Понятие команды и спортивной команды. Особенности формирования команды в синхронном плавании.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие команды и спортивной команды. Особенности формирования команды в синхронном плавании.

Спортивная команда.

В условиях соревновательной деятельности успешность выступления команды синхронного плавания определяется тем, насколько ее члены оказались способными в условиях противоборства воспроизвести отработанные системы индивидуальных и групповых действий. Ю. Я. Рыжонкин считает, что уровень технико-тактического мастерства, необходимый для успешного воспроизведения заданной групповой модели определяется степенью организационного единства команды [15;151].

По его мнению, достижение организационного единства команды необходимо начинать с решения вопроса, связанного с системой сложившихся отношений между тренером команды и ее членами. Для управления любой группой совместно действующих людей и для достижения успеха в выполняемой ими деятельности необходимо достигнуть согласия между руководителем и исполнителями. «Под согласием понимают совпадение или сходство ориентаций по отношению к значимым аспектам групповой деятельности… Ориентационное единство является наиболее благоприятным условием для достижения организационного эффекта группы и залогом успешного проведения различного рода воздействий» [15;151-152].

Рыжонкин рассматривает организацию групповой деятельности на двух уровнях, которые являются ее основанием. «Первый уровень, задаваемый извне руководством, отражает официально закрепленную систему прав и обязанностей и образует институциональный или формальный аспект структуры (формальная структура). Второй уровень, являясь результатом восприятия и оценки характеристик первого, образует внутригрупповой, неформальный аспект (неформальная структура)» [15;152]. Формальная структура отражает точку зрения и установки тренера и представляет собой административную модель (модель тренера), неформальная – модель самих участников (групповая модель). Внутригрупповая структура по своей природе и характеру иная, чем та, которая задана руководством. Поэтому организация спортивной команды требует получения информации об особенностях сложившейся внутригрупповой структуры и установления степени ее соответствия с показателями формальной структуры. Реально сложившаяся система отношений (групповая модель) не всегда совпадает с формально заданной со стороны руководства схемой (моделью тренера). Поэтому, «для достижения организационного единства команды тренеру необходимо привести в определенное соответствие формальный и неформальный аспекты структуры, достигнув тем самым единства двух моделей» [15;153].

Расхождения, встречающиеся на практике между формальным и неформальным аспектами структуры, могут свести на нет всю методическую и воспитательную работу тренера. Рост и развитие команды обычно сопровождаются стабилизацией ее внутренней структуры. Стабилизация внутренней структуры команды имеет как свою положительную сторону – рост взаимопонимания, товарищеской поддержки и т. д., так и отрицательную, т. к. сопровождается некоторым отчуждением и отгораживанием от окружающих. Проблемы появляются тогда, когда появляющееся отчуждение касается не только посторонних, но и некоторых членов команды, которые вследствие этого оказываются в своего рода психологической изоляции. Анализ особенностей формирования внутригрупповой структуры, проведенный Рыжонкиным в спортивно-игровых командах показал, что выбор партнера, во-первых, строится на ожидании взаимного выбора и, во-вторых, срабатывает принцип подобия, когда игроки высокого статуса предпочитают выбирать игроков, обладающих не менее высоким статусом, а игроки низкого статуса – себе равных. Все это приводит к образованию сверхстабильных закрытых группировок, препятствующих всякого рода изменениям. Устранение излишнего конформизма, сверхстабильных группировок является необходимым в работе тренера, т. к. связано с установлением правильных взаимоотношений между игроками основного и запасного составов, между ветеранами и молодежью, «старичками» и теми, кто впервые призван защищать честь команды.

В команде синхронного плавания эти аспекты так же необходимо учитывать, хотя здесь оценить необходимость и значимость члена команды для всей команды значительно проще, чем в игровых видах спорта, т. к. критериев оценки успешности или неуспешности выступления члена команды здесь значительно меньше, чем в игровых видах спорта.

Ханин рассматривает отношения внутри команды сходным образом: «члены любой группы, команды, выполняющий задачи совместной деятельности связаны между собой двумя видами отношений: статусно-ролевыми (деловыми, официальными, отношениями ответственной зависимости) и межличностными (эмоциональными, неофициальными, внедеятельностными).

Первый вид отношений основан на необходимом распределении функций в команде и связан с вкладом каждого члена группы в решение групповой задачи, его подготовленностью и возможностями успешного выполнения совместной деятельности. Каждый спортсмен имеет в своей команде тот или иной статус» [18;71]. Обычно самый высокий статус в команде синхронного плавания имеют солистки, наиболее сильные спортсменки, а самый низкий – молодые или новые члены команды, запасные в группе, пока ничем не проявившие себя.

«Второй вид отношений отражает непосредственные эмоциональные связи в команде (симпатии, безразличие или неприязнь), которые неизбежно возникают в любой группе как результат взаимных оценок и сооценок человеческих качеств, поведения и поступков партнеров чаще всего вне их деятельности.

Следует подчеркнуть, что разделение отношений на деловые и эмоциональные носит условный характер. На самом деле – и в спорте это проявляется особенно отчетливо – дружеские и неприязненные отношения формируются именно в ходе совместной деятельности в зависимости от того, насколько успешно или неуспешно решается общегрупповая задача» [18;71].

«Из исследований, выполненных главным образом в рамках социометрического направления социальной психологии (Дж. Морено, Х. Дженнингс и др.), следует, что межличностные симпатии (или антипатии) однозначно (линейно) определяют характер взаимовлияний участников: в дружеских парах будет интенсивное, продуктивное общение, в нейтральных его меньше или оно вообще отсутствует, а в неприязненных парах (диадах, триадах) можно ожидать как отсутствия общения, так и межличностных конфликтов. Иными словами, положительные эмоциональные связи и сооценки определяют и реальные контакты той же направленности и содержания» [18;77].

 

  

ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ.

Цель и задачи исследования.

 

Цель нашего исследования – определение характера взаимоотношений в группе детей, занимающихся синхронным плаванием, определение степени сплоченности команды, рассмотрение образа команды, каждой из спортсменок и определение социометрического статуса членов команды.

Гипотеза: исследуемая команда имеет невысокую степень сплоченности.

 Т. о. перед нами встают следующие задачи: 1. провести исследование отношений, сложившихся в команде и картины собственной команды и своего места в ней каждого из членов команды; 2. проанализировать и обсудить результаты исследования; 3. рассмотреть возможность применения результатов в практических целях и дать определенные рекомендации тренеру команды.

 

ВЫВОДЫ .

 

На основании результатов, полученных при анализе проведенного исследования, можно сказать о том, что дети, посещающие группу синхронного плавания, имеют недостаточно конкретное представление о команде. Они смешивают понятие команды с понятием группы, причем в очень узком смысле этого слова, а именно, для них команда – это несколько спортсменок, выполняющих групповую произвольную программу. Дети не умеют работать в команде и не знают, что это значит. Это позволяет сделать неутешительный прогноз о том, что к более старшему возрасту большинство детей, не показавших выдающихся успехов в индивидуальной программе или дуэтах, скорее всего, перестанет посещать тренировки.

В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, о том, что команда не сплочена. Результаты исследования показали, что команды просто нет, а положительные выборы, осуществленные в социометрии, основываются, скорее, на взаимной симпатии и удовольствии от общения друг с другом, не обусловленным совместной деятельностью, а основанные на возрастных особенностях детей. Из анализа рисуночных методик можно видеть, что не все девочки отождествляют себя с группой и, скорее направлены на индивидуальную реализацию себя как спортсменок, чем на участие в групповых упражнениях. Приоритет индивидуальных упражнений над групповыми в синхронном плавании является спорным не только для тренера и команды в целом, но и для самой спортсменки. Если она не сможет быть выдающейся в индивидуальной программе, то место в группе – это то, что позволит ей чего-то добиться в спорте и чувствовать себя успешной, разделяя успех команды. К тому же, возраст 7 – 9 лет – это тот возраст, когда ребенок приобретает умение работать рядом с другими людьми в составе команды.

На этом возрастном этапе для детей большое значение имеют взрослые, выступающие в роли учителя и носителя знаний и социальных норм. Взрослые являются значимыми лицами и имеют большое влияние, в том числе и на то, каким образом у ребенка будут строиться отношения со сверстниками. Для детей, занимающихся спортом, таким значимым взрослым становится тренер. Если судить по результатам рисуночных методов и методики «Тест неоконченных предложений», то выясняется, что в обследованной нами группе, тренер не играет такой уж существенной роли в формировании отношений между детьми и не помогает формированию у них адекватного образа команды.

Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать тренеру, пользуясь возрастными особенностями детей, приложить усилия не только к формированию у них технических навыков, но и к формированию команды и целостного образа команды у детей. Для этого необходимо обратиться к опыту формирования команды в игровых командных видах спорта. Во время тренировок давать больше упражнений, для выполнения которых требуются усилия не одного или двух человек, и даже не просто группы детей, а такой группы, которая должна работать командой для достижения определенного результата. Позволить детям самим в некоторых упражнениях осуществлять контроль друг над другом, с указанием технических ошибок и, главное, возможностей для их исправления и устранения, обращая внимание на позитивные моменты. Спортивные сборы, летний спортивный лагерь, групповое посещение различных мероприятий (театр, балет, спортивные соревнования), какие-то выработанные традиции (например, совместное празднование дней рождений или каких-то других значимых дат) так же имеют большое значение для сплочения команды.

Необходимо объяснить детям, что такое команда и для чего им нужно работать в команде с указанием на цели и задачи, которые тренер ставит перед командой. Желательно при этом получить обратную связь для того, чтобы знать, какова мотивация занятий у детей, какие цели и задачи ставят они перед собой, и соотнесясь с полученной информацией выстраивать свое взаимодействие с ними. 

 Вероятно, это будет достаточно сложно, т. к. ни у тренера, ни у детей нет образца спортивной команды по синхронному плаванию. Но, тем не менее, этот вид спорта имеет перспективы развития только как командный вид спорта, (в связи с последними изменениями в олимпийской программе, только групповая произвольная программа является олимпийским упражнением) поэтому, мы считаем, что усилия, приложенные к формированию команды, будут вознаграждены повышением успешности спортсменок и наличием сформированной полноценной команды.

 


Приложение 1.

Тест неоконченных предложений

1. Думаю, что моя команда редко…

2. Если все товарищи по команде против меня, то…

3. Я всегда хотела…

4. Будущее в спорте кажется мне…

5. Мой тренер…

6. Если бы я правильно тренировалась…

7. Я тренируюсь много, но…

8. Когда я впервые подумала о спорте…

9. Когда я вижу спортсмена…

10. Когда я вижу спортсменку…

11. Когда ждешь спортивной победы…

12. Судьи в спорте всегда…

13. Честная победа в спорте…

14. Сделала бы все, чтобы забыть…

15. Когда у меня успех, мои товарищи…

16. Если в спорте огромные трудности…

17. Победа моей команды…

18. Мой личный успех на соревновании…

19. Когда необходимо рисковать…

20. Если я очень устаю на соревновании…

21. Спортивное достижение – это…

22. Если на соревновании сильный противник…

23. Если есть свободное время…

24. Мало кто знает, что я боюсь…

25. В моей ссоре с товарищами по команде…

26. Не люблю людей, которые…

27. Иногда в душе моей просыпается…

28. Я к своим товарищам отношусь…

29. Моей большой ошибкой было…

 


Приложение 2.

 

Социоматрица               Таблица группировок            
                             
 

Кого выбирали

                 
Кто выбирал 1 2 3 4 5 6     1 2 4 5 6 3
1. Кс.   + - + + +   1. Кс.   + + + + -
2. И. +   - + + +   2. И. +   + + + -
3. Л. + +   + + +   4. Т. + +   + +  
4. Т. + +     + +   5. К. + + +   + -
5. К. + + - +   +   6. М. + - + +   -
6. М. + - - + +     3. Л. + + + + +  
выбор 5 4 - 5 5 5                
взаимовыбор 4 3 - 4 4 3                
отрицательные - 1 4 - - -                
взаимоотриц. - - - - - -                
Р+                            

 





Список литературы.

 

1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.,1998.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

3. Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. т. 2 – М.,1993.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995.

5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.,1999.

6. Выготский Л. С. Собр. сочинений в 6-ти томах. т 4. – М., 1984.

7. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1996.

8. Григорьянц И.А. О перспективах развития психологии спорта. - «Теория и практика физической культуры». №5, 1997.

9. Коледа В. А. Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990.

10.  Марищук В. Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984.

11.  Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

12.  Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

13.  Практикум по общей психологии. – М., 1990.

14.  Попов А.Л. Психология спорта. – М., 1998.

15.  Рыжонкин Ю.Я. Практика организации спортивно-игровой команды./Психология спортивной деятельности. – Казань, 1985.

16.  Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. – «Вопросы психологии». №5, 1996.

17.  Степанова С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1997.

18.  Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.

19.  Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.

20.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1998.

21.  Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995.

22.  Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

23.  Bodner S. Experimental training, A stepping stone for work teams, CSWT Reports, 1997.

24.  Boldwell D. High performance team,1996.

25.  Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет – страница компании The Wings.

26.  Katzenbach J., Smith D. The wisdom of teams. Harvard business school press, 1993.

 

Понятие команды и спортивной команды. Особенности формирования команды в синхронном плавании.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 259.