Осуществление инвестиционной деятельности – это обязательное условие нормального развития любой организации и всей страны в целом.
Все возможные инвестиционные стратегии можно разбить на 2 группы:
пассивные инвестиции – те, которые обеспечивают поддержание неухудшения показателей результативности (прибыльности предприятий за счет замены устаревшего образования и выбывшего персонала).
активные инвестиции – те, которые обеспечивают развитие повышения конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности за счет внедрения новой технологии, организации выпуска продукции, пользующейся высоким спросом, а также расширения рынка деятельности фирмы, а может быть, и поглощения конкурирующих фирм.
Факторы, влияющие на процесс принятия инвестиционного решения.
уровень профессиональной компетенции руководителя организации, особенно в части финансово-аналитической грамотности;
постоянно меняющаяся рыночная среда, в которой приходится работать каждой организации, в том числе такие рыночные атрибуты, как:
- ценообразование на основе спроса;
- жесткая конкуренция и необходимость постоянных маркетинговых исследований в своем сегменте рынка.
- позиции государства в части создания внешней среды, необходимой для нормальной деятельности субъектов рынка; и т.д.
Поэтому в ходе принятия инвестиционного решения следует:
изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта товара, намечаемого к выпуску на основе инвестиционного проекта;
оценить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта планируемого товара, в соответствии сценами, по которым можно будет продавать этот товар;
определить виды и оценить возможные последствия рисков, которые неизбежно будут иметь место;
наметить риск–менеджмент.
К подготовке инвестиционного решения необходимо привлечь группу специалистов различного профиля, в том числе:
экономист с опытом работы в данной отрасли (он может быть руководителем группы);
специалист–маркетолог;
инженер–технолог, владеющий особенностями производства планируемой продукции;
инженер–конструктор, хорошо знающий особенности продукции и возможные проблемы при организации сервисного послепродажного обслуживания товарных изделий;
инженер-строитель, имеющий в прошлом опыт создания аналогичных производств;
специалист по учету затрат в производствах данного типа.
В сфере компетенции каждого из специалистов должно быть поручение учета своих, соответствующих факторов.
Могут (и должны в необходимых случаях) привлекаться также консультанты и эксперты.
Пассивные и активные инвестиции можно представить следующим графическим образом:
Прибыльность за счет инвестиций |
|
|
зона прибыльности при пассивных инвестициях (тенденция к уменьшению).
зона развития предприятия с учетом реальных возможностей.
зона отставания данной фирмы по своим показателям эффективности деятельности по сравнению со среднеотраслевым (или более передовым) уровнем.
С учетом поставленной стратегической цели и должно приниматься решение в части инвестиционной деятельности.
На основе результатов анализа и складывается методология процесса принятия инвестиционного решения (выработка инвестиционной политики):
- определение инвестиционной концепции (ядра инвестиционной политики) с учетом стратегической цели предприятия;
- предварительная подготовка материалов и обоснований для инвестиционной программы (инвестиционных проектов);
- окончательная конкретизация (формулировка) проектных целей и задач по каждому варианту намечаемых инвестиций, с определением экономической и финансовой приемлемости расходов и рисков для предприятия;
- этап финального рассмотрения и экспертизы инвестиционной стратегии и тактики, принятием окончательного решения.
На перечисленных этапах разработки инвестиционной политики определяется:
- во что можно (нужно) вложить деньги;
- каковы достоинства и слабые места каждой бизнес-идеи;
- каковы должны быть структура и содержание плана реализации каждой бизнес-идеи.
Если общий бизнес-план составлен и кажется в целом надежным, то по нему продолжается конкретизация и более углубленная проработка деталей и рисков – с более тщательной оценкой возможной экономической эффективности и финансового обеспечения необходимых инвестиций.
И только после такого тщательного исследования условий и возможных результатов по каждой бизнес-идее и каждому составленному на этой основе бизнес-плану принимаются окончательные решения о проектировании и реализации каждого конкретного инвестиционного проекта. Таким образом, любой бизнес-план для реальных инвестиций – это лишь промежуточный подготовительный документ для инвестиционного проекта.
Такая кропотливая и трудоемкая подготовительная работа позволяет избежать в будущем необоснованных затрат на проектно-изыскательные и строительно-монтажные (или ремонтно-строительные) работы, стоимость которых будет во много раз больше, чем затраты на исследования и обоснование как самой проектной концепции, так и возможной схемы финансирования ее реализации.
(Примечание: бизнес-план намечаемой коммерческой деятельности, в том числе на рынке ценных бумаг, не требующей больших или вообще никаких инвестиций, может быть основным обосновывающим документом для принятия инвестиционного решения).
Общий обзор методических подходов к управлению реализацией инвестиционных проектов.
В современной науке об управлении сложилось 13 методических подходов к управлению реализацией инвестиционных проектов (ИП).
1) Системный. Каждый проектируемый объект рассматривается как система взаимосвязанных элементов, имеющая "вход" (решаемые проблемы), "выход" (цель проекта), связь с внешней средой и обратную связь. Внутри системы "вход" перерабатывается в "выход" (промежуточно или окончательно).
2) Комплексный. Предусматривает реализацию инвестиционного проекта с учётом технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических, а при необходимости – политических, демографических и других аспектов менеджмента в их взаимосвязи.
3) Интеграционный. Предписывает постоянный анализ хода реализации ИП и стремление усилить все управленческие связи как по горизонтали, так и по вертикали.
4) Маркетинговый. Предусматривает ориентацию всех исполнителей (участников) ИП на максимальное обеспечение интересов заказчика (потребителя) запроектированной продукции с учётом требований рынка.
5) Функциональный. Реализуется на основе принципа функционально-стоимостного анализа: обеспечение максимального результата проекта при минимальных затратах на это.
6) Динамический. ИП всегда рассматривается в динамическом развитии, поэтому на базе результатов его реализации за истекший период делается прогноз или план его дальнейшей реализации.
7) Воспроизводственный. Основан на динамическом анализе возможного воспроизводства основных фондов будущего предприятия с учётом предполагаемых изменений конъюнктуры рынка проектируемого товара (продукции).
8) Процессный. Рассматривает процесс управления ИП как серию непрерывных взаимосвязанных действий.
9) Нормативный. Требует организации управления ИП с учётом обеспечения выполнения в будущем действующих нормативных требований по качеству и ресурсоёмкости продукции, охране окружающей среды и правам потребителей.
10) Количественный. Требует перевода всех качественных (неопределённых) расчётов в проекте в количественную оценку результирующих показателей.
11) Административный. Заключается в регламентировании функций, прав и обязанностей всех исполнителей ИП.
12) Поведенческий. Заключается в обязательном оказании на основе принципов и методов поведенческих наук помощи членам команды по управлению ИП в раскрытии собственных индивидуальных возможностей и творческих способностей в целях успешной реализации ИП.
13) Ситуационный. Основан на том, что пригодность различных (принятых) методов управления реализацией ИП определяется конкретной внешней и внутренней ситуацией, поэтому нужно уметь строить управление ИП с учётом изменения этих ситуаций.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 255.