Социальные группы и институты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальные группы и институты



Содержание

Лекция 1. Социальная деятельность и социальные группы.. 2

Основные понятия. 2

Словарь. 2

1.1.1. Поведение, социальные действия, взаимодействия. 3

1.1.2. Социальные группы. Типология социальных групп. 5

Лекция 2. Социальная стратификация. 9

Основные понятия. 9

Словарь. 9

1.2.1. Социальное неравенство: сущность, причины, значение. 10

1.2.2. Стратификация общества. 10

1.2.3. Исторические типы социальной стратификации. 12

Лекция 3. Социальные институты.. 14

Основные понятия. 14

Словарь. 14

1.3.1. Сущность, признаки, функции социальных институтов. 14

1.3.2. Семья как социальный институт. 17

Лекция 4. Социальная организация и управление. 18

Основные понятия. 18

Словарь. 18

1.4.1. Сущность и структура социальной организации. 19

1.4.2. Процессы управления в организациях. 21

Основная литература. 26

Дополнительная литература. 26

Лекция 1. Социальная деятельность и социальные группы

Основные понятия

Активность, деятельность, поведение, социальное действие, мотив, мотивация, интеракция, социальные отношения, группа, квазигруппа, толпа, социальная организация, малая группа, социальная общность, диада, триада, лидер, ингруппа, аутгруппа, референтная группа.

Словарь

1. Активность — присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду.

2. Деятельность — совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

3. Поведение — 1. Изменение, движение или ответ объекта, человека, системы, действующих в специфическом контексте. 2. Внешне заметный ответ организма животного либо человека на воздействие окружающей среды (психологич. подход). Поведение — внешняя форма проявления деятельности.

4. Социальное действие — 1. Выражение какого-либо вида или ряда видов социального поведения. 2. Вид деятельности или поведения. 3. Частично осознанный поступок, преследующий более или менее ясные цели.

5. Мотивация— побудитель поведения. Мотивация подразделяется на внутреннюю – осуществление потребности, ведущее к личному удовлетворению, и внешнюю – получение вознаграждения, не относящегося к лично необходимому.

6. Интеракция или взаимодействие — 1. Система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью. 2. Процессы и способ, которым социальные акторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу. 

7. Социальный актор – человек, занимающийся социальной деятельностью.

8. Социальные отношения — упорядоченные устойчивые социальные взаимодействия.

9. Социальная группа — 1. Коллектив или множество индивидов (людей или вещей), ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. 2. Ряд людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими, как члены данной группы.

10. Вторичная группа – совокупность людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

11.  Первичная группа – небольшое количество людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения.

12. Номинальные группы — социальные категории, выделяемые статистиками для учета населения.

13. Реальные группы — выделяются по реально существующим признакам.

14. Социальная организация — искусственно созданная общность людей для решения социально значимых задач.

15. Малая группа — небольшая по численности совокупность людей, объединенная общими целями, ценностями, интересами, нормами, постоянным взаимодействием. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной.

16. Социальная общность — совокупность социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений или территорий.

17. Территориальная группа — совокупность людей, у которых есть постоянное место жительства, которые во взаимодействии удовлетворяют общие потребности.

18. Диада — первая исходная форма малой группы, состоящая из двух человек, отношения между которыми основаны на чувствах, эквивалентности обмена и взаимности.

19. Триада — вторая исходная форма малой группы, основанная на разделении труда, постоянном обмене ролями, принципе правоты большинства.

20. Лидер — член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающий решения в самых важных ситуациях.

Типы взаимодействия.

На основе различных видов социального действия выделяются: физическое взаимодействие (например, драка), словесное (например, разговор двух друзей), жестовое (улыбка, рукопожатие). На основе систем социальных статусов (социальных сфер) можно выделить экономическое, профессиональное, семейно-родственное, демографическое, политическое, религиозное, территориально-поселенческое взаимодействия.

Все многообразие типов социального взаимодействия и социальных отношений принято делить на первичную и вторичную сферы интеракции. Первичная сфера — область личных отношений и взаимодействия, существующая среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи. Вторичная сфера — область деловых или формальных отношений и взаимодействий в школе, магазине, фирме, банке, церкви и т. д.

Принято различать три главные формы интеракции — кооперацию, конкуренцию и конфликт. Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей задачи. Конкуренция — борьба за обладание дефицитными ценностями, ведущаяся по заранее обговоренным правилам игры. Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон в процессе борьбы за дефицитные блага.

Социальное взаимодействие (интеракция, обмен).

В социологии существует несколько теорий социального взаимодействия. Особый интерес представляет теория обмена Дж.Хоманса. Согласно его представлениям, специфическим признаком взаимодействия является обмен — универсальный процесс. Обмениваться можно чем угодно: словами, символами, жестами, материальными предметами и т. п. В структуру обмена входят агенты (два и более человека), процесс (действия, совершаемые по правилам), предмет (то, что меняют), место (место проведения обмена). Дж. Хоманс вывел основные правила обмена:

1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если он регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. В случаях неудачи он снижается.

2. Если успех определенного типа действий зависит от тех или иных условий, то, скорее всего, человек будет к ним стремиться. Если бизнесмен получает прибыль в результате ведения дел согласно законам, он будет соблюдать законы. И наоборот.

3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. То есть, если работник несколько месяцев подряд получает завышенную зарплату, он снижает производительность труда.

В целом, социальное взаимодействие — сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Это означает, что, если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди не начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают.

В идеале обмен должен происходить на эквивалентной основе. В действительности происходят различные отклонения, т. к. стремление экономить усилия и желание максимального успеха могут действовать одновременно, но разнонаправленно.

Другая важная теория социального взаимодействия была предложена Дж. Мидом, родоначальником символического интеракционизма. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации, и считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Взаимодействие между людьми является, по сути, непрерывным диалогом, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест – представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания; 2) значимый жест. В последнем случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него. Они способны на это, потому что научены придавать значение предметам, действиям и событиям, то есть «превращать» их в символы. Поскольку усвоение значения различных символов происходит в процессе социального взаимодействия, постольку они для всех нас оказываются общими. К примеру, гладкое золотое кольцо на безымянном пальце правой руки не просто драгоценность, оно - символ брака. Сходное понимание символов облегчает общение. Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена. Но он сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов, вступающих в общение.

К символическому интеракционизму примыкает этнометодология, основоположником которой стал Гарольд Гарфинкель. Данная наука изучает принятые на веру правила, регулирующие взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, тактично прекратить разговор и т.д. Цель этнометодологов – определить, каким образом нарушение этих правил затрудняет межличностное общение.

 И символический интеракционизм, и этнометодология обращают главное внимание на взаимопонимание между индивидами, участвующими в процессе общения. Это взаимодействие облегчает общение между людьми, делает их поведение предсказуемым.    

Основные понятия

Неравенство, страта, стратификация, доход, власть, образование, престиж, рабство, каста, сословие, класс, средний класс, ценностная ориентация.

Словарь

1. Социальное неравенство — неравномерное распределение в обществе дефицитных ресурсов — денег, власти, образования, престижа.

2. Страта — социальный слой людей, имеющих сходные доходы, образование, объем власти, престиж.

3. Стратификация — совокупность слоев, иерархически расположенных в обществе.

4. Средний класс — совокупность индивидов, обладающих относительной экономической независимостью.

5. Рабство — 1. Институциализированное господство над людьми, не имеющими никакой собственности или прав по рождению. 2. Постоянное насильственное господство над отчужденными по рождению и в целом опороченными людьми. 3.Форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

6. Каста — форма социальной стратификации, включенная в иерархически выстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта, членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность теоретически исключена.

7. Власть — 1.Возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания. 2. «Вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю, несмотря на сопротивление» (М.Вебер).

8. Сословие — социальная страта в системе социальной стратификации, отличающаяся особым набором определенных законом прав и обязанностей.

9. Класс — 1. Иерархические различия, существующие между личностями или группами (например, профессиональными) в обществе. 2. Определенная форма скорее «открытой», чем «закрытой» стратификации классовой системы в современных индустриальных обществах, в которых относительно распространенной является индивидуальная и коллективная мобильность. 3. Большая социальная группа людей, владеющая либо не владеющая средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода (марксистское определение).

10. Ценностная ориентация — индивидуальное и групповое представление о ценностях (социальных идеалах) и о способах их достижения.

Стратификация общества

Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе. Стратификация возникает по причине неравного распределения результатов труда всех членов общества. Основные каналы доступа к социальным благам — богатство и доход, власть, образование, престиж.

Богатство – то, чем люди владеют. Доход — количество рублей (или у. е.), которые отдельный индивид или семья получают в течение одного месяца (года). Доход – более важный показатель, чем богатство. Так, люди, коллекционирующие редкие монеты, старинные книги, предметы искусства и т.п., обладают огромными богатствами, но дохода не получают. Другие получают высокую зарплату, живут в роскоши, но богатства не имеют.

Образование — число лет обучения в школе, вузе, институтах повышения квалификации. Скажем, профессор обучается в течение 20-22 лет (полная средняя школа + университет + аспирантура + докторантура), сантехник — 8-10 лет (средняя школа). Профессор более уважаем, чем сантехник. Таким образом, образование способствует продвижению индивида вверх или вниз по социальной лестнице.

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Она измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое субъектом решение. Власть президента России измеряется числом жителей нашей страны, решения бригадира — 7-10 чел.

В отличие от первых трех показателей, показатель престижа субъективен. Это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Наибольшим статусным уважением в России пользуются представители власти и управления, затем следуют индивиды, обладающие высоким доходом, связанные с финансовой сферой, затем — представители творческого интеллектуального труда. Наименьшим статусным уважением пользуются сантехники, дворники и т. п.

Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем основным показателям, составляют одну страту. Но кроме объективных показателей существуют и субъективные факторы — личное ощущение причастности к данной группе, самоидентификация с ней, а также признание этой причастности со стороны значимых других членов данной страты и всего населения. Скажем, в цивилизованной стране с нормальной социальной, политической и культурной обстановкой глава мафиозной организации не может принадлежать к высшей страте. У него могут быть очень высокие доходы, огромное личное состояние, высшее образование, практически бесконтрольная власть, но его занятие не пользуется и не будет пользоваться высоким престижем у граждан. Так что субъективно он может считать себя членом элиты, может подходить по объективным показателям, но значимые другие будут его отвергать.

Многие ученые отмечают, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К. Маркс, к примеру, полагал, что его строение будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и обнищания основной массы населения. В результате неизбежна борьба между верхами и низами за перераспределение общественного капитала.

П. Сорокин не поддержал марксову идею абсолютного обнищания трудящихся при капитализме, однако, и он полагал, что верхняя часть социальной пирамиды стремится собрать в свои руки все богатство и всю власть. Однако этот процесс не беспределен. Как только доходы верхушки общества начнут превосходить в 20-30 раз доходы нижних страт, наступает, по мнению П. Сорокина, "точка насыщения", дальше которой общество не может двигаться без риска крупной социальной катастрофы. По мере приближения к этой точке начинаются либо реформы по перераспределению богатства, либо восстания, бунты, забастовки, ставящие общество на грань развала и "укорачивающие" стратификационный профиль за счет "усечения" его верхушки.

Еще Г. Зиммель высказывал идею о том, что стабильность структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса.

Средний класс состоит из тех, кто добился относительно высокого социального положения своим трудом. Следовательно, он заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Чем больше удельный вес среднего класса в обществе, тем меньше вероятность прихода и власти левых или правых радикалов. Чем меньше доля среднего класса, тем ближе друг к другу бедные и богатые, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.

Средний класс состоит из тех, кто, не обладая большими доходами, все-таки имеет экономическую независимость, т. е. владеет фирмой, предприятием, частной практикой, преподает в школах и вузах, занят в науке, искусстве, шоу-бизнесе, занимает пост мелкого или среднего менеджера.

В развитых странах численность среднего класса составляет от 60 до 80%, и правительства всеми мерами стремятся увеличить размеры этого социального слоя. Недовольство низших слоев нейтрализуется предоставлением реальной возможности достичь лучшего положения в обществе.

Размывание среднего слоя, происходящее в условиях социально-экономических и политических кризисов, приводит к серьезным последствиям. В России, например, в конце ХХ в. за чертой бедности оказалось более 80% населения. Разрыв в размере доходов самых богатых и самых бедных в 1999 г. составил 40 раз. Ясно, что страна находится на пороге социальной катастрофы и будущее ее зависит от того, кто будет ею управлять в ближайшие пять-семь лет.

Устойчивость общества может быть обеспечена только за счет создания и расширения среднего слоя. Развитие же общества во многом связано с социальным неравенством, стимулирующим индивидов к продвижению по социальной лестнице.



Основные понятия

Институт, институционализация, семья, брак, моногамия, полигамия, патриархальная семья, нуклеарная семья.

Словарь

1. Институт — установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Социальный институт относится к образованиям, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями.

2. Институционализация — процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятся упорядоченными в устойчивые социально-структурные особенности, то есть в институты.

3. Семья — основанная на браке и кровном родстве группа людей, соединенная взаимной ответственностью за заботу и воспитание своих детей и хозяйственной деятельностью.

4. Брак — социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между взрослыми мужчиной и женщиной.

5. Полигамия — брак нескольких партнеров (разновидности — групповой брак, полигиния - многоженство, полиандрия - многомужество).

6. Моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной.

7. Патриархальная семья — группа родственников, которую возглавляет отец — господин и хозяин жены, детей, слуг, всего имущества.

8. Нуклеарная семья — семейная группа, состоящая из родителей и их детей (два поколения).

Основные понятия

Организация, элементы организации, социальная структура, цели, участники, технология, внешняя среда, буферная стратегия, стратегия наведения мостов, управление, планирование, организация ресурсов, выдача распоряжений, контролирование, инновация, бюрократия.

Словарь

1. Организация — социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и создание высокоформализованных структур.

2. Управление — функция особого органа в организации, которая обеспечивает направление деятельности всех элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение организации в целом от поставленных целей.

3. Бюрократия — 1. Тип организации, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях и иерархии, проводящей явное различие между «ведомством» и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. 2.Организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и различаются формальными правами и обязанностями. 3. (Буквально) управление должностными лицами. 4. (Уничижительное) обозначение формальных неэффективных организаций из-за громоздких правил, «бюрократизма» и процедур, съедающих время.

4. Адхократия — организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы, собирающиеся для решения только какой-либо задачи.

Что делать с бюрократией?

Рассмотрим несколько средств борьбы с бюрократией.

1. Омбудсмены. Впервые появились в Швеции в 1809 г. Омбудсмены назначаются и оплачиваются парламентом, а не исполнительной властью. Омбудсмен — правительственный законник (буквально "агент юстиции"), выступает от лица граждан, права которых нарушены бюрократией. Омбудсмен обладает широкими правами: от привлечения к суду до вынесения выговора любому чиновнику. Институт омбудсменов имеется в Дании, Норвегии, Великобритании и Новой Зеландии. Идея омбудсменов привилась в тех странах, где сильна традиция уважения закона и существует определенный политический и моральный климат, при котором достаточно просто выговора.

2. Законодательный контроль. Для борьбы с извращениями бюрократов в США созданы комиссии всеобщей подотчетности, парламентская исследовательская служба, парламентская бюджетная комиссия.

Первая контролирует правильность и эффективность распределения бюджетных фондов. Вторая контролирует исполнительные службы. Третья противостоит ведомству управления и бюджета президента. Создается конкуренция исполнительной и законодательной бюрократий. Недостатки — увеличение числа бюрократов.

3. Сокращение бюрократии. Разные пути, но сводятся к одному: фактически свертываются социальные программы. В 1980 г. Рейган, стремясь сократить штаты управленцев, срезал штаты и ассигнования многих федеральных учреждений, например, агентств по охране окружающей среды, Департамента образования. Однако именно эти организации оказались необходимыми обществу и Рейган, в конце концов, уступил давлению граждан.

4. Децентрализация управления. Для высокоцентрализованных систем государственного управления, как во Франции и Италии, децентрализация предполагает улучшение. Однако она порождает новые проблемы. Децентрализация управления спускает принятие бюрократических решений на местный уровень, но это может усилить коррупцию и неэффективность управления.

Пример, США в течение почти всей истории имели децентрализованную систему образования, находящуюся под местным контролем. Свобода в этой сфере огромна, но качество образования неровно. Чтобы улучшить качество, нужно вводить единые стандарты, единые программы, единые требования. Штаты хотят, чтобы это делали федералы на деньги федерального бюджета. Иначе необходимо увеличение местных налогов, а гражданам это не нравится.

Децентрализация может повлечь за собой широко изменяющиеся стандарты и проблемы координации.

Пример: проблемы ФРГ в очистке Рейна. Каждая земля предлагала свой вариант работ, не желая согласовывать с остальными. И третий минус — увеличение числа местных бюрократов.

5. Политизация бюрократии. Государства гордятся тем, что развивают у себя профессиональную, нейтральную, аполитичную бюрократию. Но бюрократия косна и консервативна. Положение могут исправить служащие, назначенные политически и контролирующие бюрократию (что было в СССР).

В США президент назначает три тысячи должностей, и назначенцы усиливают ответственность гражданской службы.

Адхократия . В 1970 г. Алвин Тоффлер ввел термин «адхократия» и назвал ее альтернативной бюрократии формой организации. Адхократия – организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы, которые собираются для решения одной задачи или проекта, а после завершения работы распускаются и создаются заново для следующей задачи. В отличие от бюрократии адхократия имеет не более двух уровней управления и более эффективно работает в нестабильной экономической ситуации. Конкретный пример адхократии «система 4» - одна из моделей стиля руководства с минимумом участия исполнителей в управлении, разработанная Р. Лайкертом. По мнению специалистов, адхократия – это будущее формальных организаций. Однако, Н.Смелзер полагает, что, несмотря на все недостатки бюрократии, современное общество настолько от нее зависит, что, вероятно, невозможно с этим покончить. Поэтому в будущем нас скорее всего ждет расширение бюрократического пространства.

 

Основная литература

 

1. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. - М., 1975.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. - М., 1992.

4. Смелзер Н. Социология. - М., 1999.

5. Фролов С. С. Социология. - М., 1998.

6. Кравченко А. И. Социология. - М., 1999.

Дополнительная литература

 

1. Социология. Энциклопедический словарь. - М., 1996.

2. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984.

3. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1998.

Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М., 1999.

 

Социальные группы и институты



Содержание

Лекция 1. Социальная деятельность и социальные группы.. 2

Основные понятия. 2

Словарь. 2

1.1.1. Поведение, социальные действия, взаимодействия. 3

1.1.2. Социальные группы. Типология социальных групп. 5

Лекция 2. Социальная стратификация. 9

Основные понятия. 9

Словарь. 9

1.2.1. Социальное неравенство: сущность, причины, значение. 10

1.2.2. Стратификация общества. 10

1.2.3. Исторические типы социальной стратификации. 12

Лекция 3. Социальные институты.. 14

Основные понятия. 14

Словарь. 14

1.3.1. Сущность, признаки, функции социальных институтов. 14

1.3.2. Семья как социальный институт. 17

Лекция 4. Социальная организация и управление. 18

Основные понятия. 18

Словарь. 18

1.4.1. Сущность и структура социальной организации. 19

1.4.2. Процессы управления в организациях. 21

Основная литература. 26

Дополнительная литература. 26

Дата: 2019-07-31, просмотров: 168.