Пиаже рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет внутреннюю потребность в поддержании гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, т.е. потребность в адаптации к среде (в равновесии со средой). Тенденция к уравновешиванию признается Пиаже верховным принципом развития.
Этот принцип равновесия позволяет понимать психическое развитие как процесс самодвижения, процесс саморазвития. Этот процесс складывается из двух разнонаправленных процессов:
Ассимиляция: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем.
Аккомодация – это изменения схем применительно к новой ситуации, к новой задаче; она обеспечивает вариабельность, развитие, выработку новых схем. Ребенок научается по-разному подготавливать руки, пальцы, в зависимости от того, протягивают ли ему лист бумаги или мячик.
Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации и обеспечивает наиболее эффективную адаптацию человека к окружающей среде.
Соотношение этих двух процессов может быть различным в процессе адаптации ребенка: преобладание ассимиляции над аккомодацией наблюдается в игре маленьких детей; преобладание аккомодации над ассимиляцией выражается в подражательной действии когда ребенок уподобляет свое поведение каким-то внешним явлениям. С возрастом аккомодация преобладает над ассимиляцией.
Интеллект ребенка строится на основе действия, т.е. опыта взаимодействия с какими-то вещами. Весь опыт ребенка откладывается в виде схем действия. Схемы действия в процессе развития ребенка превращаются в операции или операторные структуры. Операции это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.
Стадии развития интеллекта. Пиаже выделяет три главные периода развития:
Сенсомоторный (от рождения до 1,5 лет) – до 1,5 лет ребенок активно чувствует и двигается и это приводит к тому, что до 7 – 9 мес.все это делает ориентируясь на своем теле, а после 9 мес. Происходит смещение фокуса внимания в пространство, в окру жающую среду. Критерии появления интеллекта это использование ребенком определенных действий для достижения своих целей.
Появление у ребенка представлений о независимом и постоянном существовании др. предметов.
Конкретно-операционный интеллект (с 1,5-2 до 11 лет) – происходит интериоризация действий. Развитие символического мышления, развитие языка, развития символического мышления. Конкретно-операционный интеллект складывается из следующих периодов:
ü дооперациональные, подготовительный (от 2 до 5 лет)
ü первый уровень – становление конкретных операций (5 – 7 лет)
ü второй уровень – функционирование конкретных операций (8 – 11 лет)
«Феномен Пиаже» - при решении задач Пиаже дошкольники демонстрируют специфическое представлении о сохранении свойств объектов. После 7 лет у ребенка появляется представление о сохранении разных признаков объема, он может преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к определенным ситуациям.
По мнению Пиаже передача готового знания не эффективна, развитие происходит в том случае когда совершается собственная активность человека, активное конструирование и саморегуляция познавательных процессов.
Формально-операциональный (с 11-12 до 15 лет) проявляется в способности ребенка рассуждать гипотетически, без опоры на какую-то предметную область. Формальные мыслительные процессы являются основой логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление.
У подростка появляется способность понимать и строить теории, приобщиться к мировоззрению взрослых выходя за пределы своего непосредственного опыта.
Переход от юности к взрослому возрасту – дальнейшее развитие интеллекта выражается в его специализации.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 263.