Для бартерных операций характерны следующие признаки:
- сделка оформляется одним контрактом;
- экспортный и импортный потоки идут одновременно;
- каждая сторона выступает в качестве и импортера, и экспортера;
- сбалансированная контрактная стоимость экспортируемого и импортируемого товара;
- отсутствие взаимных платежей за поставляемые товары.
Проанализируем контракты по видам оплаты для установления соотношения между бартерными и валютными, а также причин заключения тех или иных контрактов.
Исходные материалы изложены в таблице 4.2
Таблица 4.2
Контракты Забайкальской железной дороги по видам оплаты
Год | Всего контрактов | Бартерные контракты с привлечением рабочей силы из КНР | Бартерные контракты на приобретение материалов | Валютные контракты | |||||||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||||||
75.
Продолжение таблицы 4.2
1996 | 29 | 100 | 25 | 86,2 | 4 | 13,8 | 0 | - |
1997 | 20 | 100 | 13 | 65,0 | 7 | 35,0 | 0 | - |
1998 | 14 | 100 | 7 | 50,0 | 5 | 35,7 | 2 | 14,3 |
1999 | 12 | 100 | 5 | 41,7 | 4 | 33,3 | 3 | 25,0 |
2000 | 7 | 100 | 4 | 57,1 | 1 | 14,5 | 2 | 28,5 |
2001 | 5 | 100 | 5 | 100 | 0 | - | 0 | - |
Итого | 87 | 100 | 59 | 21 | 7 |
Данные таблицы 4.2 свидетельствуют о преобладании бартерных контрактов по привлечению рабочей силы из Китая, а в 2001 году их доля составила все 100%. Бартерные контракты на приобретение материалов в 1996 –1999 гг. составляет треть всех заключенных контрактов. С 1998 по 2000 год включительно имеет место рыночные – валютные контракты, по которым сделки осуществлялись расчетами в иностранной валюте.
В таблице прослеживается устойчивая тенденция снижения бартерных контрактов по использованию рабочей силы в период 1996 – 1999 гг.
Преобладание контрактов по привлечению рабочей силы связано со строительством, с проведением погрузочно-разгрузочных работ и ремонтом пути.
Предпочтение бартерным контрактам отдавалось в связи со спецификой производственной деятельности железной дороги. Ежегодно проходит плановая замена элементов верхнего строения пути - рельсов. Подлежит списанию определенная часть подвижного состава и оборудования, которое в коммерческом отношении обладает определенной ценностью и может быть реализовано на экспорт по внешнеэкономическим контрактам в качестве компенсационных материалов по бартерным сделкам.
76.
Кроме того, по бартерным контрактам предусматривались незначительные денежные расходы на их приобретение и отпадала необходимость транспортировки изношенных рельс, вагонов, цистерн, колесных пар, лома черных металлов на переработку на металлургический комбинат г. Новокузнецка, так как в этом случае стоимость сданного металлолома ниже транспортных расходов.
Как уже отмечалось, в отношении заключения контрактов, особенно валютных, с 2000 года МПС РФ ужесточен порядок их регистрации. Это проявляется в необходимости согласования и защиты всех валютных сделок на экономическом совете при министерстве. Для Забайкальской железной дороги это влечет за собой дополнительные командировочные расходы и согласования, затрудняющие подготовительную работу и реализацию валютных контрактов.
Прилагается также график динамики контрактов по видам оплат.
Рис. 4.2 График динамики контрактов по видам оплат
77.
На примере схем (рис.4.3) рассмотрим процесс импортно-экспортных операций на использование рабочей силы из КНР, получения материалов и оборудования по бартерным контрактам и получение валютной выручки по валютным контрактам.
|
|
Экспорт
товар
Импорт
рабочая сила
Рис. 4.3 Схема импортно-экспортных операций на использование рабочей силы
|
|
Экспорт
товар
Импорт
товар
Рис. 4.4 Схема импортно-экспортных операций по товарным контрактам
Экспорт: товар
валюта
Импорт: товар
Валюта
Рис.4.5 Схема импортно-экспортных операций по валютным контрактам
78.
Импортно-экспортные операции по бартерным контрактам производились с обменом товара на услуги или товара на товар. По валютным контрактам Забайкальская железная дорога закупала в Китае необходимое оборудование.
4.3 Оценка контрактов Забайкальской железной дороги по направлениям внешнеэкономической деятельности за 1996-2001 гг.
По данным в таблице 4.3 проведем анализ основных направлений внешнеэкономической деятельности: с какой целью и для решения каких задач заключались внешнеторговые контракты Забайкальской железной дорогой за 1996 – 2001 гг.
Таблица 4.3
Назначение контрактов Забайкальской железной дороги
Назначение контрактов | 1996 кол-во | 1997 кол-во | 1998 кол-во | 1999 кол-во | 2000 кол-во | 2001 кол-во | 1996-2001 | ||
Колво. | % | ||||||||
Кап.ремонт пути и хоз. строительство | 7 | 10 | 5 | 2 | 2 | 4 | 30 | 34 | |
поставка материалов и оборудования | 4 | 7 | 5 | 4 | 1 | 0 | 21 | 24 | |
строительство объектов соцкультбыта | 17 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 23 | 26 | |
79.
Продолжение таблицы 4.3
Назначение контрактов | 1996 кол-во | 1997 кол-во | 1998 кол-во | 1999 кол-во | 2000 кол-во | 2001 кол-во | 1996-2001 | ||
Колво. | % | ||||||||
Погрузочно-разгрузочные работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 7 | |
получение инвалюты | 0 | 0 | 2 | 3 | 2 | 0 | 7 | 8 | |
всего | 29 | 20 | 14 | 12 | 7 | 5 | 87 | 100 | |
Основная часть контрактов заключены с целью ремонта железнодорожного пути и объектов хозяйственного назначения (34% от общего количества), сравнительно много контрактов заключены на строительство объектов соцкультбыта (24% от общего количества), особенно в 1996 году. Количество контрактов на поставку материалов и оборудования варьируется по годам в зависимости от потребностей Забайкальской железной дороги в импортных поставках такого товара. Стабильность в заключении контрактов на осуществление погрузочно-разгрузочных работ (каждый год один контракт) свидетельствует о их экономической эффективности и производственной необходимости.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность Забайкальской железной дороги с учетом специфики железнодорожного транспорта была подчинена решению следующих производственных задач и социальных вопросов:
80.
- частичная реконструкция, капитальный ремонт железнодорожного пути, предоставление необходимого оборудования пограничной станции Забайкальск в целях создания условий для значительного увеличения объема перевозок внешнеторговых грузов;
- строительство в сжатые сроки наиболее важных объектов хозяйственного назначения для предприятий Забайкальской железной дороги;
- приобретение материалов, оборудования и спецодежды для хозяйственных нужд предприятий Забайкальской железной дороги в условиях их дефицита и сложностей взаиморасчетов с российскими партнерами, особенно в 1996-1997 гг.;
- осуществление перегруза импортно-экспортных грузов;
- строительство объектов соцкультбыта для железнодорожников;
- получение иностранной валюты.
Прилагается график распределения контрактов Забайкальской железной дороги по назначению внешнеэкономической деятельности.
Рис. 4.6 График динамики контрактов по направлениям
4.4 Оценка эффективности бартерного контракта Забайкальской железной дороги
Для общей оценки эффективности внешнеэкономических контрактов рассмотрим показатели выполнения одного наиболее характерных из них: бартерного контракта по формуле «товар-товар».
Как известно, важнейший показатель результативности внешнеэкономической деятельности предприятий - это экономический эффект и эффективность. Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности - это отношение результатов к затратам, а экономический эффект - разница между результатами и затратами.
82.
С этой точки зрения рассмотрим экономический эффект выполнения бартерного контракта по формуле «товар-товар» за 1996 год на поставку лома черных металлов в КНР и получить в обмен спецодежду для железнодорожников.
Исходные данные: экспорт - китайской стороне передано 5 625 тонн лома черных металлов по цене 68 $ за 1 тонну, импорт - спецодежда для железнодорожников по цене 45 $ за 1 комплект. Расчет эффективности затрат по данному контракту представлен в таблице 4.4
Таблица 4.4
Расчет затрат на экспорт лома черных металлов
Затраты предприятия | Расчет показателей и единицы измерения | Значение показателей (руб) |
Стоимость лома ч/мет. | 5 625тонн х 130 руб. | 731 250 |
НДС 20% | 146 250 | |
оплата таможенному органу услуг по оформлению товара | 382 500$ х 6.15руб.х 0,3 % | 7 057 |
оплата услуг декларантов за составление таможенной декларации | 231руб.х 20партий вагонов | 4 620 |
оплата услуг ТЭК станции Забайкальск | 67 руб. х 188 вагонов | 12 569 |
оплата сертификации качества товара | 200 руб. х 188 вагонов | 37 600 |
оплата оформления паспорта бартерной сделки | 1 262 |
83.
Продолжение таблицы 4.4
Затраты предприятия | Расчет показателей и единицы измерения | Значение показателей (руб) |
Внутренний железнодорожный тариф | 188 вагонов х 3000 руб. | 564 000 |
тариф в международном сообщении Забайкальск-Маньчжурия | 188 вагонов х 10$х 6,15 руб | 11 562 |
прочие расходы | 5 240 | |
всего: | 1 521 410 |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.