На своих обрядах вы иногда жертвуете хлеб в огонь, разве так можно?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начнем с того, что выясним значение понятия «жертва». Толковые словари дают такое определение: это форма вероисповедного культа, целью которой является установление связи человека или общины с Богами (Богом), путем принесения им в дар предметов, имеющих символическую или настоящую ценность.

Итак, жертва - это дар Богам. Зададим себе следующее логичный вопрос, каким путем этот дар передается? Способов жертвоприношения есть несколько, в религиоведении они разделяются на следующие:

- жертва через прямой дар, отправление дара в Иной мир (в нашей традиции это называется «Треба», то что отдается непосредственно Богам, а в науке - вотивные предметы, от votivus - посвященное Богам);

-жертва через поедание, общую трапезу;

-жертва через определенные ограничения себя в свободе, благах и т.д. (например говенье).

Ныне возникало ошибочное мнение, что в Славянской Вере может быть пожертвование только через совместную трапезу. Но, это противоречит множеству источников. Мы не будем заставлять себя перечислять их здесь, достаточно прочесть хотя бы Н. Сумцова:

 «С возникновением и развитием земледелия в жертву приносили хлеба разной величины и формы» [Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов - М., 1996 - С. 237]. Наши Предки, равно как и другие арийские народы, имели жертвы через прямое дарения, практикуем их и мы, ибо это неотъемлемая часть мировоззрения. У славян было и есть несколько видов треб:

- передающиеся через скармливания священным животным;

- передающиеся через воду;

- передающиеся через огонь.

Субстанция огня всегда была для арийской сообщества священной. Огонь рассматривается как Божество (Огень, Сварожич, Агни, Вулкан, Гефест т.п.), а одновременно он был посредником между людьми и Богами. Говоря о древнем индоарийском боге огня Агни, М. Иллиада отмечает: «через него Боги получают человеческие подношения». [М. Эллиаде. Из истори веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий - М., 2008 - С.259]. Густинская летопись отмечает: «Ему же [Перуну], как богу жертвы приношаху и огонь неугасающий изъ дубового древия непристанно паляху». Летопись также пишет, что жреца, который по неаккуратности погасить огонь, наказывали, считая это большой кривдой.

Достаточно показательно для понимания значения огня западноукраинское слово «ватра» (костер), которое является результатом перестановки согласных в слове «врата». Ватра-огонь, это врата-ворота в Иной мир. Через огонь наши предки и мы отправляем в Иное умерших. Вот как описывает этот обряд Ибн Русте в «Книге драгоценных сокровищ»: «если кто-либо из них [славян] умирает они сжигают его труп».

Пожертвования через огонь были и остаются арийской традицией. Вспомним, как Я. Длугош описывает обряд огненного жертвоприношения у литовцев: «они сооружали из дров костер, на возведение которого каждый бросал полено, в огне они сжигали самого красивого и знатного пленника». У Славян этот древний обряд сохранился в сюжетах сожжения чучела Коструба или Масленицы.

Б.Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси» пишет, что нашими предками древлянами: «был создан комплекс для захоронения своих воинов (крада и могильник с трупосожжениями) и для праздничного сожжения жертв (выделение наше).

Огненный жертвенник отделялся даже от печи. Еще в трипольских жилищах обязательным элементом жилья была печь, а «неподалеку традиционно находился жертвенник» [Мицик В. По закону світового ладу - К., 2007 - С.138]. Из этого факта В. Мыцик делает вот какой вывод: «Наличие в жилищах алтарей-жертвенников, ... дает основание утверждать, что каждый дом трипольцев-земледельцев был храмом для священных отправлений, жертвенных приношений» [Там же - С.139]. Давайте вспомним, что жертва - это предметы, имеющие символическую или настоящую ценность. Самым ценным у трипольцев-земледельцев бесспорно был хлеб и было бы странно представить, что они жертвовали Богам что-то менее ценное.

Следует напомнить, и об этом пишет Н. Сумцов, что обычай выпекать ритуальный хлеб в виде зверей или птиц является остатком древнего обычая жертвоприношения животных. Подтверждением обычая пожертвования хлеба через огонь является поздний обычай (который впервые возникает в Бронзовом веке) замены настоящего хлеба на глиняный муляж. В культовом сооружении Почепского поселка на жертвеннике обнаружено «круглые оладий из глины» [Там же - С.142]. На жертвеннике Трахтемировского городища археологи нашли - серпы, зернотерки, обугленное зерно, муляжи хлеба, посуду с примесями зерна (выделение наше). [Там же - С.143].

Уже упоминавшийся нами этнограф Н. Сумцов пишет более конкретно: «На низшем уровне земледельческой культуры в пищу, а, следовательно, и для жертвоприношения употреблялись или хлебные зерна, более или менее поджаренные или хлебная кашица, то есть те же поджаренные хлебные зерна, только в измельченном и смоченном водой виде». Кроме того, Н. Сумцов отмечает, что и индийские брахманы подносили пожертвования, приготовленные из «муки и масла» [Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов - М., 1996 - С.238]

Но, кроме такой, сугубо академической доказательной базы, мы обратимся к мировоззрению Родной Веры. В богословской книге Сварожьего Радення «Ведическое Православие: наш путь к Богу» отмечается: «Слово "обряд "состоит из двух частей: "об" означает "всеобщность" кругового развития, а "ряд" определенную его последовательность. То есть, обряд это повторение человеком космических действий, что само по себе творит в мире порядок. Обряд жертвоприношения призван объединить род земной с Родом Небесным (Богами-Предками). Осуществляя пожертвование хлеба община, или душа уподобляется Роду Божескому или Богу-Творцу (Сварогу).

Более того, зерно пшеницы или ржи - это то пожертвование, которое Матушка-Земля приносит роду человеческому, жертвует частью себя. Кладя зерно или хлеб в огонь, который является посредником между людьми и Богами, мы становимся такими же Богами, потому жертвуем без надежды на воздаяние то самое ценное, что полученно своим трудом. Жертвуя хлеб, мы жертвуем часть себя. Вот в этом и есть великая тайна пожертвования хлеба.

Итак:

- жертвоприношение это обряд передачи Богам даров, при чем, лучшего из того, что имеет человек;

- славяне передавали эти дары не только через общую трапезу, но и через пускание по воде и через сожжение;

- хлеб бесспорно жертвовался, это подтверждают средневековые авторы, археология, а главное мировоззрение Родной Веры.

Родна Вера это МИРОВОЗЗРЕНИЕ, то есть наше видение мира, понимание предназначения в этом мире и взаимодействия с ним. Через обряд происходит священное общения души с Богами, не нужно путать обряд со сценической постановкой, где каждый новый режиссер будет вносить свою сцену или отменять целые сюжетные линии.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 191.