Институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или объединения, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. К примеру, институт образования реализуется через коллективы школ, вузов и т. п., т. е. через группы, где существуют статусы ректора (директора), его заместителей, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, учителей, учеников, студентов. Каждый статус с его набором ролей отвечает потребностям воспитания, научения, передачи информации, контроля за поведением членов коллектива и т. д. Следовательно, институты создаются группами для поддержания социальных структур и порядка в обществе и удовлетворения социальных потребностей.
Социальные институты появляются в обществе стихийно. Процесс институционализации, т. е. образования социального института, проходит следующие этапы:
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2. Формирование общих целей;
3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;
4. Появление на их основе определенных образцов поведения;
5. Практическое применение норм, правил и образцов поведения в масштабах общества;
6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил;
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые проявления активности превращаются в институты: беспорядочные драки — в формальные спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь — в семью. Но не все роли в институте могут быть институциональными. "Мамина помощница" — не институциональная роль, дочь — институциональная, потому что является постоянной, строго контролируемой обществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелировать индивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения, общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимости от личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум или глупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированная сильная армия.
При изучении социальных институтов можно выделить пять групп общих признаков.
Признаки главных институтов общества
Семья | Государство | Бизнес | Образование | Религия |
1. Установки и образцы поведения | ||||
Привязанность Лояльность Ответственность Уважение | Послушание Лояльность Субординация | Производительность Экономичность Производство прибыли | Любовь к знаниям Посещаемость | Почтительность Лояльность Поклонение |
2. Культурные символы | ||||
Обручальное кольцо Брачный ритуал | Флаг Печать Герб Национальный гимн | Фабричная марка Патентный знак | Школьная эмблема Школьные песни | Крест Иконы Святыни Гимн |
3. Утилитарные культурные черты | ||||
Дом Квартира Мебель | Общественные здания Общественные работы Бланки и формы | Магазин Фабрика Оборудование Бланки и формы | Классы Библиотеки Стадионы | Церковные здания Церковный реквизит Литература |
4. Кодекс устный и письменный | ||||
Семейные запреты и допущения | Конституция Законы | Контракты Лицензии | Правила учащихся | Вера Церковные запреты |
5. Идеология | ||||
Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм | Государственное право Демократия Национализм | Монополии Свободная торговля Право на труд | Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении | Православие Баптизм Протестантизм |
Рассмотрим более подробно некоторые институциональные признаки.
Культурные символы, как правило, создают имидж института. Для государства — это герб, флаг, гимн, для семьи — обручальное кольцо, семейный очаг и т. п.
Кодексы поведения поддерживают институционально закрепляемые роли и являются частью социального контроля. К ним можно отнести супружеские клятвы, присягу на верность Родине, контракты, лицензии и т. п. Конечно, кодекс не гарантирует должного исполнения ролей, иначе у нас не было бы ни предателей, ни неверных мужей и т. д. Но принятие устного или письменного кодекса в значительной степени гарантирует его соблюдение, нежели самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения.
Идеология — важнейший культурный комплекс, поддерживающий влияние института и оправдывающий его деятельность. Скажем, если повторение присяги формально привязывает солдата к текущим правилам армейской жизни, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни. При этом любая критика институциональной идеологии рассматривается как ересь или как разрушающее нападение.
Предназначение социальных институтов — удовлетворение фундаментальных потребностей людей. Их всего пять, но столько же имеется и основных социальных институтов:
— потребности в продолжении рода (удовлетворяются институтом семьи);
— потребности в безопасности и социальном порядке (государство);
— потребности в добывании средств к существованию (производство, торговля, финансы, кредит и т. п.)
— потребность в социализации детей (школа, культура);
— потребности в определении смысла жизни и решении «последних» проблем человеческого существования(религия).
Внутри фундаментальных институтов скрываются более мелкие, неглавные институты. Это определенные системы методов, приемов, образцов поведения. Скажем, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов как маркетинг, рынок, профессиональный подбор кадров, защита частной собственности и т. д. Внутри государства мы можем обнаружить неглавные институты президентства, судебной власти, адвокатуры, прокуратуры, армии и т. д. В отличие от основного института неглавный выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Общая черта тех и других — выполняемые функции. Функция института — совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Но если кроме пользы институт приносит вред, можно говорить об его дисфункции. Институт религии, например, выполняет важнейшие функции осмысления жизни человека, но в то же время порождает межконфессиональную вражду, фанатизм. Функции укрепляют общество, дисфункции — расшатывают.
Функции и дисфункции бывают явные, если они удовлетворяют социальные потребности, и скрытые, если они не заявляются. Например, явные функции университетского образования — получение знаний, подготовка к исполнению профессиональных ролей, приобретение диплома. А скрытые — приобретение более высокого социального статуса, завязывание знакомств и т. д.
К явным функциям институтов мы можем отнести:
— функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений;
— функцию регулирования взаимоотношений между людьми;
— интегративную функцию;
— транслирующую функцию;
— функцию производства и распространения информации.
Все институты общества находятся во множественном взаимодействии. Религия может (и стремится) влиять на политику (как это принято в исламе), на семью, экономику и культуру. Вот почему институты редко бывают способны полностью контролировать поведение своих членов. Государство, к примеру, воспитывает патриотизм у населения, однако у отдельных слоев населения (бизнесменов, например, некоторых политиков, военных) эта идеология не согласуется с индивидуальными желаниями. Стремясь влиять друг на друга, институты в то же время отстаивают свою автономию. Бизнес стремится к не зависимости от государства, государство — к независимости от контроля бизнеса и т. п. Если найдено удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдение ими независимости по отношению друг к другу, в обществе устанавливается прочный социальный порядок.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 165.