Разработка специальных мер противодействия насильственным преступлениям несовершеннолетних лиц в ОПГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Российской Федерации на протяжении многих лет на повестке дня уголовно-правовой науки и практики стоит проблема ювенальной юстиции, представляющей собой целый комплекс правовых, социальных, экономических, психолого-педагогических, медико-социальных механизмов, которые направлены на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних граждан[106].

Сегодня в нашей стране отсутствует единое сводное законодательство, позволяющее регулировать всю совокупность проблем ювенологической направленности, что приводит к невозможности на государственном уровне обеспечить их разрешение с одной стороны, и правовую протекцию прав и законных интересов подростков.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимым является формирование комплекса специальных мер, направленных на противодействие насильственной преступности несовершеннолетних в рамках ОПГ:

1. Разработка и принятие Единого ювенального кодекса Российской Федерации, в рамках которого были бы закреплены все механизмы разрешения ювенологических проблем, порядок взаимодействия и функционирования социальных органов надзора, порядок защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (в том числе в суде) и т.д. Принятие данного сводного законодательства – это первый шаг к общественному осознанию того, что права детей стоят превыше прав всех других граждан.

2. На примере зарубежной практики разработать и внедрить в Российской Федерации Единую федеральную электронную базу данных несовершеннолетних граждан, содержащую резюме на каждого несовершеннолетнего гражданина (пол, возраст, психологические особенности, наличие межличностных семейных конфликтов, жалобы и т.д.).

3. Обеспечение взаимодействия правоохранительных органов с органами прокуратуры, Следственным комитетом, ювенальными судами, социально-реабилитационными центрами, общественными организациями с целью повышения результативности органов внутренних дел в сфере противодействия несовершеннолетним членам ОПГ. Для этого необходимым, на наш взгляд, является формирование Федеральной программы по борьбе правоохранительных органов с организованной преступной деятельностью несовершеннолетних, основными направлениями которой являются нижеследующие:

3.1. Усиление в проведении административного надзора за несовершеннолетними, которые были освобождены из мест лишения свободы (рекомендуется проведение надзора на протяжении 3-х лет).

3.2. Регулярное проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних членов ОПГ.

3.3. Формирование и реализация на федеральном уровне виктимологической государственной политики, направленной на разработку и принятие мер по эффективной защите жертв преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе ОПГ, а также компенсации им материального и морального ущерба.

3.4. Разработка и принятие Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью».

3.5. В рамках структуры Министерства внутренних дел РФ сформировать структурное подразделение, специализирующееся на борьбе с организованной преступностью несовершеннолетних.

Итак, внедрение предложенных нами специальных меры по противодействию насильственным преступлениям, совершаемым несовершеннолетними членами ОПГ, будет способствовать снижению уровня подростковой преступности в Российской Федерации. 

Таким образом, проанализировав материалы третьей главы, можно сделать следующие выводы:

1.С целью устранения и коррекции социально-психологических детерминант насильственной преступности несовершеннолетних в ОПГ, предлагается разработка и внедрение разработанной на основе «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» социально-правовой программы, направленной на достижение качественно нового уровня жизни российского общества и искоренение негативных социально-эмоциональных детерминант, способствующих формированию криминогенности в обществе, на формирование специализированных учреждений (служб), специализирующихся на предоставлении психолого-коррекционной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним «группы риска» и их родителям, на разрешение жилищных проблем малоимущих и многодетных семей и т.п.

2. В целях противодействия насильственным преступлениям, совершаемым несовершеннолетними лицами в ОПГ, предлагается разработка комплекса специальных мер, в частности: 

- разработка и принятие Единого ювенального кодекса Российской Федерации;

- разработка и внедрение в Российской Федерации Единой федеральной электронной базы данных несовершеннолетних граждан;

- обеспечение взаимодействия правоохранительных органов с органами прокуратуры, Следственным комитетом, ювенальными судами, социально-реабилитационными центрами, общественными организациями с целью повышения результативности органов внутренних дел в сфере противодействия несовершеннолетним членам ОПГ;

- разработка и принятие Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью»;

- в рамках структуры Министерства внутренних дел РФ сформировать структурное подразделение, специализирующееся на борьбе с организованной преступностью несовершеннолетних и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате комплексного и всестороннего изучения уголовно-правовой характеристики насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами в составе организованных преступных групп в Российской Федерации, особенностей квалификации отдельных видов насильственных преступлений, а также разработки предложений по совершенствованию действующих механизмов в отношении профилактики и пресечения насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними в ОПГ, автор пришел к следующим теоретическим и практическим выводам:

1.В уголовно-правовой и криминологической науке преступность рассматривается как социально опасное явление современного общества.

Под понятием «насильственная преступность» следует понимать один из составных элементов общей структуры преступности, включающий совокупность деяний, связанных с физическим и психическим насилием над личностью либо угрозой его применения, а под «насильственной преступностью несовершеннолетних» -социально-правовой, общественно опасный, исторически обусловленный, устойчивый феномен, представляющий собой систему преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия (18 лет), с применением физической силы либо с угрозой применения таковой, основной целью которых является лишение человека жизни либо причинение вреда его здоровью, физической свободе, телесной и половой неприкосновенности помимо и против его воли на определенной территории за определенный период времени. При этом основными признаками насильственной преступности являются следующие: высокий динамизм, групповой и организованный характер.

2. Насильственная преступность несовершеннолетних в составе ОПГ имеет высокие показатели в Российской Федерации. Несмотря на то, что последние годы статистика констатирует факт уменьшения числа преступлений несовершеннолетних, совершаемых в ОПГ, неверным будет формирование оптимистических относительно снижения общего уровня преступности. Данное обстоятельство можно объяснить уменьшением численности подросткового населения, а также имеет место быть латентность насильственной преступности несовершеннолетних. Республика Бурятия является регионом с критическим высоким коэффициентом пораженности несовершеннолетних по РФ.  

3. Анализ общей характеристики объективных и субъективных признаков преступного насилия, совершаемого несовершеннолетними в ОПГ, дал возможность определить, что насильственные преступления, совершаемые несовершеннолетними членами ОПГ, характеризуются следующими признаками: а) высокая общественная опасность; б) противоправное воздействие помимо или против воли индивида; в) оказание устрашающего воздействия в отношении тех лиц, на которых направлена криминальная агрессия; г) субъективная сторона преступного насилия выражена исключительно в виде прямого умысла

Под объектом насильственного преступления, совершаемого несовершеннолетним членом ОПГ, следует понимать общественные отношения, которые обеспечивают наиболее значимые блага и интересы личности, государства, которые связаны с жизнью и здоровьем, половой неприкосновенностью и половой свободой личности; с владением и распоряжением собственностью, с основами конституционного строя, с внутренней безопасностью Российской Федерации, с равноправием человека и гражданина и так далее. Объективная сторона организованной преступной деятельности несовершеннолетних в ОПГ представлена: во-первых, созданием ОПГ; во-вторых, руководством такой группой; в-третьих, принятие участия в деятельности ОПГ; в-четвертых, осуществлением координации деятельности и подчиняемости несовершеннолетних преступному сообществу. Субъектом насильственных преступлений является несовершеннолетнее вменяемое лицо, которое достигло возраста уголовной ответственности.Субъективная сторона насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними членами ОПГ, - это четко сформированное психическое отношение субъекта преступления к своим агрессивным, общественно опасным действиям и включает в себя умышленную форму вины, широкий спектр антисоциальных и асоциальных мотивов, преступную конечную цель. 

4. Современное уголовное законодательство РФ в главе 16 УК РФ содержит классификацию насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними членами ОПГ, родовой объект которых – права личности. В качестве непосредственного объекта преступлений, направленных на причинение вреда здоровью различной степени тяжести, выступает здоровье человека. Объективная сторона рассматриваемых насильственных преступлений против жизни и здоровья человека выражена в причинении вреда анатомическому и физиологическому состоянию организма другого человека, обеспечивающего его жизнь, здоровье, а также способствует возможностям пользоваться совокупностью общественных благ, принимать участие во всех социальных процессах.

С объективной стороны насильственные преступления против жизни и здоровья совершаются несовершеннолетними членами ОПГ путем непосредственных активных действий и бездействия, при этом большинство составов таких преступлений имеют материальный характер. С субъективной стороны рассматриваемые насильственные преступления носят исключительно умышленный характер.

5. Анализ насильственных преступлений против собственности, совершаемых несовершеннолетними членами ОПГ показал, что родовым объектом данных преступлений являются экономические отношения, которые обеспечивают материальное благосостояние личности, социума и государства в целом, а видовой объект представлен отношениями собственности. Корысть является доминирующим мотивом грабежа, разбоя и вымогательства. Основными квалифицирующими признаками данной группы преступлений являются: совершение преступления организованной группой по предварительному сговору; применение криминального насилия с причинением тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью потерпевшего; крупный размер.

6. Анализ насильственных преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и государственной власти, совершаемые несовершеннолетними в ОПГ, показал, что: 1) объектом насильственных преступлений против общественной безопасности (вандализма, экстремизма, организации преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем, бандитизма) является совокупность общественных отношений, которые регулируют безопасные условия жизни социума, в то время как основной объект преступлений против основ конституционного строя и государственно безопасности представлен общественными отношениями, обеспечивающими состояние защищенности основ конституционного строя и безопасности государства; 2) несовершеннолетние члены организованных преступных групп, как правило, посягают на общественные отношения в сфере обеспечения конституционных основ, гарантированности национальных, расовых и религиозных интересов, а также направлены против чести и достоинства граждан.

7. С целью устранения и коррекции социально-психологических детерминант насильственной преступности несовершеннолетних в ОПГ, предлагается разработка и внедрение разработанной на основе «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» социально-правовой программы, направленной на достижение качественно нового уровня жизни российского общества и искоренение негативных социально-эмоциональных детерминант, способствующих формированию криминогенности в обществе, на формирование специализированных учреждений (служб), специализирующихся на предоставлении психолого-коррекционной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним «группы риска» и их родителям, на разрешение жилищных проблем малоимущих и многодетных семей и т.п.

В целях противодействия насильственным преступлениям, совершаемым несовершеннолетними лицами в ОПГ, предлагается разработка комплекса специальных мер, в частности: 

- разработка и принятие Единого ювенального кодекса Российской Федерации;

- разработка и внедрение в Российской Федерации Единой федеральной электронной базы данных несовершеннолетних граждан;

- обеспечение взаимодействия правоохранительных органов с органами прокуратуры, Следственным комитетом, ювенальными судами, социально-реабилитационными центрами, общественными организациями с целью повышения результативности органов внутренних дел в сфере противодействия несовершеннолетним членам ОПГ;

- разработка и принятие Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью»;

- в рамках структуры Министерства внутренних дел РФ сформировать структурное подразделение, специализирующееся на борьбе с организованной преступностью несовершеннолетних и т.д.

Внедрение предложенных нами специальных меры по противодействию насильственным преступлениям, совершаемым несовершеннолетними членами ОПГ, будет способствовать снижению уровня подростковой преступности в Российской Федерации.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.