В настоящее время насильственная преступность несовершеннолетних в составе организованных преступных групп является неотъемлемым социальным феноменом глобализированного общества, эффективность противодействия которому определяется целым комплексом способов и средств воздействия на него. В связи с этим оказание недостаточно продуманного, необоснованного, материально необеспеченного техническими ресурсами воздействия на основные детерминанты криминальной активности несовершеннолетних преступников может результировать исключительно «сомнительную результативность». Современная Россия, к сожалению, не может являться примером применения гибкой, научно обоснованной и приближенной к жизненным реалиям системы противодействия организованной подростковой преступности, что, в свою очередь, приводит к эскалации показателей криминогенной обстановки в ювенальных слоях социума.
На наш взгляд, особое значение в процессе предупреждения преступности несовершеннолетних является идентификация общесоциальных детерминант, продуцирующих массовое преступное поведение подростков, максимально устранение таких детерминант (как правило, это семейные проблемы, экономическая несостоятельность и т.п.) и обеспечение защиты законных прав и интересов подростков. Так, О.И. Королева отмечает: «В своих стремлениях оказывать эффективное противодействие подростковой преступности государство должно быть заинтересовано в обеспечении общества возможностью формирования нормальной, активной, новой идеи семьи, которая будет способна как выживать в постоянно изменяющихся условиях современного общества, так и развиваться»[103].
Следует отметить, что 25 августа 2014 г. на правительственном уровне было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Концепция), которая является целостной системой принципов, оценок, комплексом мер организационного, социально-экономического, правового, психолого-педагогического характера, которые направлены на улучшение условий и повышение качества жизни российских семей[104].Кроме того, в данном нормативно-правовом акте регламентируется необходимость оказания профилактического воздействия на дисгармоничные семьи, семьи «группы риска» и выявлена необходимость разрешения таких задач: во-первых, выявление несовершеннолетних, которые отнесены к «группе риска»; во-вторых, проведение детального изучения психологических особенностей, интересов и наклонностей подростков «группы риска»; в-третьих, проведение детального изучения жизни семьи, идентификации детерминант семейной дисгармонии и существующих конфликтов межличностного характера; в-четвертых, разработка, планирование и реализация комплекса коррекционно-профилактических мероприятий; в-пятых, оказание активного межведомственного взаимодействия различных структур и ведомств ювенальной сферы[105].
На наш взгляд, целесообразной является разработка комплекса мер, главным вектором которых является устранение и коррекция социально-психологических детерминант насильственной преступности несовершеннолетних в ОПГ:
На основе вышеуказанной Концепции разработать комплексную федеральную программу, предусматривающую императивную ее реализацию на региональном уровне, главными положениями которой должны быть следующие:
1) создание в Российской Федерации таких социально-экономических условий, которые бы продуцировали формирование качественно нового состояния российского общества: повышение населению заработной платы, качества жизни, снижение уровня инфляции, устранение социальной напряженности и факторов эмоционального характера, которые порождают эскалацию уровня преступности, агрессии и т.д.;
2) на федеральном уровне обеспечить дополнительное выделение бюджетных средств Министерству труда и социальной защиты РФ с целью формирования новых рабочих мест;
3) создание в сфере образования оптимальных условий для обучения несовершеннолетних и молодежи, включая тех, которые находятся в местах лишения свободы;
4) на федеральном и региональном уровне разработать программы, направленные на разрешение жилищных проблем малоимущих и многодетных семей;
5) на региональном уровне целесообразным является создание ювенальных социально-реабилитационных и психолого-коррекционных центров специализирующихся на оказании социальной и психологической помощи несовершеннолетним в вопросах создания семьи, половых связей, ранней беременности и т.д.;
6) создание региональных баз данных, предусматривающих сбор виктимологической информации о несовершеннолетних с целью планирования мер по виктимологическому предупреждению семейных конфликтов, семейного насилия над несовершеннолетними и т.п.;
7) формирование специализированных учреждений, служб, направленность которых оказание психо-коррекционной и психолого-педагогической помощи малолетним, несовершеннолетним и их родителям.
Принятие предложенной программы и ее реализация на федеральном и региональном уровне будут результировать эффективное снижение социальных детерминант, обуславливающих формирование подростковой организованной преступности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 231.