Вопрос 39. Организации и органы власти, защищающие земельные права граждан России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Участники земельных отношений для защиты своих прав могут обращаться за защитой своих прав в различные органы и организации. Так, земельные права граждан призваны защищать:

1. Общественные и иные некоммерческие организации, такие как:

– органы управления садоводческой, огороднической и иной некоммерческой организации, если гражданин является ее членом;

– органы управления товарищества собственников жилья, жилищных кооперативов, если гражданин является их членом;

– различные правозащитные организации могут оказывать помощь гражданам и юридическим лицам при защите их земельные прав, в том числе представлять их интересы в органах государственной власти или местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления. Они обладают полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля и в рамках его проведения взаимодействуют с органами государственного земельного надзора.

3. Органы государственной власти. Они обеспечивают наиболее действенный и эффективный способ защиты земельных прав граждан, поскольку обладают монополией на государственное принуждение, их властные решения, направленные на защиту прав участников земельных правоотношений являются обязательными для исполнения.

Обращения за защитой прав в государственные внесудебные органы власти называется административным способом защиты прав участков земельных правоотношений. В рамках реализации административного способа защиты прав субъекты земельных отношений могут обращаться в следующие государственные органы:

– органы, осуществляющие государственный земельный надзор;

– прокуратуру.

Если предыдущие способы защиты прав граждан оказались неэффективными и земельные права не восстановлены, либо независимо от того, была ли попытка восстановить свои права в административном или ином порядке, лицо может обратиться за защитой своих земельных прав в судебные органы. Такой способ защиты прав называется судебным. В настоящее время в России функционируют следующие судебные органы:

– суды общей юрисдикции, которые рассматривают по существу земельные споры, либо признают факты, имеющие юридическое значение;

– арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры между хозяйствующими субъектами;

– Конституционный суд Российской Федерации, в который могут обратиться граждане и их объединения, если считают, что тот иной закон или его отдельная норма противоречат Конституции России.

В определенных законом случаях земельные права граждан могут рассматриваться только в судебном порядке. Например, в соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке. Также только в судебном порядке могут быть оспорены нормативные и ненормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, лица за защитой своих прав могут обратиться к выбранным ими в установленном порядке должностным лицам: депутатам различного уровня и даже Президенту России.

 

Вопрос 40. Земельные споры

 

В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются судом. Таким образом, Земельный кодекс РФ сузил понятие земельного спора, определив, что не все конфликтные ситуации между участниками земельных отношений являются в юридическом смысле земельными спорами, а лишь те, которые доходят до суда, рассматриваются именно этим государственным органом.

Поэтому основными элементами земельного спора можно считать: субъектов спора (их не может быть менее двух), предмет спора: земельные отношения; рассмотрение спора судом. Таким образом, земельный спор имеет место при совокупном наличии всех этих элементов.

Земельные споры можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По субъектам:

– споры межу гражданами и юридическими лицами;

– споры между гражданами, юридическими лицами с одной стороны и органами государственной власти или местного самоуправления с другой стороны;

 

– споры между органами государственной власти с одной стороны и органами местного самоуправления с другой.

2. По предмету спора:

– споры о границах земельного участка;

– споры о праве на земельный участок;

– споры, вытекающие из сделок с земельными участками;

– споры об оспаривании решения органа власти (например, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, постановке земельного участка на кадастровый учет, решения о привлечении к ответственности за земельные правонарушения, о переводе земель из одной категории в другую, об изъятии земельного участка и другие);

– споры об оспаривании оценки земель;

– другие.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 284.