ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………..5
2. Содержание дисциплины………………………………………………………6
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………10
4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине……………………..11
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………16
6. Перечень образовательных технологий………………………………………..17
7. Описание материально – технической базы…………………………………….17
8. Иные сведения и материалы……………………………………………………...17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Сравнительная специальная педагогика» разработана в соответствии с ОПОП 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» для магистрантов факультета иклюзивного и коррекционного образования, обучающихся по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». Данная дисциплина относится к базовым дисциплинам, изучается на очной форме обучения на 2 курсе в 3 семестре и заканчивается экзаменом. Трудоемкость дисциплины в зачетных единицах составляет 3 з.е. (108ч). Из них 22 часа аудиторной нагрузки (8 часов лекционных и 14 семинарских занятий) и 50 часов самостоятельной работы студентов. На промежуточный контроль в форме экзамена отводится 36 часов.
На заочной форме обучения имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа). Из них 14 часов – аудиторная нагрузка (4 часа – лекционные занятия, 10 часов – практических занятий), 49 часов отводится для самостоятельной работы студентов. На промежуточный контроль в форме экзамена отводится 9 часов.
1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.
Данный курс связан с усвоенными ранее такими дисциплинами как «История педагогики», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «История и философия специальной педагогики и психологии», «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность».
Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ специальной педагогики и психологии, основных закономерностей развития ребенка в норме и с ОВЗ, представления о структуре дефекта и особенностях психического развития детей с ООП; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов развития специальной педагогики. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
Учебная дисциплина «Сравнительная специальная педагогика» направлена на формирование аналитических компетенций магистрантов. Этому способствует изучение в сопоставительном плане состояния, закономерностей и тенденций развития педагогической теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями развития в различных странах, а также соотношения как всеобщих тенденций, так и национальной специфики. В ходе изучения дисциплины студенты выявляют позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, приобщаются к ценностям, которые лежат вне узко понимаемых социальных и национальных интересов. Данная дисциплина является основой для формирования открытого педагогического мышления, когда осваивается все целесообразное, что накоплено в педагогике отдельных стран, и выявляются перспективы развития отечественной системы специального образования.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Современные проблемы логопедии как науки», прохождения практики и написания магистерской диссертации.
1.4. Цел ь изучения дисциплины :
формирование у магистрантов готовности к анализу и сопоставлению достижений российской и мировой практики специального образования и самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий.
Задачи изучения дисциплины:
1. формирование у магистрантов теоретических подходов прогностического характера на основе сопоставления педагогических идей и практик.
2. формирование способности изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;
3. формирование знаний и умений по организации инклюзивного образования и проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ
Реализация поставленной цели предполагает формирование у магистрантов следующих компетенций, предусмотренных ФГОС специального (дефектологического) образования:
ОПК-3: готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования
ПК-2 - способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ
ПК-8: готовность к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ
ПК-9: способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
1. | ОПК-3: готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования | З.1: российские и международные периодические издания по ССП | У.1: получать, анализировать и сравнивать полученную информацию | В.1: владеть методами анализа и сравнения полученной информации |
2. | ПК-2: способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ | З.2: нормативные документы организации инклюзивного образования в РФ и в странах мира. | У.2: уметь сравнивать практику инклюзивного образования в РФ и в странах мира | В2: алгоритмом проектирования индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ |
2 | ПК-8: готовность к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ | З.3. - особенности организации инклюзивного образования | У.3- осуществлять консультативную помощь педагогам образовательных организаций | В.3 навыками консультирования |
2. | ПК-9: способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний | З.4: -достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии. | У.4: - проводить анализ условий и факторов специального образовательного процесса с целью его оптимизации; | В.4: - методами анализа достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
2.1.Разделы дисциплины, виды учебной деятельности на очной форме обучения
№ п/п |
Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности на заочной форме обучения
№ п/п |
Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | Раздел 1. Место сравнительной специальной педагогики в системе научного знания . | 1 | 0 | 2 | 8 | 11 |
1.1. Теоретические основы сравнительной специальной педагогики | 1 | 0 | 2 | 8 | 11 | |
Раздел 2. Сравнительная специальная педагогика: этапы развития. | 2 | 0 | 4 | 22 | 28 | |
2.1. Соотношение как всеобщих тенденций, так и национальной специфики развития специальной педагогики. | 2 | 0 | 4 | 22 | 28 | |
2 | Раздел 3. Развитие специального образования в современном мире. | 1 | 0 | 4 | 19 | 24 |
3.1.Реформирование национальных систем образования различных стран мира | 1 | 0 | 4 | 19 | 24 | |
... | 4 | 0 | 1 0 | 49 | 63 | |
контроль | 9 | |||||
всего | 72 |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Дата: 2019-07-31, просмотров: 179. |