А) Политика как система. Политика – это система государственных институтов. Это и Президент, и парламент, и армия, и система безопасности, министерства внутренних дел и иностранных дел и многое другое. Зрелая политическая система отличается тем, что каждый из институтов выполняет различные функции и между ними существует «разделение труда». Многие проблемы в осуществлении власти возникают, когда происходит смешение видов, различных ветвей власти. Принцип разделения предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власти действуют независимо друг от друга и с равной степенью ответственности перед обществом. Четвертая власть – СМИ – освещает жизнь общества и служит каналом обратной связи между политиками и народом. Разделение властей противодействует коррупции, смешение представляет питательную среду для ее развития.
Частью политической системы являются политические организации, партии, общественные объединения и движения. Граждане добровольно объединяются в эти политические организации для защиты своих прав и проведения своих интересов (политических) в жизнь. Партий более двухсот. Это малочисленный и, в основном, малоопытный отряд, влияние большинства из них на политику ничтожно мало.
Чаще всего «партия» – это «раскрученный» лидер, которого знают в лицо, и именно он – символ определенной политической группы. В первоначальном смысле политическая партия – союз единомышленников, однако достаточно спросить у сторонников ЛДПР или партии «Яблоко», что лежит в основе их политической платформы, вам не ответят, но Г.Явлинского и, тем более, В.Жириновского знают все. Борьба с партией становится борьбой с лидером, с одним человеком.
Б) Политика как процесс. Это те изменения, которым подвергаются и политические институты и правила игры в политику, и исполнители различных функций. Политические процессы бывают мирными и насильственными, постепенными и скачкообразными. Политическая система подвержена изменениям. Это порождает много сложностей и для граждан и для самой системы. Она не успевает приспосабливаться к переменам, конкретные участники теряют почву под ногами и запутываются в происходящем, нуждаются в специальных механизмах ориентации в неустойчивом политическом мире. В последние годы политическая наука стала все чаще обращаться к проблемам, которые относительно независимы от системы. Таким как формирование политических взглядов граждан, политиков, культурный и национальный контекст политических процессов, становление новых политических движений, вхождение человека в политику и многое другое. Сегодня все труднее становится самостоятельно разобраться в смысле происходящих процессов, определить, какие события могут стать значимыми для каждого гражданина, а какие окажут влияние лишь на верхушку политической пирамиды. Некоторые политические события (в США – убийство Кеннеди и Кинга, у нас – перестройка, война в Чечне) оказали на политический процесс и сознание целого поколения граждан определяющее воздействие.
В) Политика как система правил игры. Политика подчиняется писаным и неписаным законам. В первом случае – это нормы права, во втором – традиции, обычаи. Те и другие регулируют политику. Законы пишутся, но не исполняются. Не просто добиться исполнения существующих законов по причине бюрократических рогаток, но эти рогатки основаны тоже на правилах игры (инструкции, нормы, подзаконные акты). Частая смена правил игры приводит к тому, что все большее место занимает правовой нигилизм – неуважение к законам. В периоды расцвета правового нигилизма общество начинает управляться не столько официальными законами, сколько теми правилами, которые устанавливаются группами, обладающими реальной силой (силовые структуры, деньги). Нередко теневые структуры становятся реально более эффективными в осуществлении политических функций, чем те, кто формально считается властью (так, например, мелких уголовников сдерживает не столько милиция, сколько мафия). Иногда на первое место выходит авторитет не уголовного происхождения (например, Б.Ельцин). При слабом или подточенном коррупцией государстве на первое место выходят неписаные правила, например, мафиозного толка. Это губит государство. Но если неписаные правила вообще не имеют никакого значения, то это значит, что государство подавляет все и это уже диктатура. Важен баланс.
Г) Политика как система ценностей, норм, установок.
Речь идет об идеологии. Вполне понятно, что у каждого политика свое представление о власти, ее функциях и работе в целом. То же относится и к политически активным (интересующимся политикой) гражданам. Мнения различны и дают мозаичный характер с переходами от прямого к противоположному. Влияет многое: от сиюминутного, до устоявшегося на всю жизнь. Те, кто постарше ориентированы, в основном, на прошлое. В то же время, когда приходится выбирать, определяться, происходит своего рода подбор того, что в большей мере соответствует ситуации и личным целям. Большинство населения политически неактивно и выбирает по мимолетным или поверхностным признакам («…а я за того, лысенького буду голосовать»). Политические установки, нормы ценности большинства граждан запутанны и противоречивы.
Идеология рождается в обществе, ее нельзя привнести извне. В ряду регуляторов социального поведения идеология занимает главное место. Сущность этого понятия состоит в том, что идеология подсказывает человеку, ради чего и как жить, что в системе ценностей занимает ведущее место. Идеология – комплекс целей и средств их достижения. Она позволяет человеку заранее знать ответы на многие вопросы, причем эти ответы даются в готовом виде. В средствах массовой информации нередко пишут и говорят об отсутствии идеологии (как политизированный вариант – национальной идеи). С этим трудно согласиться. Коммунистическая идеология отступила в сознании большинства на задний план, ее место заняла идеология потребления. Борьба за идеи постепенно сменяется борьбой за деньги. Реклама с высокой эффективностью формирует у людей готовые образцы потребительского поведения, внушает, что практически все можно купить.
В то же время, идеология потребления не всесильна. Осознание гражданами 1своих интересов, наряду с консолидацией ценностей политическими партиями, движениями, приводит к созданию политических доктрин, идеологических конструкций, представляющих собой относительно непротиворечивые наборы политических ценностей. Главная цель доктрины – помочь каждому, кто разделяет эти ориентации, отождествить себя со своей политической группой. Идеология призвана создавать своего рода братство политических единоверцев.
Четких идеологических канонов нет ни у одной современной партии.
Д) Политика как вид человеческой деятельности.
Политику делают люди, их поступки – предмет изучения политической науки. Шпрангер, немецкий психолог, выделял политического человека. Он писал, что одни люди – активные политические натуры, другие – пассивные. Первые стремятся к высокому социальному статусу и только в качестве вождей чувствуют себя на своем месте; другие не могут ориентироваться в жизни без руководства, они не самостоятельны в своих вкусах, суждениях, мировоззрении.
Речь идет не только о политиках. В наше время многие – объект интереса политических лидеров, отсюда усиление внимания к поведению рядовых граждан.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.