Традиционная технология работы СООД в связи с внедрением АИС претерпит неизбежные изменения, которые коснутся организации лечебно-диагностического процесса и работы всех подразделений и служб диспансера. Рассмотрим подробнее организацию работы основных подразделений, обеспечивающих лечебно-диагностический процесс.
Технология работы поликлиники в рамках АИС такова: пациент обращается в регистратуру и регистратор делает запрос о нем в регистрационную базу данных, откуда получает сведения о пациенте. Если больной обратился впервые, то регистратор вводит его данные с клавиатуры и они записываются в базу данных. Затем он вызывает расписание работы нужного кабинета или врача, выбирает удобное время и данные пациента автоматически заносятся в расписание. Пациенту распечатывается талон на прием к врачу, в котором указаны номер кабинета, дата, время и фамилия врача.
Пациент приходит в назначенное время, врач запрашивает из регистрационной БД его регистрационные сведения и из БД историй болезни амбулаторную карту. В процессе обследования врач формирует протокол, который заносится в амбулаторную карту, при необходимости может напечатать направление на анализы, на дополнительные обследования, рецепты на лекарства. В процессе работы он может обратиться также к автоматизированным справочникам: фармацевтическому, справочнику алгоритмов диагностики и лечения, международному классификатору болезней и др.
С внедрением компьютерной технологии отпадает необходимость ручного заполнения различных журналов в регистратуре и дневников врача, т.к. эти документы будут формироваться автоматически на основе информации, имеющейся в регистрационной БД и БД историй болезни.
Административно-управленческий персонал и вспомогательные службы поликлиники имеют доступ к базам данных для просмотра, анализа и коррекции хранимой там информации и получения статистических отчетов по различным параметрам и их комбинациям.
Изменения коснутся также и организации работ в стационаре. Пациент приходит в стационар, имея при себе направление лечебно-профилактического учреждения на госпитализацию. Медсестра приемного отделения запрашивает сведения о нем в регистрационной БД поликлиники или регистрирует его, если он обратился впервые. Затем она вызывает справку о наличии свободных мест в том отделении стационара, куда необходимо направить больного, и принимает решение о его госпитализации. Если это решение положительно, то медсестра вводит дополнительные данные о пациенте: температуру тела, назначения и пр., которые заносятся в БД историй болезни отделения. Если больной не подлежит госпитализации по какой-либо причине, то ему выдается справка.
Врач отделения ежедневно должен работать с медицинской картой больного, которую он запрашивает в БД историй болезни отделения для просмотра и добавления новых записей. Он заполняет лист назначений, протоколы операций, формирует направления на анализы, дополнительные обследования и физиотерапевтические процедуры.
Лаборатория и "узкие" специалисты также имеют возможность получить из БД историй болезни медицинскую карту больного и занести туда результаты анализов и обследований.
В процессе работы любой врач может обратиться к автоматизированным справочникам и получить интересующую информацию.
Медсестра отделения после выполнения предписанных врачем назначений и процедур делает отметки в листе назначений, которые используются в дальнейшем подсистемой "Учет работы медперсонала" для формирования экспертных оценок работы медперсонала отделения.
При выписке пациента лечащий врач на основании информации из БД историй болезни формирует выписной эпикриз, который вместе с результатами последних анализов передается по сети в поликлинику и заносится в БД историй болезни поликлиники, в приемном отделении ему заполняют больничный лист, запрашивая сведения в БД отделения. Учет справок, больничных листов и прочих документов в приемном отделении осуществляется автоматически, отчеты формируются по запросу пользователя.
Старшая медсестра, в обязанности которой входит обеспечение отделения медикаментами, делает запрос в аптеку и из БД медикаментов получает справку об их наличии, на основании которой формирует требование на медикаменты.
Процесс учета медикаментов и материальных ценностей также автоматизирован и сводится к своевременному вводу данных об их поступлении и расходовании.
Все отчеты по отделению, порционные требования в пищеблок, листок учета движения больных и коечного фонда формируются автоматически на основе информации, имеющейся в базах данных.
Журналы регистрации приемного и специализированных отделений будут поддерживаться самой системой. Интересующую информацию можно будет получить по запросу в любой момент времени.
Внедрение компьютерной технологии значительно облегчит работу вспомогательных служб медсанчасти: отдела кадров, бухгалтерии, архива.
Учет кадрового состава будет сводиться к своевременному вводу информации о новых сотрудниках, поступающих на работу, отметок об увольнении, о повышении квалификации работников. Сводные отчеты по составу и движению кадров формируются автоматически по запросу. АРМ отдела кадров будет формировать и поддерживать БД медперсонала, которая используется многими информационными подсистемами АИС. В частности, она используется подсистемой "Расчет заработной платы" , установленной на АРМе бухгалтера расчетного отдела. Расчет заработной платы осуществляется автоматически на основании табеля учета рабочего времени, коэффициентов трудового участия и протоколов распределения фонда экономии заработной платы по подразделениям. Табель учета заполняется в каждом подразделении и хранится в БД бухгалтерии. Коэффициенты трудового участия и протоколы распределения фонда экономии заработной платы формируются руководителями подразделений и планово-экономическим отделом соответственно с помощью подсистемы "Учет работы медперсонала".
Медицинский архив будет представлять собой архив историй болезни на стримерных лентах. Для более быстрого поиска архивных материалов будут организованы автоматизированные каталоги. Технология работы с архивом такова: если врачу потребовались сведения сроком давности более чем три года, то он посылает запрос в архив, где работник архива устанавливает соответствующую стримерную ленту, вводит данные пациента и информация о нем переписывается в архивную базу данных на магнитном диске, сразу после чего врач может получить ее со своего АРМа. Информация за последние три года хранится в архивной базе на дисках, поэтому она может быть получена в любой момент времени самим врачом и не требует обращения в архив.
Необходимо отметить, что внедрение АИС столкнется с рядом проблем. Одна из них - организационная. Она связана с обучением медперсонала работе с компьютером и программными средствами и снятием психологического барьера перед новой техникой, необходимость освоения которой на первом этапе не всегда очевидна.
Другая проблема заключается в содержательном наполнении АРМов врачей, т.к. для каждой специальности необходимо иметь свою информационно-справочную систему описания истории болезни и экспертную систему постановки диагноза. Эта работа предполагает тесное сотрудничество разработчиков и наиболее квалифицированных, творчески мыслящих врачей различных специализаций.
Еще одна организационная проблема заключается в необходимости создания в онкологическом центре группы АСУ, состоящей из инженеров-электроников и программистов, которая будет заниматься эксплуатацией системы: осуществлять ремонт и наладку технических средств, сопровождать программное обеспечение, заниматься обучением пользователей работе с программными продуктами, выполнять функции администратора базы данных. Только решив эти проблемы, можно будет получить значительный эффект от внедрения АИС.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.