Первой проблемой, которую предстоит разрешить для ответа на вопрос «Что такое политическая деятельность?», ответить на вопрос о деятельности вообще. По определению, это активное взаимодействие человека с окружающей действительностью. В ходе этого взаимодействия человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. В отечественной психологии длительное время основополагающим принципом объяснения психических феноменов служил принцип деятельностного опосредования, разработанный школой Л. Выготского – А.Леонтьева. Его сущность заключается в следующем - формирование и развитие психических явлений происходит в процессе деятельности.
Предметная деятельность несет в себе определенные противоречия, разрешение которых и приводит к развитию психических функций индивида или же группы. Трудность состоит в том, что принцип деятельностного опосредования более или менее удовлетворительно «работает» при объяснении индивидуального развития, труднее дело обстоит при объяснении групповых явлений. Тем не менее, существует теория деятельностного опосредования межличностных явлений (отношений) А. Петровского. По мнению автора, в любой реальной развитой (недиффузной) группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, реализуя свою цель в конкретном предмете, тем самым изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности, социальной ценности самой совместной деятельности.
Любая деятельность имеет мотивы, которые ее побуждают, цели – результаты, на достижение которых эта деятельность направлена, средства, с помощью которых эта деятельность осуществляется.
В отечественной психологии показано, что протекание и развитие различных психологических процессов зависит от содержания и структуры деятельности, мотивов, целей и средств осуществления. То есть – что именно, какие конкретно психологические новообразования получит индивид или группа в результате включения в деятельность, во многом зависит от самой деятельности.
Известно, что человек политизируется, становится политическим, когда вступает в отношения с властью по поводу контроля своих доходов, расходов, гражданских прав и обязанностей, свободы совести, передвижения, когда он становится избирателем или избираемым. Каждый человек как максимум осуществляет власть и как минимум повинуется власти, находясь в ее поле. Этот континуум, в рамках которого живет каждый человек и определяет характер политической деятельности каждого. Ясно одно – без власти и политики человек не может сохранить свои гражданские качества.
Индивид может находиться в различных отношениях и с властью и с политикой, и в зависимости от характера этих отношений выделяется ряд типов политического человека.
1. Человек политический (активно пытается вмешаться в функционирование власти в своих интересах и интересуется политикой как конструкцией организации власти).
2. Человек дополитический (воспринимает власть как действие естественной среды обитания и не интересуется политикой как законами ее функционирования).
Существует и более подробная классификация психолого-педагогических черт человека (по Юрьеву):
а) «человек дополитический без власти» – житель, по разным причинам повинующийся власти и поддерживающий функционирование ее механизмов и достижение ее результатов;
б) «человек политический без власти» – гражданин, осознавший значение власти в своей жизни, сформулировавший свое отношение к власти и добивающийся внесения изменений в ее конструкцию;
в) «человек дополитический при власти» – криминальный авторитет, эксплуатирующий естественные законы власти как стихийного явления при благоприятном для него отсутствии политики государства;
г) «человек политический при власти» - государственный деятель, лидер, проектирующий и эксплуатирующий естественные законы власти при поддержке научных исследований механизмов управления поведением общества.
Психолого-политические качества политического человека проявляются в следующих симптомокомплексах.
а) Политической активности – отраженной человеком целесообразности политики; при этом проводится различие между реактивностью (это вынужденная реакция человека на действия власти), активностью (политическое самовыдвижение гражданина, возбуждаемое запаздывающими действиями власти).
Вся политическая пропаганда направлена на управление политической активностью населения.
б) Политической работе, в её основе лежит целеустремленность политики, демонстрирующуюся наемными, оплачиваемыми лицами, структурами, объединениями, субъектов политики в соответствии с их задачами, правами и обязанностями. Правительственные органы, армия подчинены достижению политических результатов полностью.
в) Политическом поведении, которое регулируется целенаправленностью политики, соответствующей социальной, экономической и национальной природе ее носителя. Плоды политического поведения поддаются оценке, наблюдению, регистрации в форме политических акций, экономических, социальных действий партий, лидеров.
г) Профессиональной политической деятельности – появляющейся под влиянием специального, сознательного целеполагания. Предметом политики как профессиональной деятельность является власть, «психологическое поле власти». Профессиональная политическая деятельность – это, в первую очередь, борьба с неизвестностью законов организации и функционирования власти, и, в последнюю, собственно борьба за власть между классами, партиями, группами, личностями. Проблема политика состоит в том, что системы власти в политике стремительно устаревают. Бывший президент Франции национальный герой генерал Ш. де Голль по поводу своего поражения на очередных выборах говорил: «Я надоел французам…». Де Роган отмечал: «Нет ничего труднее, чем искусство политического управления: даже наиболее опытные в этой профессии в час своей смерти признавались, что они всегда считали себя в ней новичками. Причина это в том, что невозможно сформулировать твердые и прочные правила управления государством, годные на все времена».
Продуктом труда в политической деятельности является система власти, которая способна обеспечить удовлетворяющий большинство уровень жизнеобеспечения. Система жизнеобеспечения при этом состоит из элементов, способных отрегулировать посредством применения властных методов адаптацию социума к изменению основных параметров жизни:
1) физической среды обитания (гелиоценоз);
2) геологических условий жизни (геоценоз);
3) биологических факторов жизнедеятельности (биоценоз);
4) психологических возможностей населения (психоценоз);
5) политической системы власти (политоценоз);
6) технических возможностей производства (техноценоз);
7) уровня потребления (консоценоз);
8) состояния культуры (культуроценоз).
Суммарно названные эти параметры характеризуют совокупность сложившихся условий жизни, во-первых, как более или менее пригодных для людей, во-вторых, - как удовлетворяющих их.
Продукт труда политики имеет стоимость. Расходование рабочей силы в этом виде профессиональной деятельности нередко осуществляется на запредельном уровне возможностей человека, что, в свою очередь, приводит к стрессам, болезням, срывам, депрессиям. Стоимость труда обнаруживается в процессе обмена продукта политической деятельности на широкую известность политиков, любовь и ненависть, которую они вызывают, комфортные условия, которыми обставляется их жизнь и работа.
Предмет труда в политической деятельности – состояние народа (экономическое, социальное психологическое и проч.) В политической психологии предметом труда считается психолого-политическое состояние населения. По определению, состояние – характеристика, показывающая, насколько своеобразно протекают психические процессы и деятельность человека, и от того, что именно отражает в данный момент человек, а также и от предшествующего и предвосхищаемого состояний, и от свойств личности. Типичные состояния – работоспособности, утомления. Если работа надоела, то одна мысль о ней вызывает утомление…
Предметом труда в политической деятельности являются такие состояния:
1) группа эмоциональных состояний – реакции на меру удовлетворенности организма в жизненных ресурсах (вызываемые влиянием материальных факторов среды и организменных факторов внутренней среды – голода, жажды, страха, ужаса, паники и проч.);
2) группа праксических состояний – реакции на объем расходования рабочей силы для достижения своих целей (возникающие в процессе трудовой деятельности – утомление, напряженность, монотонность, тревожность, стресс, функциональный комфорт, отсутствие мотивации, индифферентное состояние;
3) группа мотивационных состояний – реакции на характер межличностных отношений в обществе между участниками политического процесса (связанные с осознанием своей причастности, необходимости, полезности всему обществу и конкретному человеку: радость и горе, наслаждение и страдание, эйфория и гнев, экстаз и ярость и проч.);
4) группа гуманитарных состояний – реакции на качества политической информации, сопровождающие процесс познания политической картины мира; эти психические состояния обусловлены потребностью в информации, в ее достоверности, полноте, организованности, конкретности, достаточности и т. п..
Основное содержание труда при политической деятельности состоит в приведении во взаимное соответствие состояния народа (социального, экономического, психолого-политического) с целями конкретной государственной политики, политики партий, лидеров. Нужно отметить, что достижение подобного сопряжения далеко не всегда возможно. Причина неудачи состоит в том, что не выдерживаются требования: 1)фундаментальности знаний, умений и навыков для мотивированного и научно обоснованного целеполагания лидеров, 2)целеустремленности народа, 3)четко определенного направления развития, 4)рациональности затрат человеческих сил и человеческого материала для достижения политической цели.
Целеобразование власти имеет своим источником информацию, состоит из информации и представлено в виде информации (необходимой, системной, достаточной, конкретной и др.). Информация является не столько средством регистрации, сколько средством прямого, косвенного, опосредованного воздействия на людей, их состояния.
Своими успехами и неудачами политика обязана качеству информационной подготовки. Поиск, получение, предварительная обработка информации при подготовке политических решений, распространение сведений о принятии решения и его исполнении – основа политического процесса. В связи с этим игнорирование психологических закономерностей понимания, роли установок в восприятии, стандартов и ряда других, фатально для политической карьеры. Довольно часто восприятие населением политических проектов парадоксально, плохо прогнозируется с позиций здравого смысла, логически необъяснимо. Нередко с восторгом принимаются гибельные политические проекты и отвергаются спасительные преобразования.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.