Микрофильмы – около 6 000 000 кадров. 1 ф.,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Микроформы.

В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия – с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах – фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811–1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859–1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры – Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936–1953) и РСФСР (1938–1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925–1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953–1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства – Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917–1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920–1932), Союза писателей СССР (1932–1991) и его предшественников – литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934–1991) и РСФСР (1957–1991), Союзов художников (1957–1991), архитекторов (1932–1991), кинематографистов (1965–1991) СССР.

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757–1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926–1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть условно разделена на три группы: управленческую, отражающую административные функции учреждения; по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников; непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера – отчеты, справки, доклады в вышестоящие органы. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских – «Остафьевский архив». В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма Пушкина, Державина, Чаадаева, Гоголя.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Достоевского, И.А. Гончарова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ-начала ХХ века отражена в материалах Островского, Чехова и др. «Серебряный век» русской литературы представлен фондами Ахматовой, Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И А. Бунина, А.И. Куприна.

В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, А.А. Фадеева и многих других писателей отражена история советской литературы. Театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Л.В. Собинова, М.И. Петипа.

Документы по истории отечественной музыки сосредоточены в фондах П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Шостаковича и др. Ценные материалы по истории изобразительного искусства содержатся в фондах Репина, Васнецова, Рериха, Нестерова, Петрова-Водкина. История зарождения и развития отечественного кино отражена в фондах Я.А. Протазанова, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма.

Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого).

Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов – альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.

В 1988–1993 гг. в РГАЛИ было рассекречено свыше 100 фондов и частей фондов. В основном это документы учреждений, организаций и лиц, находившихся в эмиграции или репрессированных в советское время. Среди них личные фонды и документы А. Белого, З.Н. Гиппиус, С.А. Есенина, М. Цветаевой, фонды редакций газет и журналов «Красная новь», «На литературном посту», Института для изучения еврейской истории, философии и литературы, Главлита.

Фонды, поступившие в РГАЛИ в последнее время (2002–2005): Центральный Дом художника, Московская концертная организация «Москонцерт» (1970 – по настоящее время), Союз композиторов Москвы, Госкино РФ, Министерство культуры РФ и мн. др.

В мае 2006 в РГАЛИ поступил новый комплекс уникальных документальных материалов: творческие архивы Майи Михайловны Плисецкой и Родиона Константиновича Щедрина, безвозмездно переданные ими из Мюнхена в Москву. Новые документы органично пополнят уже хранящиеся в РГАЛИ личные фонды этих выдающихся представителей отечественной культуры уникальными свидетельствами деятельности за период с середины 1990-х годов XX века до наших дней.

2006–08–09 Рисунки известного архитектора и художника Якова Чернихова, пропавшие из РГАЛИ в Москве, сегодня должны вернуться на родину. По сведениям внука архитектора, Андрея Чернихова, речь идет о работах, выставленных на аукционе в Лондоне. Как сообщила вчера Росохранкультура, при проверке учета и хранения в РГАЛИ обнаружены факты хищения в особо крупных размерах рисунков с архитектурными и геометрическими фантазиями Якова Чернихова. Из РГАЛИ исчезло примерно 80% работ из 3000, которые находились здесь на хранении. Вместо подлинников подложили в дела «какие-то смешные даже не подделки, а школьные рисунки» – фраза Андрея Чернихова, внука архитектора и президента международного архитектурного благотворительного фонда им. Я.Г. Чернихова. По его мнению подмена была осуществлена в последние два года, т. к. до этого его фонд совместно с РГАЛИ занимались работой по составлению электронного каталога и паспортизацией каждого подлинника работ Якова Чернихова.

У РГАЛИ есть собственный сайт, на котором можно найти описание фондов архива.

Адрес: Москва, ул. Выборгская, 3, корп. 2

Директор: Горяева Татьяна Михайловна

Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб) (Шпалерная ул., 34), выделен в 1969 из ЦГАОР, с 1988 Ленинградский ЦГАЛИ, с 1991 совр. назв. По объему документов является вторым архивохранилищем данного профиля в России (после РГАЛИ в Москве). Имеет св. 700 фондов, св. 270 тыс. ед. хр. (2002). Основу собрания составляют фонды творч. организаций и союзов писателей и журналистов (Пролеткульта, Ленингр. писательской орг-ции и др.), композиторов (фонды Ленингр. отделения Союза композиторов РСФСР, Ленингр. консерватории, филармонии, Академич. капеллы), художников (документы Ленингр. отделения Союза художников, Худож. фонда и др.), архитекторов, кинематографистов (киноиск-во представлено фондами к/ст «Ленфильм», кинопр-тий «Госкино», «Ленинградкино», акц. об-ва «Совкино»), театров, К-та по телевидению и радиовещанию и др. учреждений культуры, а также изд-в («Всемирная лит-ра», «Былое», «Прибой», Ленингр. отделения Госиздата, «Сов. писатель», «Худож. лит-ра», «Иск-во», «Дет. лит-ра»), журналов («Нева», «Звезда», «Аврора» и др.). В архиве имеются документы о создании первых сов. музеев, об учете и охране памятников старины, об ущербе, нанесенном им во время блокады 1941–44 и их восстановлении. Большую группу документов составляют личные фонды петерб. деятелей культуры.

Хорхордина Т.И. Д.и.н. (2004 г.), профессор (2005) кафедры истории и организации арх дела факультета архивного дела Историко-архивного института. Специалист в области истории отечественного архивного дела и архивоведения. Круг научных интересов – архивные реформы, организация и строительство отечественных архивов, философские и культурологические аспекты архивной деятельности в России и за рубежом. В РГГУ (МГИАИ) с 1987 г. Читает курс лекции «История архивов России новейшего времени», «История архивоведческой мысли», «Историческое архивоведение». Член Центрального совета Российского общества историков-архивистов. Почетный архивист РФ. Монография состоит из 3 глав:

1) Ист-теоретический анализ ключевых ахивоведческих понятий. (Обоснование герменевтич-го подхода, герменевтика понятия архив, архивоведение и наука об архивах).

2) От эмпирического архивовед-я к основам науки об архивах (Эмпирическое архивов-е, архив-е петровской Руси: истоки и последствия Ген регламента, Калачев, Самоквасов).

3) Класссическое архивовед-е(КА). (КА как ступень развития науки об архивах, Лапо-Данилевский и гуманитарные основы КА, Союз рос арх деятелей и КА, А.С. Николаев и роль ист-архивной общественности в становлении и развитии КА, кружок арх работников им Лапо-Данилевского). Есть введение, заключение и примечания, составленные по главам.

Исследование ставит след. Задачи:

*выявить и обосновать периодизацию непрерывного процесса научно-теорет осмысления истории арх дела в России;

*дать оценку научному вкладу виднейших историков-ах-в и архивоведов в процессе становления и развития отеч. науки об архивах;*определить закономерности развития архивоведческой мысли в контексте изменения роли и места архивов в общественной и гос сис-ме Р; Исходя из этого, гл цель работы – подключение читателя к совместным поискам связи м/у архивами и стремлением к самопознанию, выраженным в увековечении памяти о себе. В данном исслед становление и развитие науки об арх анализируется как своеобразный творческий процесс, а архивы – как своеобразное произведение культуры. Создание архивов-один из способов сохранения и приумножения культурного наследия нации. В 1 главе показано, что некорректное толкование терминов – одна из важных причин ослабления общ интереса к истории арх мысли, приведены примеры искажения первоначального смысла ключевых понятий «архив», «наука об архивах». 2 глава посвящена анализу эволюционного процесса, в рез-те которого: к концу 19в был завершен п-д деления историков-археографов и историописателей, вследствие чего архивы превратились в источник док базы для исследований; сложилось профессиональное сословие архивистов; понимание целостности архивов и их самоценности. 3 глава, учение о фонде, 3 осн этапа в истории возникновения, становления и развития науки об архивах: 1) На доисторическом(эмпирическом) этапе-наивное непонимание дикаря. 2) Традицион-е архивовед-е – корыстная оценка архива, ведущая к охране своего и разрушению чужого архива. 3) Возникновение классической науки об арх – бескорыстно-научный интерес к памятнику прошлого-залог бережного отношения ко всякому док-ту, охраны всякого его хранилища. Особенно возрастает значение профессии и научных основ деят-ти. Выявление, отбор для хранения арх мат-в, обеспечение сохр аф и условий для их использования становятся важным критерием уровня цивилизованности гос-ва и общ-ва.

ТИМА - одна из осн научных дисциплин, входящих в понятие архивоведения.=>архивоведение – это комплексная научная дисциплина, изучающая отдельные аспекты науки об архивах. Предметом изучения и разработки ТИМА являются след процессы и методы научной работы с док-ми: 1) принципы и методы отбора и орг-ии док-в, подлежащих арх хранению; 2) сп-бы хр-я, обеспечивающие полную сохранность материалов; 3) создание сис-мы инф-ии о содержании док-в; 4) организ-я всесторонннего исп-я документной инф. 5) орг-я работы арх учреждений. К объектам ее изучения относятся: *текстовые д-ты на бумаге,*научно-тех и кинофотодок-ты,*звукозаписи,*микрофильмы и др д-ты на различ носителях, хранящихся и подлежащие хранению в архивах. Научную основу совр архивоведения составляет иерархичная сис-ма принципов, научных методов и различных, характеризующих отдельные этапы работы с док-ми, признаков: критериев при ЭЦД; характеристик-при описании и т.д. Но принципы и научные методы явл. едиными, независимо от того, какой технологичный процесс работы с документами выполняется. В основе принципа историзма лежит рассмотрение любого общественного явления в процессе его развития, поскольку в нем обязательно имеются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Так как документы являются своего рода продуктом этих явлений общественной жизни, а также средством их запечатления, то и их необходимо оценивать с учетом определенной исторической эпохи, конкретной обстановки. Очень близко смыкаются принципы всесторонности и комплексности. Принцип всесторонности требует изучения и оценки документов с учетом их внутренних и внешних особенностей в комплексе, т.е. многоаспектного изучения каждого документа. Принцип комплексной оценки наиболее широко применяется в экспертизе ценности документов, при которой документы оцениваются не как единичный факт, а в комплексе с другими документами этого же аф или др аф и даже с док-ми, хранящимися в др гос архивах. В настоящее время архивисты называют еще один принцип – принцип социально-политической нейтральности, предполагающий изучение и отбор документов, отражающих жизнь во всех ее проявлениях, независимо от политической конъюнктуры или социальных пристрастий. Изложенные принципы носят общий характер. На их базе в 1960-е гг. были сформулированы научные методы. К научным методам относятся системный подход, а также наряду с традиционным источниковедческим анализом функциональный и информационный анализы. Системный подход базируется на принципе комплексного изучения документов, требует рассмотрения документов как элементов той или иной системы документации. Более того, при изучении документы должны сопоставляться не только с документами того учреждения, продуктами деятельности которого они являются, но и с документами учреждений всей системы. Суть функционального анализа заключается в том, чтобы оценивить документы, исходя из функций учреждения и самих документов. Он основан на том, что функции учреждений неравнозначны, следовательно, документы, созданные для их реализации, также несут неравнозначную информацию. Функциональный метод явл способом прогнозирования информационного состава АФ страны. На его основе определяются те комплекты документов, которые должны будут в будущем найти отражение в составе АФ РФ. В настоящее время широко применяется также информационный метод. Так как документы содержат информацию, которая неравнозначна и способна проявляться в различных видах и формах, то необходимо учитывать ее значение и изучать явления ее повторяемости. До 1960-х гг. основным методом был источниковедческий анализ. Он дает возможность изучения всех внутренних и внешних особенностей д-та, т.е. его авторства, происхождения и т.д., а также языка д-та, его формы, материала, на котором он изготовлен. В настоящее время архивоведение оперирует всеми научными методами.

Архивный фонд РФ. Понятие, организация докумнтов в пределе АФ. Архивный фонд – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность арх д-в, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. В его состав входят находящиеся на территории РФ архивные фонды и арх д-ты независимо от источника образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. Отнесение документов к АФ РФ производится на основании ЭЦД. Отдельные комплексы док-в АФ РФ, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия, включаются в Гос реестр уникальных док-в АФ РФ. Хран-е, комплек-е, учет и исп-е док-в АФРФ осуществляется на основе единых правил и контроля за их соблюдением. АФ РФ представляет собой самостоятельную информационную систему. Он является составной частью национальных информационных ресурсов, одним из источников для информационного обеспечения общества. АФ РФ участвует в формировании рынка информационных услуг. Документы АФ РФ если они являются государственной или муниципальной собственностью хранятся постоянно в государственных (федеральных архивах, архивах субъектов федерации) и муниципальных архивах, музеях, библиотеках и отделениях РАН, временно – в органах гос власти или МСУ, гос-х или муниц-х учреждениях. Если док-ты в частной собственности, то они могут храниться либо у собственника (владельца), либо передаваться в соответствующий архив по договору. Все док-ты АФ РФ должны быть классифицированы (организованы). Основная цель классификации – определение научной системы хранения док-в и оперативный их поиск. Организация (классификация) документов Архивного фонда страны осуществляется на трех уровнях (в три этапа): – в пределах АФРФ; – в пределах конкретного архива; – в пределах архивного фонда, как самостоятельной учетной единицы. Был определен еще и четвертый этап – это классификация информации, содержащейся в документах, с целью ее быстрого поиска и использования.

Организация (классификация) документов в пределах АФ РФ – распределение документов между архивами. Государственные архивы создают Правительство РФ (федеральные) или орган государственной власти субъекта РФ (государственные архивы субъекта РФ), муниципальные – органы МСУ.

Организация документов на первом уровне, т.е. Архивного фонда лежит в основе построения сети архивов. Признаки классификации, разработанные в конце 50-х годов 20 века оказали влияние на формирование современной сети архивов.

• принадлежность документальных материалов к определенным историческим эпохам,

• принадлежность документальных материалов к учреждениям общесоюзного, республиканского и местного значения;

• принадлежность документальных материалов к определенным административно-территориальным единицам (республикам, краям, областям, округам, районам);

• к определенным отраслям общественной и государственной деятельности (военно-исторический архив, архив Военно-Морского флота, архив Советской Армии, архив народного хозяйства, Архив литераторы и искусства)

• принадлежность к документации фондообразователя (принцип недробимости архивного фонда)

• способ и техника создания. (Их хранение требует особого режима, а изучение невозможно без специальной аппаратуры для просмотра и прослушивания содержания. РГАНТД, РГАКФД, архив звукозаписей и ряд архивов НТД и кинофотодокументов в ряде областей (например, в Самарской области куда мы и сдаем НТД)

Наиболее общим признаком является признак группировки документов по историческим эпохам, который определяет деление:

на материалы досоветского периода и материалы советского (или после 1917 г.) Так как произошла ликвидация учреждений буржуазно-помещечьего

государства и созданы новые учреждения – фондообразователи, в процессе деятельности которых начали образовываться документы советской эпохи. В соответствии с классификацией документов по историческим эпохам сеть государственных архивов подразделяется на архивы, хранящие документы Советской эпохи – ЦГАНХ, ЦГАСА, документы эпохи капитализма – ЦГЦА, ЦГВИА, документы эпохи феодализма – ЦГАДА.

Изменения произошедшие в стране в начале 90-х годов, появление различных форм собственности повлияли и на архивную сферу. Изменилась и организация документов и дел Архивного фонда РФ, теперь она осуществляется по следующим признакам:

1) по формам собственности:

• архивные фонды и документы государственной части Архивного фонда РФ

• архивные фонды и документы федеральной собственности

• архивные фонды и документы собственности субъекта РФ

• архивные фонды и документы, находящиеся в ведении муниципальных образований

• архивные фонды и документы негосударственной части Архивного фонда.

2) по видам носителей, способам и технике закрепления информации.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 267.