Цели и задачи психологического консультирования. Универсальная цель психологического консультирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем. Психологическое консультирование решает следующие основные задачи:
1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.) 3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. 4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. 5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. 6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики). 7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.) 8. Изменение мешающих способов поведения 9. Развитие навыков преодоления трудностей 10. Формирование способностей принимать эффективные жизненно важные решения. 11. Углубление самопонимания, самосознания 12. Повышение личностного потенциала 13. Стимулирование процесса самоактуализации. Сформулируем несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ: 1. Способствовать изменению поведения. 2. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений . 3. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения . 4. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.


Принципы построения терапевтических отношений между клиентом и консультантом: безоценочность, доброжелательность, ориентация на систему ценностей клиента, осторожность советами, анонимность, разграничение личных и профессиональных сторон в работе, активная позиция клиента.

Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отноше­ние к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, цен­ностям и установкам.  Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает не только элементарное следование общепринятым нор­мам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т. п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков: • умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы; • оказывать ему необходимую эмоциональную и психологиче­скую поддержку. Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы, консультант полно­стью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантиль­ной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий, не должна разгла­шаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консуль­тант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повре­дить данному конкретному клиенту. К такого рода информации могут быть отнесены, например: • персональные данные клиента; • его адрес; • диагнозы, поставленные другими специалистами или самим кон­сультантом; • специфика проблем и жалоб этого клиента; • его личностные особенности и т. п. Исключением из этого правила являются ситуации, когда кли­ент намерен совершить или уже совершил какие-либо проти­воправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в зако­нодательстве.  Разграничение личных и профессиональных сторон в простран­стве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протя­жении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения.  Принцип активности позиции клиента базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию кон­сультанта и клиента в позициях "личность — личность". Это оз­начает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную по­зицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 209.