе стороны присутствуют в любой культуре. В то же время в каждом случае есть межкультурные различия.

Если говорить об импрессивной (внутренние переживания) стороне эмоций, то эти различия заключаются в том, что одно и то же переживание в разных культурах может возникать в различных случаюх и по различным поводам (то, что неприемлемо для европейца может быть обячным для африканца).

Если говорить об экспрессивной стороне эмоций, то межкультурные различия состоят в том, что в разных культурах приняты разные границы допустимого (социально одобряемого) выражения эмоций. Например, одни культуры (западные) приветствуют внешнюю экспрессию, считая ее знаком искренности, другие (восточные), наоборот, считают ее знаком незрелости.

Культура и психопатология.

Антони Марселл определил культуру как «совокупность разделяемых форм поведения и смыслов, приобретенных в результате научения и передаваемых из поколения в поколение в целях успешной адаптации к себе и окружающему миру. Поведение и смыслы динамичны, отражают изменения, происходящие как в обществе, так и в самой личности…»

Внутренняя репрезентация культуры представлена ценностями, верованиями, характерными чертами восприятия, эпистемологией и даже особенностями биологического функционирования.

Внешняя культура включает в себя предметы искусства, принятые социальные роли, традиции, ритуалы и соответствующие институты.

Концепция культуры тесно связана с принадлежностью к определенной группе и применима к популяциям, которые географически, лингвистически, религиозно или исторически отделены друг от друга.

Называя культуру «западной» или «восточной», «европейской» или «азиатской», «христианской» или «исламской», исследователи позволяют себе, с одной стороны, чрезмерное обобщение, с другой – акцентируют действительно существующие различия в измеряемых переменных (индивидуализм – коллективизм, взаимозависимость – независимость, проницаемость – плотность групповых границ и т.д.)

Признается, что культура оказывает значительное влияние на психопатологию, в частности, формирует реестр типичных поведенческих ответов на физические и психологические стрессоры, предпочитаемые копинг-стратеги (копинговые стратегии — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни), представления о самом себе и окружающем мире, основные мотивации, шкалу ценностей, используемую терминологию, понимание «нормальности» и «ненормальности», концепцию здоровья, культурно-обусловленную классификацию расстройств, их иерархию по «престижности», предъявление симптомов и динамику течения болезни.

Новая область научных знаний, изучающая взаимовлияние культуры и психопатологии – культурная психопатология. Оценивая концепцию и методологию, применяемую в культурно-психологических исследованиях, обнаружено, что культура так или иначе влияет на все этапы научного исследования, в том числе и на понимание и определение симптомов и психических расстройств в целом.

Один из спорных вопросов культурной психопатологии касается универсальности концепций нормы и не-нормы. Исследователи дискутируют по поводу того, являются ли психические расстройства универсальными для всех культур или специфичными для каждой отдельной культуры.

Как европейская, так и американская классификационные системы построены на универсальном принципе, игнорирующем роль культуры в постановке психиатрического диагноза. Описание диагностических категорий игнорирует такие «мелочи» как систему ценностей пациента, социальное положение, духовность, жизненные цели.

 

10. Сущность и структура ценностей

 

Фундаментальной внутренней основой человеческого выбора, конечным стимулом активности человека выступают ценности.

 Чтобы ответить на вопросы о сущности ценностей, необходимо проследить их связи с потребностями интересами человека как в практической деятельности, так и в процессе познания.

 

В любой сфере человек начинает проявлять активность лишь в том случае, если у него возникает та или иная потребность.

Потребность – это нуждаемость субъекта (индивида, социальной общности, общества, человечества) в тех или иных вещах, необходимых ему для сохранения и развития себя как системы. Но человек не всегда осознает то, что является его насущной потребностью. Осознанная потребность превращается в интерес.

 

Именно потребности и интересы и заставляют человека действовать в том или ином направлении. То же, что служит средством удовлетворения потребностей и интересов и составляет для человека ценность, т. е. ценность имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Скажем, когда мы ставим перед собой вопрос о смысле жизни, речь идет о внутренней ценности. Когда же решаются вопросы о том, что призвано удовлетворять извне наши потребности и интересы, речь идет о внешних ценностях.

 

Ценности разделяют на предметные и субъектные.

К предметным ценностям относят все предметы человеческой деятельности и освоенные природные явления и человеческие отношения. Эти предметы оцениваются в категориях добра и зла, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого, истины или заблуждения и т.п.

К субъектным ценностям – относятся те способы и критерии, закрепленные в общественном сознании и культуре, с помощью которых оцениваются ценности первого рода (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, инструкции и предупреждения, выраженные в форме нормативных представлений).

Кроме рассмотренного, ценности можно структурировать по их взаимосвязи с материальными и духовными основами жизнедеятельности человека.

В связи с этим ценности и разделяют на материальные и духовные.

Все, что создано человеком, первоначально прошло через его духовность, т. е. одухотворено. Но и результаты духовной деятельности человека (искусство, например) не являются плодом его субъективности, его субъективного восприятия мира. Духовность человека — отражение в его сознании бесконечных связей и отношений с окружающими его реальностями, существующими вне и независимо от его сознания, т. е. отражение многообразия мира, предстающего как диалектически противоречивое единство объективной, субъективной и трансцендентной реальностей (Трансцендента́льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела).

Говоря о духовности человека, модно утверждать, что в ее основе лежит стремление к объективным, субъективным и трансцендентным ценностям (для верующего человека это будет стремление приблизиться к Богу, который, начиная с Аристотеля, объявляется высшей целью всякого движения и развития, что широко проповедуют все мировые религии нашего времени).

 

Ценностное освоение действительности связано с функционированием всех форм общественного сознания: естественно-научного, философского, политического, правового, эстетического, экономического, религиозного (или атеистического).

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.