Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Американский психолог Э. Эриксон известен как представитель направления эго-психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я индивида.

Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Однако в отличии от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Эриксон полагал, что психологический и социальный аспекты развития более важны, чем биологический и физический аспекты, на которых делал акцент Фрейд. Согласно теории Эриксона, развитие состоит из последовательных стадий, каждую из которых определяет уникальный кризис, или вызов общества развивающейся личности.

Центральное понятие для Э. Эриксона – понятие идентичность, которая бывает:

ü личностная – набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве), который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, это «самая сердцевина, ядро» личности.

ü Эго-идентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывность и устойчивость собственного Я.

ü Групповая – чувство принадлежности к данной социальной группе.

Идентичность формируется в результате кризисов. Кризис – это поворотный момент развития, их которого человек может выйти как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решение конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в Эго нового позитивного качества (инициативность, трудолюбие). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил.

Всего теория насчитывает 8 стадий. Название каждой стадии отражает социальный вызов, с которым люди сталкиваются в определенном возрасте. Например, для молодых взрослых таким вызовом становится включение в близкие, интимные отношения. Взрослые, которые устанавливают такие отношения, испытывают чувство близости; те, кому не удается этого сделать, ощущают себя в изоляции.

Периодизация:                                                                                                              

1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Период продолжается от рождения до конца первого года. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». На этом этапе огромную роль играет отношение матери к ребенку. Главный из ритуалов – взаимное узнавание. Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) – это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие – недоверие».

2.  Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Период от 1 до 3 лет. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я – то, что я могу». Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянно чрезмерной опеки или же, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, при негативном исходе – слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3.  Возраст игры: инициативность / вина. Период от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Главное чувство идентичности «Я – то, что я буду». Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Противоположность – чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

5. Школьные возраст: трудолюбие / неполноценность. Период от 6 до 12 лет. Происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение. Дети в этот период поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность выражается: «Я – то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участи. Связанный со школьными порядками ритуал – совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5.  Юность: эго-идентичность / ролевое смешение. Период от 12-13 до 19-20 лет. Самый важный период в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Осуществляется стихийный поиск ответов на вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Ритуализация становить импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется идеологический аспект. Положительные качества, связанные с успешным выходом из кризиса периода юности, - верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти своей путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6.  Молодость: достижение близости / изоляция. Период от 20 до 25 лет. Этот период обозначает формальное начало взрослой жизни, получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом – поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Главная опасность – в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений, что ведет к изоляции. Положительное качество – любовь. Любовь – это способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности.

7.  Зрелость: продуктивность / инертность. Период от 26 до 64 лет. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Те взрослые, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. «Кризис старшего возраста» – чувство безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Старость: целостность эго / отчаяние. Последняя психо­социальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть свою прошлую жизнь и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя в потомках или в творческих достижениях. В противоположность – люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Уже слишком поздно что-либо исправить. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страх смерти.

 

14. Сущность и значение теории социального научения Торндайка.

В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проблемных ситуаций животного. Животное (кошка, собака, обезьяна) должно было само найти выход из специально сконструированного «проблемного ящика» или из лабиринта. Позже в качестве испытуемых в аналогичных опытах участвовали и маленькие дети.

По данным Т., первоначально животные совершали множество хаотичных движений-проб и лишь случайно производили нужные, которые приводили к успеху. При последующих попытках выйти из этого же ящика наблюдалось уменьшение числа ошибок, и сокращение количества затраченного времени. Тип научения, когда испытуемый, как правило, неосознанно пробует разные варианты поведения, операнты (действовать), из которых «отбирается» наиболее подходящий, наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания.

Метод «проб и ошибок» в решении интеллектуальных задач стал рассматриваться как общая закономерность, характеризующая поведение и животных, и человека.

Торндайк сформулировал 4-е основных закона научения.

1. Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.

2. Закон эффекта (подкрепления). При выучивании реакций закрепляются те из них, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным).

3. Закон готовности. Состояние субъекта (испытываемые им чувства голода, жажды) небезразлично для выработки новых реакций.

4. Закон ассоциативного сдвига (смежности во времени). Нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайком были выделены также дополнительные условия успешности научения ребенка – легкость различения стимула и реакции и осознание связи между ними.

Оперантное научение происходит при большей активности организма, оно контролируется (определяется) его результатами, последствиями. Общая тенденция такова, что если действия привели к позитивному результату. К успеху, то они будут закреплены и повторены.

Лабиринт в опытах Т. служил упрощенной моделью окружающей среды. Лабиринтная методика действительно в какой-то мере моделирует отношения организма и среды, но очень узко, односторонне, ограниченно; и переносить закономерности, открытые в рамках этой модели, на социальное поведение человека в сложно организованном обществе чрезвычайно трудно.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 244.