Взаимодействие личности и культуры. Личностное разнообразие и его причины.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Направление «культура-и-личность» (психологическая антропология).

Главный объект анализа — культура, ее структура, типы и т. д.

 В направлении "Культура-и-личность" предмет изучения — взаимодействие культуры и личности (человек), личность в культуре и воспроизводящая культуру.

Общий предмет данного направления — это анализ того, как действует, мыслит (познает, воспринимает) и чувствует (эмоционально реагирует) индивид в условиях различного культурного окружения.

 Центральной темой является  исследование энкультурации, анализ значения детства для особенностей функционирования взрослой личности.

Основные компоненты культуры

Культурное разнообразие оказывает влияние на отбор информации в процессе общения, выбор мотивационных стратегий, стили урегулирования конфликтов, личность, социальные отношения и навыки взаимодействия. Особое значение в этом ряду имеют ценности культуры.

Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений.

В науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы:

 1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества;

2) оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей (нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр.), которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их  солидарности, взаимопомощи и т. д.

Можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Они получили название универсальных.

Различные способы человеческого общения диктуются культурными нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы и т. д.  

В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм делится  на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы — это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей.

Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и влиятельными являются обычаи — общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей.

По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях.

Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, устойчивые формы поведения стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм — традицию.  Основной особенностью традиций является акцент на использование таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека.

Разновидностью традиции является обряд, который представляет собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры.

Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является право, которое представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения.

Наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т. д.

Культурные правила можно определить как предписания, говорящие, как должно вести себя в данной ситуации. В отличие от норм, в большей степени культурно определенных, культурные правила общения более индивидуализированы и зависят от ситуации и личностных особенностей в включенных в общение людей.

Выявлены четыре основные характеристики правил:

 — правилам нужно следовать, но их можно нарушать;

— правила не имеют ценности истины;

 — правила условны, но более универсальны, чем те условия, для которых они предназначены;

— правила нельзя определить, но о них можно договориться.

Культурные роли. Роль — это система ожиданий определенного поведения от субъекта, связанная с его позицией в группе.

Существует четыре типа измерений ролевых отношений, которые подвержены влиянию культуры:

 — степень личностной значимости отношений;

— степень ожидаемой формальности поведения;

 — степень иерархичности отношений;

— степень разрешаемого отклонения от «идеальной» роли.

Нормы, правила, роли — это факторы ситуации межкультурного взаимодействия, оказывающие влияние на эффективность общения. Они в значительной степени обусловлены культурой, которой принадлежат участники взаимодействия.

Данные факторы влияют, в первую очередь, на то, как мы кодируем вербальные и невербальные послания, от чего зависит степень понимания собеседниками друг друга, а значит, и успешность самого общения.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека.

Когнитивные аспекты межкультурной коммуникации

1. Особенности процесса восприятия информации.

При восприятии и оценке окружающего мира человек руководствуется своими представлениями о красоте, дружбе, свободе, справедливости и т. д. Эти представления зависят от предыдущего жизненного опыта, личных интересов, воспитания, социально-экономических факторов и т. д. Восприятие действительности человеком обусловлено культурными, социальными и личностными характеристиками. Восприятие формируется через активное взаимодействие человека с окружающей его культурной и естественной средой и зависит от целого ряда факторов, таких, как пол, опыт, воспитание, образование, потребности и т. д.

Культурная и социальная среда, в которой проходит становление человека, играет значительную роль в способе восприятия им окружающей действительности. Влияние культурной составляющей восприятия можно видеть особенно отчетливо, когда мы общаемся с людьми, принадлежащими к другим культурам.

Другой культурной детерминантой, определяющей восприятие человеком реальности, является язык, на котором он говорит и выражает свои мысли.

 

2. Понимание в общении.

Стиль общения — способ выражения сообщений, указывающий на то, как смысл послания должен быть подан, интерпретирован и понят.

Выделено 10 основных коммуникативных стилей:

1. доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);

2. драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);

3. спорный (агрессивный или доказывающий);

4. успокаивающий (стратегия, направленная на снижение тревожности);

5. впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление на собеседника);

6. точный (нацеленный на точность сообщения);

7. внимательный (высказывание интереса к тому, что говорят другие);

8. воодушевленный (частое использование невербального поведения);

9. дружеский (тенденция поощрения других и заинтересованность в их вкладе);

10. открытый (тенденция выражать свое мнение, чувства, личностные аспекты своего Я).

На формирование стиля накладывают отпечаток культурные и индивидуально-характерологические виды ожиданий.


3. Мыслительные процессы и культура.

В рамках западных научных учений интеллект определяется как умственные способности, проявляющиеся в вербальных и математических навыках. Определение интеллекта в значительной степени отражает ценности культуры.

Исследования интеллекта, проводившиеся многими учеными, привели к выводам о существовании когнитивного единства человечества, которое означает, что мыслительные процессы (в частности, логические) не различаются в разных культурах.

Единственное, что различно, это:

· содержание этих процессов (то, о чем человек думает);

· ситуация (условия среды, отбирающие тот или иной тип мышления);

· исходные посылки (или культурные мифы), которые считаются истинными или ложными в данной культуре.

4. Понятие и сущность атрибуции.

В процессе межкультурного взаимодействия человек воспринимает другого вместе с его действиями и через действия.

Попытки объяснить причины поведения людей ученые назвали атрибуциями. В современной науке атрибуция рассматривается как процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины.

Интерпретация причин поведения человека предпринимается в первую очередь тогда, когда оно не укладывается в те представления и логические объяснения, которыми пользуется в своей жизни объясняющий.

Именно в ситуациях межкультурных контактов существование атрибуций прослеживается особенно отчетливо, так как постоянно приходится объяснять «необычное» поведение.

В условиях дефицита информации мы начинаем приписывать другим людям причины поведения, чтобы дать «разумное» объяснение их действиям. Существует понятие «фундаментальной ошибки атрибуции». Суть этой ошибки заключается в том, что всем людям присуще свойство преувеличивать значение личностных факторов и недооценивать ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения других людей.

Вследствие этого причиной собственных негативных действий признается сложившаяся ситуация, в то время как аналогичное поведение другого человека объясняется присущими ему личными качествами.

 Следует подчеркнуть, что в процессе нашей коммуникации с представителями других культур ошибки атрибуции очень часто бывают причинами напряженности и конфликта.

Знание или незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические аспекты, играют огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является желательным и на что накладывается табу в конкретной культуре.

Возможное нарушение коммуникации может быть вызвано неверными атрибуциями коммуникантов.

5. Процесс кодирования — декодирования информации.

Любая информация передается с помощью той или иной системы знаков. Для этого необходимы отправитель, получатель, инстанция посредничества. Отправитель зашифровывает свою информацию с помощью кода или знаковой системы. Взаимопонимание между партнерами по коммуникации в этом случае может быть достигнуто только тогда, когда между ними заранее было установлено содержание и значение используемых кодов и знаков. Успех коммуникации достигается лишь в том случае, если участники коммуникации обладают общей возможностью интерпретации определенного знака. Эти процессы являются важнейшими элементами коммуникативного акта.

При межкультурной коммуникации каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие на повседневные отношения, социальные и культурные нормы и т. д. Эти кодовые системы культур, как правило, несопоставимы между собой или в лучшем случае сопоставимы только ограниченно.

В связи с этим в процессе коммуникации приобретает важное значение проблема кодирования и декодирования информации.

Способы кодирования и декодирования сообщений формируются под влиянием опыта человека, который понимается не только как индивидуальный опыт, но и как опыт группы, к которой принадлежит человек, а также опыт той культуры, представителем которой этот человек является, осваивает ее в процессе инкультурации.


6. Понятие и сущность стереотипа.

Как известно, восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов.

Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры. В результате такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.

В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т. д.

Наиболее известны этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе». Такого рода стереотипы-клише становятся основным компонентом общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены.

Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых, одно и то же поведение получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого народа считается проявлением хитрости.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Лингвистический аспект межкультурной комуникации

1. Язык и культура. Язык как зеркало культуры. Понятие «языковая картина мира».

Между реальным миром и языком стоит мышление, слово отражает не сам предмет или явление окружающего мира, а то, как человек видит его, через призму той картины мира, которая существует в его сознании и которая детерминирована его культурой. Ведь сознание каждого человека формируется как под воздействием его индивидуального опыта, так и в результате инкультурации, в ходе которой он овладевает опытом предшествующих поколений.

 Окружающий человека мир можно представить в трех формах:

· реальный мир;

· культурная (понятийная) картина мира;

· языковая картина мира.

Реальный мир — это объективная действительность, существующая независимо от человека, мир, окружающий его.

Культурная (понятийная) картина мира — отражение реального мира через призму понятий, сформированных в процессе познания мира человеком на основе как коллективного, так и индивидуального опыта. Эта картина специфична для каждой культуры, возникающей в определенных природных и социальных условиях, отличающих ее от других культур.

Языковая картина мира отражает реальность через культурную картину мира. Язык подчиняет себе, организует восприятие мира его носителями. Эта картина мира тесно связана с культурой, находится в непрерывном взаимодействии с ней, восходит к реальному миру, окружающему человека.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.