По таблице 1.2 рассмотрим основные показатели импорта Читинской области.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

22.

Таблица 1.2

Импорт Читинской области

Объем товарооборота по экспорту

4 квартал

12 месяцев

  1999 2000 в% к 1999г. 1999 2000 в%к 1999 г
Стоимость (тыс. $): -дальнее зарубежье -ближнее зарубежье 5531,4 4913,7 412,3 4904,9 3997,4 907,5 88,7 81,4 в 2,2р. 24561,9 23045,8 1305,7 20759,7 17853,5 2906,2 54,5 77,5 в 2.2р.
вес (тыс. тони): -зарубежье ближнее -зарубежье дальнее 19,1 17,6 1,5 18,8 17,2 1,6 98,4 97,7 106,7 55,6 51,6 3,9 62,5 57,7 4,8 112,4 111,8 123,1

Импорт области в 2000 г. представлен преимущественно продовольственными товарами (44,8% - от всего стоимостного объема импорта) и машиностроительной продукцией (19,6%), продукцией НХК (S&S), а также черными и цветными металлами (6%). Импорт одежды и обуви составил в импорте области 4,5%..

Основными странами - импортерами стали: Китай, Узбекистан, Великобритания. На бартерной основе поставлялось 52,7% от общего объема импорта продовольствия. Удельный вес в импорте по бартеру - 76%.

Основные торговые партнеры:

Несмотря на то, что география импорта достаточно обширна (товары ввозились из 15 стран), 87,9% от общего объема импорта Читинской области за 2000 г. приходится на пять крупнейших торговых партнеров: Китай - 66,3%, Узбекистан - 7,5%, Великобритания -6,4%, Иран - 4,4% и США - 3,3%.

23.

В товарообменных операциях первое место также принадлежит Китаю -97,9% от объема бартерных сделок.

Доля Читинской области в показателях Сибирского федерального округа представлена в таблице 1.3 следующими цифрами в млн. долларов США:

Таблица 1.3

Доля импорта и экспорта Читинской области

Экспорт, млн. долларов США

Импорт, млн. долларов США

Дальнее зарубежье Страны СНГ Всего В % к итогу Дальнее зарубежье Страны СНГ Всего В % к итогу
103,0 0,6 103,6 0,1 56,1 3,8 59,9 0,2

Представленные в таблицах данные свидетельствуют о том, что на региональные особенности развития внешней торговли, особенно экспорта, существенное влияние оказывают географическое положение субъектов Российской Федерации, наличие запасов природных ресурсов на их территории, развитие перерабытывающих производств и состояние финансово-банковской инфраструктуры.

24.

2 Характеристика внешнеторговых операций.

2.1 Структура и содержание внешнеторгового контракта

После отмены в 1987 г. монополии государства на внешнюю торговлю и начала периода либерализации внешней торговли многие предприятия воспользовались предоставленным правом самостоятельного выхода на внешний рынок как для экспорта своей продукции, так и для проведения импортных операций.

Внешнеэкономическая деятельность - это сфера хозяйственной деятельности предприятий, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции.

Внешнеэкономическая деятельность является важной составной частью всей работы предприятия. Она осуществляется, как правило, на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования. Ее результаты - органическая часть итогов всей хозяйственной деятельности.

В настоящее время внешнеэкономические связи России включают следующие формы: внешняя торговля; совместные предприятия на территории России; международные объединения и организации; консорциумы; подрядное сотрудничество; концессии; лизинг; сотрудничество на компенсационной основе; сотрудничество на условиях раздела продукции; переработка давальческого сырья; привлечение иностранной рабочей силы; научно - техническое сотрудничество - использование преимуществ международного разделения труда в области науки и техники для ускорения научно-технического прогресса ; патентно-лицензионные отношения - патентование отечественных изобретений за границей, продажа и покупка лицензий, оказание услуг типа «инжиниринг»; прибрежная и пограничная торговля; торговля строительными услугами; торговля транспортными услугами; иностранный туризм; прочие формы сотрудничества .

25.

Предметом внешнеторгового контракта могут быть различные отношения: аренда, подрядные работы, купля-продажа и т.д. Несмотря на многообразие форм договоров в ВЭД, в основе их лежит классический договор международной купли-продажи.

В международной коммерческой практике договор купли продажи товаров в материально вещественной форме принято называть контрактом купли продажи.

Внешнеторговый контракт купли-продажи - это согласованный сторонами коммерческий документ, по которому продавец обязан предоставить товар в собственность покупателя, а покупатель обязан принять и оплатить товар.

Непременным условием контракта купли-продажи является переход права собственности на товар от продавца к покупателю.

Все условия контракта можно разделить на три группы:

- коммерческие - качество, количество, условия поставки и платежа, порядок сдачи- приемки, упаковка, маркировка и т.д.

- транспортные - базис поставки, т.е. обязанности сторон по доставке товара от экспортера к импортеру;

- юридические - определяют санкции при невыполнении одной из сторон своих обязательств по контракту.

Структура и содержание внешне торгового контракта носит во многом индивидуальный характер и определяется спецификой предмета контракта, характером взаимоотношений партнеров сделки и т.д.

Обычно во внешне торговый контракт входят следующие разделы:

Преамбула

1) предмет контракта,

2) количество товара,

3) качество товара,

4) срок и дата поставки,

5) базисные условия поставки,

26.

6) цена товара и общая стоимость контракта,

7) условия платежа,

8) упаковка и маркировка контракта,

9) порядок сдачи – приемки,

10) гарантия качества,

11) рекламации,

12) санкции за нарушение условий контракта и возмещение убытков,

13) обстоятельства непреодолимой силы или форсмажорные обстоятельства

14) страхование,

15) арбитраж,

16) прочие условия

Преамбула.

Тексту контракта обычно предшествует преамбула, в которой даются полные юридические адреса сторон, как они зарегистрированы в торговых реестрах своих стран.

Контракту присваивается регистрационный номер. В левом верхнем углу обозначается место, а в правом дата его подписания.

Контракт № 156 / 85321443 / 014 г.Пекин 15.02.1999

156 - код страны в соответствии с общим классификатором стран мира.

85321443 - код предприятия по общему классификатору предприятий и организаций.

014 - порядковый номер документа на предприятии.

В преамбуле всегда сначала называется продавец, а потом покупатель.

ВО «Экспортлес», г. Москва, именуемое в дальнейшем Продавец, с одной стороны, и фирма «Таки», г. Каир, именуемое в дальнейшем Покупатель, с другой стороны, заключили настоящий контракт о нижеследующем:

Предмет контракта.

27.

В данном разделе в краткой форме определяется вид внешнеторговой сделки, указывается номенклатура товара, его характеристика и ассортимент. При поставках неоднородного товара указываются его сорта, модели и марки. Если ассортимент довольно широк, то его виды перечисляются в спецификации, прилагаемой к контракту. Если предметом сделки является сложное оборудование, то его подробное описание дается в специальных разделах, именуемых "Технические условия" или "Техническая характеристика", которые могут оформляться как приложения, являющиеся неотъемлемой частью данного контракта.

На практике данный раздел часто включает базисные условия поставки и количество.

Количество товара.

При определении количества товара в контракте устанавливается единица измерения количества, порядок его установления, система мер и весов.

Количество товара в контракте может быть выражено мерой веса, объема, длины, площади или в штуках. Выбор единицы измерения зависит как от самого товара, так и от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром.

Количество товара, подлежащее поставке, может быть определенно твердо фиксированной цифрой, либо в определенных пределах. В контрактах на массовые сырьевые и продовольственные товары, поставляемые насыпью, наливом или навалом обозначение количества обычно дополняется оговоркой, допускающей отклонение фактически поставляемого продавцом количества товара от количества, оговоренного в контракте. Называется оговорка "около". Например, количество товара около 20 тонн, -20 тонн > < на 3%, -20 тонн + - 5%.

Данная оговорка применяется обычно при морском способе перевозки грузов. При этом стороны учитывают, что может быть затруднительным фрахт судна необходимого тоннажа и поставка в точности предусмотренного в

28.

контракте количества. Оговорка «около» дает возможность продавцу наиболее полно использовать грузовместимость судна и не оплачивать так называемый «мертвый фрахт», то есть фрахт за неиспользованное пространство судна.

Оплата товара осуществляется по фактически выгруженному весу. В контракте обычно оговаривается цена за сверхнормативную поставку, которая обычно ниже цены начальной.

Установление системы мер весов в контракте необходимо потому, что некоторые страны используют отличные от общепринятых системы мер и весов.

Большинство стран использует метрическую систему мер и весов (Западная Европа, Америка, Африка), но наряду с этим они используют свои национальные системы мер и весов. Так называемая англо-немецкая система мер и весов (короткая тонна 907,2 кг и длинная тонна 1016 кг).

Если количество товара определяется кипой, мешками, то обязательно указать количество товара, содержащееся в одной единице измерения.

В данном параграфе обязательно указать включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают 4 вида веса: брутто - вес товара вместе с внешней и внутренней упаковкой. Полубрутто - вес товара вместе с внутренней упаковкой. Нетто — чистый вес товара. Брутто за нетто - это вес товара с тарой, когда стоимость тары приравнивается к стоимости товара (в тех случаях, когда вес тары = 1-2% от стоимости товара и когда цена тары мало отличается от цены такой же весовой единицы товара).

Качество товара.

Качество товара может устанавливаться различными способами в зависимости от характера товара, от международной практики торговли данным товаром и других условиях. По стандарту предполагается поставка товара по качеству, точно соответствующему определенному стандарту. В зарубежных странах стандарты разрабатываются правительственными организациями

29.

(национальные стандарты), также могут разрабатываться союзами предприятий, ассоциациями и т.д. Достаточно сослаться на стандарт. В этом случае необходимо указать номер стандарта, год его разработки и кем разработан.

По техническим условиям. Применяется в том случае, если на товар отсутствуют стандарты, либо по особым условиям производства и эксплуатации необходимо установление специальных требований к качеству товара.

По спецификации, указанной в контракте. Спецификация - это документ, в котором в подробной форме отражены все необходимые характеристики товара. Спецификация может составляться импортерами, экспортерами, либо различными ассоциациями.

По образцу. Предполагает установление качество товара в контракте в соответствии с определенным образцом, согласованным и подписанным сторонами и являющимся эталоном. В контракт обязательно вносят оговорку относительно количества отобранных образцов и порядка сличения поставленного товара с образцом. Хранятся данные образцы - один у экспортера, импортера и независимой организации. Предусматривается срок, в течение которого образец должен храниться с момента поставки последней партии товара.

По предварительному осмотру. Данный способ в контракте обозначается словами "осмотрено - одобрено". При данном способе предоставляется право осмотреть всю партию товара на месте у продавца. Продавец гарантирует качество таким, каким его осмотрел и одобрил покупатель. В данном случае продавец за качество фактически поставленного товара не отвечает, если только в товаре не было скрытых дефектов, (на аукционе)

По содержанию отдельных веществ в товаре. Предполагается установление в контракте в % максимально допустимого содержания вредных веществ или примесей и минимально допустимое содержание полезных веществ, (в контрактах на металлы, руды, химические соединения)

30.

По выходу готового продукта. Устанавливаются показатели, определяющие количество конечного продукта, который должен быть получен из сырья, (сахара-рафинада из сырца, масла из семян, пряжи из шерсти)

По справедливому среднему качеству. Применяется при покупке зерновых, цитрусовых на корню (покупка будущего урожая). Делается указание, что качество товара должно соответствовать справедливому среднему качеству зерна в определенный период и в установленном месте отгрузки.

"Тель - кель". Товар такой, какой он есть. В этом случае продавец не несет ответственности за качество поставляемого товара.

Кроме данных основных методов может использоваться такие показатели, как размер отдельных частей товара (уголь, зерновые), показатель окраски товара (хлопок, каучук, сахар). Качество иногда может фиксироваться двумя или более способами.

Срок и дата поставки.

Срок поставки согласовывается сторонами и предусматривает временный период, в течение которого продавец обязан передать товара покупателю. Если товар отгружается несколькими партиями, то указываются промежуточные сроки поставки.

Срок поставки может быть зафиксирован:

- обозначением даты, ограничивающей срок поставки;

- обозначением периода, в течение которого осуществляется поставка (декада, квартал, месяц);

- применение общепринятых в международной торговле терминов: немедленная поставка (в течение 14 дней с момента подписания контракта), на первую открытую воду, по открытии перевала в горах, по зимнику;

- путем указания числа дней, недель или месяцев, счет которым начинается с момента совершения одной из сторон предусмотренных в контракте обязательств.

31.

В контракте может быть предусмотрено право продавца поставит товар досрочно. Если данное право не оговорено, досрочная поставка возможна только с согласия покупателя.

Дата поставки в контракте обычно заранее не оговаривается, потому что предусматривается, что такая дата будет иметь место в пределах оговоренного срока поставки. Дата фактической поставки служит основанием выставления счета покупателю. Датой поставки считается дата транспортного документа. Также датой поставки может служить:

- дата складского свидетельства при передаче товара на склад за счет и риск покупателя;

- дата подписания приемо-сдаточного акта комиссией заказчика и поставщика при поставках сложного оборудования.

Базисные условия поставки.

Базисными условиями в контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара от продавца к покупателю. Таким образом, базисные условия определяют кто несет расходы по транспортировке товара от экспортера к импортеру.

Расходы по доставке товара.

Расходы в стране экспортера:

а) расходы по подготовке товара к отгрузке;

б) оплата погрузки товара на перевозочное средство внутреннего перевозчика;

в) оплата перевозки товара от пункта отправления до основного перевозочного средства;

г) оплата расходов по погрузке товара на основное перевозочное средство в пункте экспорта;

32.

д) оплата экспортных таможенных формальностей;

Расходы от границы экспортера до границы импортера:

е) оплата стоимости транспортировки международным транспортом;

ж) страхование груза в пути;

з) расходы по хранению груза в пути и перегрузке;

Расходы в стране импортера:

и) расходы по выгрузке товара в пункте назначения;

к) расходы по доставке товара к покупателю;

л) импортные таможенные формальности.

Те расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Эти условия называются базисными, так как они определяют базис цены и оказывают влияние на уровень контрактной цены.

Во избежании противоречий и расхождений между контрактами в толковании базисных условий и вытекающих них обязательств сторон, в 1936 году Международная торговая палата взяла на себя обязательство по разработке единого подхода к толкованию международных коммерческих терминов. Сборник Инкотермс.

В настоящее время пользуемся Инкотермс - 90. Данный сборник содержит 13 базисных условий, которые разделены на 4 группы:

Группа Е - говорит о факте отгрузки (обязанности продавца минимальные). Группа F — означает, что продавец обязан передать товар определенному перевозчику за счет покупателя. Группа С - означает, что продавец обязуется заключить договор перевозки и оплатить основную провозную плату. Группа D - ответственность продавца максимальная. Означает, что продавец несет все расходы и принимает на себя все риски да момента доставки товара в пункт конечного назначения. Система Икотермс-90.

Существуют общие при всех базисных условиях обязанности сторон в процессе исполнения внешнеторгового контракта

33.

Обязанности продавца:

1) поставить товар в соответствии с условиями контракта в указанный в контракте пункт назначения;

2) обеспечить соответствующую упаковку товара;

3) предоставить покупателю документ, удостоверяющий поставку товара на согласованных условиях;

4) оплатить экспортные таможенные формальности (есть два исключения: EXW и FAS);

5) нести все риски до момента предоставления в распоряжение покупателя в месте с установленным базисным условием;

6) по просьбе покупателя и за его счет предоставить свидетельство о происхождении товара и другие документы.

Обязанности покупателя:

1) принять товара в месте и в срок, обозначенный в контракте;

2) нести все расходы и риски, которым может подвергаться товар с даты истечения срока поставки в связи с несвоевременным принятием товара;

3) оплатить все расходы и сборы при получении документов, выдаваемых в стране отправления товара или происхождения товара;

4) оплата импортных таможенных формальностей (кроме 2 исключений: DEQ и DDP).

Ex works - с завода. При данном условии продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар был предоставлен им в распоряжение покупателя в помещении продавца.

FCA - франке перевозчик. Термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке если товар, прошедший экспортную отчистку был им передан в распоряжение перевозчика в указанном покупателем месте. FCA = EXW + экспортные формальности + доставка до внутреннего перевозчика.

34.

FAS - свободно вдоль борта судна. Термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар был размещен вдоль борта судна в порту отгрузки. Экспортную отчистку производит покупатель.

FOB - свободно на борту судна. Продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар перешёл через бортовое ограждение судна в порту отправления. FOB = FAS + экспортные формальности + погрузка на борт судна.

CFR - стоимость и фрахт. Термин означает, что продавец должен оплатить расходы по фрахту судна до порта назначения. Риск утраты, гибели или повреждения товара переходят с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. CFR = FOB + фрахт.

C1F - стоимость, страхование и фрахт. CIF = CFR + страхование.

СРТ - основная перевозка оплачена до. По обязанностям равен CFR. Отличие только в способе транспортировки.

С1Р - перевозка, страхование оплачено до. По обязанностям равен CIF. Отличие только в способе транспортировки.

DAF - поставка до границы. Означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар был предоставлен в распоряжение покупателя после экспортной отчистки в указанном пункте на границе, но до таможенного контроля страны импортера.

DES - поставка с судна. Означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар был предоставлен в распоряжение покупателя на борту судна в указанном порте назначения до прохождения импортной отчистки. DES = CFR + риск в пути.

DEQ - поставка с пристани. DEQ = DES + выгрузка на причал + импортные формальности.

 

35.

DDU - поставка без оплаты таможенной пошлины. Продавец считается выполнившим свои обязательства, если товар предоставляется в распоряжение покупателя в указанном пункте в стране импортера.

DDP - поставка с оплатой таможенной пошлины. DDP = DDU + импортные формальности.

Цена товара и общая сумма контракта.

При установлении цены товара в контракте определяется:

1) единица измерения,

2) базис цены,

3) валюта цены,

4) способ фиксации,

5) уровень цен,

Определение единицы измерения: выбор единицы измерения, за которую устанавливается цена, зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле товаром на мировом рынке, цена может быть установлена:

- за определенное количество единиц, за определенное число этих единиц;

- за определенную весовую единицу.

Базис цены определяется базисными условиями поставки товара. Базис цены устанавливает, входит ли в цену товара транспортные, складские, страховые и другие расходы по доставке товара от продавца к покупателю.

Валюта цены может быть выражена в валюте экспортера, импортера или 3-ей страны. При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле данными товарами. Экспортер стремится зафиксировать цену в более устойчивой валюте, а импортер заинтересован, чтобы цена была в валюте более подверженной обесценению.

 

36.

Цена в контракте может быть зафиксирована в момент его заключения, на протяжении срока действия и к моменту его исполнения. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен:

- твердая - устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение его срока действия;

- подвижная - также фиксируется в момент подписания контракта, но может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена товара существенно изменяется к моменту его поставки.

При установлении подвижной цены, в контракте обязательно должен быть указан источник, по которому следует судить об изменении рыночной цены. Подвижная цена чаще всего устанавливается на промышленные, сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.

Скользящая - это цена, которая исчисляется в момент исполнения контракта, путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происходящих в период исполнения контракта. В настоящее время используется метод расчета скользящей цены предложенный Европейской экономической комиссией ООН

Р l= (PO/100)*(a+b*(M I /MO)+c(S I/SO), (2.1)

где PI - окончательная цена по счету;

РО - базисная (договорная) цена;

М 1 - цена материалов в момент исполнения контракта;

МО - цена материалов в момент подписания контракта;

Sl - стоимость рабочей силы в момент исполнения контракта;

SO - стоимость рабочей силы в момент подписания контракта;

a, b и с - выражают процентное соотношение отдельных элементов в цене товаров.

а+Ь+с=100%, (2.2)

где а - постоянная часть расходов;

b - доля расходов на материалы;

37.

с - доля расходов на рабочую силу.

Цена, фиксируемая в процессе исполнения контракта - при подписании контракта цена не фиксируется, а согласовываются лишь способы определения и источники цены в назначенные договорные сроки, обычно на дату поставки. В качестве источников цен может быть использована биржевая котировка, либо цены, публикуемые в различных справочниках, отраслевых журналах и т.д. Эта цена обычно применяется при закупках на корню кофе, хлопка, зерновых и других сельскохозяйственных культур.

Определение уровня цен - при определении цены обычно ориентируются на два вида цен:

- публикуемые;

- расчетные.

Публикуемые цены - это цены, сообщаемые специальными и фирменными источниками информации, они отражают мировой уровень цен. Под мировой ценой понимается цена, по которой проводятся крупные коммерческие реальные экспортные и импортные операции с поставкой в СКВ. Мировые цены - это экспортные цены поставщиков какого - либо товара, либо импортные цены в важнейших центрах потребления этого товара.

Разновидности публикуемых цен:

1) справочные - это цены, публикуемые в различных изданиях (газетах, журналах и т.д.). Справочные цены в большинстве случаев предлагают базисные цены, т.е. цены товара определенного качества и количества, определенной спецификации, химического состава и т.д. в определенном пункте;

2) биржевые котировки - отражают фактический уровень цен;

3) цена аукционов (пушнина, цветы и т.д.);

4) средние экспортные и импортные цены - исчисляются на основе данных статистическим путем;

38.

5) цены фактических сделок - как правило, регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически по отдельным товарам;

6) цены предложений крупных производителей или фирм - имеют характер справочных, так как первоначальные цены в результате торга при заключении сделок обычно снижаются.

Расчетные цены применяются в контрактах на нестандартное оборудование. Различия у такого оборудования может быть в отношении конструкции, эксплуатационных свойств, характера исполнения, качества и т.д. поэтому цены на специальное оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиками для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих требований данного заказа.

Публикуемые цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто существует отклонение от фактически существующих цен, вследствие применения специальных скидок. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем, от коньюктуры рынка в момент заключения сделки. В настоящее время в практике международной торговли применяются более 20-ти различных видов скидок:

1) общая (простая) обычно 20-30%. Одной из разновидностей является SCONTO-скидка т.е. по условиям платежа;

2) скидка за оборот (бонусная скидка) - предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного периода;

3) дилерская скидка - предоставляется предприятиями производителями своим постоянным дилерам, в том числе и зарубежным (до 15-20 %);

4) специальные скидки - предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особенно заинтересованы продавцы.

39.

5) сезонные скидки - предоставляются за покупку товара вне сезона (до 15%);

6) экспортные скидки - предоставляются при продажи товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для потребителей внутри своей страны цель этих скидок увеличить конкурентоспособность товаров;

7) скрытые скидки - в виде льготных или без процентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг и т.д.;

8) скидки за возврат ранее купленного товара (до 20-30 %), применяются при продажи автомобилей, электрического оборудования;

9) скидка при продажи подержанного оборудования (до 50%).

Условия платежа.

Этот пункт содержит согласованные сторонами сроки, валюту и способ платежа, а также форму расчетов и валютные оговорки.

Валюта платежа - это валюта в которой производятся расчеты между партнерами по контракту. Валюта платежа может не совпадать с валютой цены контракта. В этом случае указывается курс, по которому валюта цены будет переведена в валюту платежа. Обычно данный перевод осуществляется по курсу действующем в той стране, в которой производится платеж.

Способы платежа.

Наличный - производится через банк до или против передачи экспортером документов. На практике данный платеж осуществляется в течении 30 дней после передачи продавцом товарных документов в свой банк, т.е. в течении периода времени, необходимого для обработки контрагентами и их банками платежных документов. Платеж наличными может осуществляться единовременно или по частям в течении одного календарного месяца.

Авансовый - предусматривает выплату покупателем продавец части согласованной в контракте цены товара до его передачи покупателю (обычно 5-10

40.

%). Авансовый платеж является формой кредитования экспортера для выполнения заказа, а также средством обеспечения выполнения экспортером своих обязательств по контракту. Аванс может быть как в товарной, так и в денежной форме. Аванс в товарной форме путем предоставления импортером экспортеру определенного сырья или комплектующих, сумма аванса засчитывается при окончательных расчетах. На данную сумму начисляется процент в пользу импортера со дня выдачи до момента поставки товара.

Платежи в кредит - предусматривают расчеты по истечении определенного периода после поставки товара на основе фирменного кредита, предоставляется экспортером импортеру. Также могут предоставлять как в товарной, так и в денежной форме, выдача кредита в товарной форме предполагает отсрочку или рассрочку платежа и носит кратковременный характер (не более 3-4 месяцев). При выдачи кредита денежной форме в контракте подробно оговариваются его условия, размер, проценты, срок погашения. По срокам международные кредиты делятся на:

- краткосрочные (до года);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет);

- комбинированный - сочетает все виды платежа.

Формы расчетов - основное место в международной торговли занимает аккредитивная и инкассовая формы расчетов. Помимо этого существует чековая форма, банковский перевод и т.д.,банк импортера открывает в банке экспортера аккредитив, извещение об открытии аккредитива, экспортер передает товар перевозчику, экспортер получает пакет документов, экспортер передает полученные документы в банк, банк экспортера зачисляет сумму аккредитива на счет экспортера; банк экспортера передает транспортные документы в банк импортера; банк импортера передает документы импортеру; импортер возмещает сумму аккредитива банку импортера.

41.

Банк импортера возмещает сумму аккредитива банку экспортера. Виды аккредитива:

1) отзывные и безотзывный;

2) делимый и неделимый;

3) подтвержденный и неподтвержденный Преимущества аккредитива.

Для экспортера заключается в гарантии оплаты отгруженного товара банком, открывающим аккредитив.

Для импортера: платеж будет произведен в пользу экспортера только предъявления последним товарных документов, удостоверяющих отгрузку товаров.

Инкассовая форма - предполагает передачу экспортером своему банку поручения на получение от импортера определенной суммы платежа против предъявления ему соответствующих товарных документов.

Инкассовая форма расчета удобна экспортеру так как дает ему гарантию в том, что товар не перейдет в распоряжения покупателя до тех пор пока им не будет произведена его оплата, но существуют и недостатки для экспортера:

1) отсрочка получения платежа экспортером;

2) импортер может отказаться от оплаты или оказаться неплатежеспособным к моменту получения банком импортера товарных документов.

Расчеты по открытому счету предполагают предоставление экспортером импортеру товаросопроводительных документов минуя банк и зачисление причитающихся экспортеру сумм платежа на открытый счет в сроки установленные по соглашению сторон. Данная форма расчета применяется между фирмами, состоящие в длительных отношениях и осуществляющих поставки систематически.

42.

Телеграфные и почтовые переводы, предполагав передачу перевододателем распоряжения банку перевести определенную сумму платежа в пользу переводополучателя. Эта форма расчета применяется, когда предоставление валюты в распоряжение переводополучателя не связано с какими - либо условиями. Чаще всего используется при уплате долгов по займам и кредитам, при уплате аванса.

Чековая форма - осуществляется путем выдачи чекодателем распоряжения своему банку произвести из имеющихся средств чекодателя выплаты определенной суммы чекодержателю или перечисление этой суммы на его счет. Чек может передаваться другим лицам путем внесения в него передаточной надписи.

Вексельная форма - осуществляется путем использования простого либо переводного векселя. Простой вексель - это обязательство одного лица (векселедателя) произвести оплату другому лицу (векселедержателю) определенной суммы в назначенный срок в установленном месте. В международной торговле чаще применяется переводной вексель (тратта). Тратта - это обязательство одного лица (трассанта) уплатить определенную сумму в назначенный срок третьему лицу (ремитенту). Трассант является одновременно кредитором по отношению к трассату и должником по отношению к ремитенту. Выдача переводного векселя имеет целью урегулирование обоих долговых требований.

Упаковка и маркировка.

В международной торговле упаковка и маркировка товаров выполняют различные функции: рекламную, сохранности товара при транспортировке и перегрузке, оптимальной заполненности транспортного средства,

43.

информационную и другие. В разделе упаковка указывается вид и характеристика упаковки, ее качество размер и способ оплаты.

Вид зависит от товара. Существует два вида: внешняя и. внутренняя Требования к упаковке:

Общие - диктуются необходимостью обеспечения сохранности груза во время транспортировки и определяются базисными условиями поставки.

Специальные - они обычно выдвигаются импортерами. Причины этого могут быть следующие:

Наличие специальной расшифровки для сбыта потребителям

Необходимость ограничения веса и габарита отдельных мест в связи с имеющимися у покупателей приемно-транспортными средствами.

Необходимость длительного хранения на открытой площадке

В собствен ость покупателя вместе с товаром предается не только внутренняя, но и внешняя упаковка. Покупатель обязан оплатить стоимость тары. Маркировка: существует два вида.

Товарная - представляет собой товаросопроводительную информацию включает следующие реквизиты:

- страна и пункт назначения;

- номер контракта;

- номер места;

- вес нетто и брутто;

- размер ящика;

- отправитель и получатель;

- номер ящика (пишется в виде дроби).

В каждый ящик вкладывается упаковочный лист с указанием номенклатуры и количества деталей и узлов. При этом вся техническая документация на весь комплект оборудования вкладывается в первый ящик.

44.

Специальная - является указанием для транспортной фирмы по обращению с грузом и используется для предупреждения об опасности которая может возникнуть при неправильном обращении с грузом.

Кроме обязательной маркировки на товары потребительского назначения, может наносится и рекламная маркировка.

Вся маркировка наносится на двух языках (якутском и испанском прим. не автора) и наносится на ящик с трех сторон.

В контракте оговаривается, что продавец обязан возместить убытки, возникшие вследствие ненадлежащей упаковки и маркировки товара.

Сдача приемка товара.

Под сдачей - приемкой понимается передача товара продавцом покупателю в соответствии с условиями контракта с учетом, что покупатель должен своевременно подготовиться к приемки товара, в контракте предусматривается обязанность продавца уведомить покупателя об готовности к отгрузке и самой отгрузке. Передача производится за счет продавца. В расходы сдачи включаются:

- стоимость взвешивания;

- подсчета;

- упаковки;

- маркировки и т.д.

Под приемкой понимается проверка соответствия качества, количества и комплектности условиям, указанным в контракте.

В контракте указывается порядок сдачи - приемки:

- вид, место, срок, способ проверки качества;

- способ приемки товара по качеству;

- кем осуществляется сдача - приемка и т.д.

Виды сдачи – приемки.

45.

Предварительная - имеет целью осмотр товара на предприятии продавца для установления соответствия его количества и качества условиям договора, а также для установления правильности упаковки и маркировки. В результате предварительной приемки покупатель может забраковать товар, в случае обнаружения дефектов или потребовать их устранения.

Окончательная - устанавливает фактическое исполнение контракта. Место фактической сдачи - приемки определяется в соответствии с базисными условиями поставки и может быть выбрано как в стране продавца так и в стране покупателя.

Сдача - приемка по количеству и качеству обычно проводится в разные сроки: по количеству сразу по прибытии груза, а по качеству в течении более длительного срока.

В контракте устанавливается на основании каких документов будет проводится приемка по качеству и количеству. По количеству она проводится согласно договора, спецификации транспортной накладной, упаковочному листу. По качеству - согласно сертификата качества и способа проверки, определенном в контракте. Для установления фактического соответствия количества товара проводится его пересчет или взвешивание.

Приемка товара по качеству может осуществляя путем анализа, сличения с образцом, испытаний. В международной практике используется два метода проверки качества: выборочный и сплошной.

При выборочном методе в контракте устанавливается доля или количество единиц, подлежащих проверке. Если покупатель готов принять товар более низкого качества, то продавец предоставляет ему скидку с цены, которая называется рефакция (надбавка за лучшее качество бонифакция).

В контракте оговаривается кто будет производить сачу приемку товара.

Гарантии.

46.

Контракт на машины и оборудование обычно содержит условия, по которым продавец принимает ответственность за качество товара в течении определенного гарантийного срока. В этом параграфе определяется: - объем предоставляемых продавцом гарантий - гарантийный срок

Обязанности продавца в случае обнаружения дефектности товара или несоответствия его контракту.

Срок гарантии может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Если в течении гарантийного срока оборудование окажется дефектным или будет не соответствовать условиям контракта, то покупатель имеет право предъявить претензии продавцу по качеству. В данном параграфе обычно перечисляются все случаи на которые гарантия не распространяется. В частности

гарантия не распространяется на:

- быстро изнашиваемые и запасные части;

- на естественный износ оборудования;

- на ущерб, нанесенный вследствие неправильного или небрежного хранения и обслуживания, чрезмерной нагрузки на оборудование, неверного монтажа.

Если устранения дефектов производится по согласованию сторон силами покупателя, то продавец обязан оплатить связанные с этим расходы.

Рекламации.

Это претензии, предъявляемые покупателем продавцу в связи с несоответствием количества и качества предоставленного товара условиям контракта.

Стороны в контракте устанавливают порядок и сроки предъявления рекламации, права и обязанности сторон, а также способы устранения и урегулирование рекламации. Все рекламации предъявляются в письменной

47.

форме. В рекламации должны быть указаны количество и вид несоответствия товара и конкретной претензии покупателя.

Рекламация посылается заказным письмом с приложением всех доказательных документов: актов экспертиз, сертификатов качества и т.п. Сроки предъявления рекламации:- по количеству в течении 30 - 60 с момента поставки , по качеству в течении гарантийного периода + 30 дней.

Не предъявление рекламации в установленные сроки лишает покупателя права обратится в арбитраж.

Способы урегулирования рекламации:

- устранение дефектов поставщиком за его счет;

- исправление дефектов покупателем за счет продавца;

- частичная замена или возврат партии;

- уценка товара.

Штрафные санкции.

Для повышения ответственности сторон на случай нарушения одной из них условий контракта в нем с взаимного согласия сторон предусматривается применение различного рода санкций в виде пени, неустойки, штрафа, уплачиваемых за нарушение контракта в отношении сроков поставки, качества товара, условий платежа и т.д. Наиболее распространенный вид санкции является неустойка - это конвенциональный штраф за опоздание в поставке товара. Размер неустойки увеличивается по мере увеличения сроков поставки.

Общим правилом для всех штрафных санкции является то, что штрафные санкции должны способствовать выполнению контракта, а не носить разорительный характер, т.е. штрафные санкции не должны быть способом получения прибыли за счет ошибок партнера.

Иногда в связи со спецификой производства нарушение срока поставки может вызвать большие убытки импортера, которые не всегда компенсируются

48.

штрафами. В таких случаях в контракте допускается оговорка об упущенной выгоде. В контрактах предусмотрен и размер убытков, при превышении которых покупатели могут и расторгнуть контракт.

Ужесточение штрафных санкций ведет к увеличению цен экспортеров, к неустойчивости в переговорах и к снижению эффективности экспортно-импортных операций.

Также в контракте оговариваются санкции за нарушение импортером таких условий как срок открытия аккредитива, выезд специалиста.

Страхование. Данный параграф включает:

- объект страхования;

- перечень рисков;

- определение страхователя;

- в чью пользу застрахован товар.

При международных торговых сделках товары обычно страхуются от рисков повреждения или утраты при транспортировки. Обязанности экспортера и импортера по страхованию определяются базисными условиями поставки.

Базисные условия поставки определяют кто оплачивает расходы по страхованию, но несет их в конечном счете импортер, так как при оплате экспортером эти расходы включаются в цену товара.

Договор со страховой компанией заключенный страхователем в пользу покупателя - импортера или конечного получателя товара.

В России международное страхование обычно осуществляется через страховую компанию АО «Ингосстрах». Страхование грузов может быть произведено на следующих условиях:

1) с ответственностью за все риски;

2) с ответственностью за частичную аварию;

3) без ответственности за повреждения кроме случаев крушения.

49.

Условия контракта обычно включают обязательства экспортера предоставить импортеру страховой полис и сертификат в комплекте документов, предъявляемых для оплаты поставляемого товара.

Форс - мажор (обстоятельства не преодолимой силы).

На ход выполнения контракта могут оказать влияние обстоятельства, наступление которых при заключении контракта предугадать невозможно, так как они возникают вследствие непредвиденных событий чрезвычайного характера. Форс -мажорные обстоятельства могут быть длительного характера:

- политические действия;

- мероприятия правительственных органов (войны, блокады, эмбарго) и кратковременного характера;

- стихийные бедствия.

При трактовке форс - мажорных обстоятельств экспортер стремится их расширить, включая в них такие обстоятельства как авария на производстве, недостача материалов или электроэнергии, забастовки и т.д.

Сторона контракта для которой возник форс - мажор должна немедленно проинформировать об этом контрагента и предоставить соответствующие документы (обычно это справка национальной торговой палаты).

При наступлении форс - мажора срок действия контракта отодвигается на весь период его действия и ликвидации последствий.

Форс - мажорные обстоятельства могут быть очень длительными и исполнение контракта в этом случае будет просто бессмысленным, поэтому в контракте определяются предельные сроки, после которых контракт аннулируется.

Длительность сроков определяется с учетом характера товара, способов продажи, торговых обычаев. Для скоропортящихся товаров - до 30 дней, а для оборудования - 3-6 месяцев. При этом не одна из сторон не имеет права требовать

50.

возмещения убытков. Исключение составляют случаи возмещения авансов, выплаченных импортером.

Арбитраж.

В этом параграфе устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами, но не могут быть урегулированы мирным путем. Стороны могут передавать дело в арбитраж своих или третьих стран. При обращении в арбитраж покупатель не имеет право прекращать платежи или отказывайся от партии товара. Решение арбитража обязательно для обеих сторон. В РФ существует два международных арбитража:

1) международный коммерческий арбитражный суд;

2) морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате России.

Транспортные условия включают:

1) наименование порта погрузки, выгрузки или перевалки груза;

2) распределение расходов по погрузке и выгрузке между сторонами;

3) порядок информации о приходе судна в порт и готовности судна к выполнению грузовых операций;

4) нормы погрузки и выгрузки и порядок определения сталийного времени - это максимальный период, в течении которого судно может стоять под погрузкой, не оплачивая ничего кроме обусловленного фрахта;

5) условия назначения стивидоров и агентов. Стивидоры - назначаемые фрахтователям лица, которые отвечают за правильность укладки, размещения груза в трюме судна;

6) ставки, условия и порядок уплаты перевозчику демириджа и диспача Демиридж - заранее обусловленная компенсация, которую получает перевозчик или судовладелец за превышение сталийного времени.

Диспач - вознаграждение от судовладельца за досрочную обработку груза.

51.

Прочие условия контракта включают:

1) ни одна из сторон не имеет права передавать свои права и обязанности по контракту третьим лицам без письменного согласия контрагента;

2) после подписания настоящего контракта все при ведущие переговоры и переписка теряют силу;

3) изменения и дополнения настоящего контракта действительны лишь в том случае, если они зафиксированы в письменной форме и подписаны обеими сторонами;

4) все налоги, пошлины и сборы на территории продавца уплачиваются продавцом, а на территории покупателя импортером (существуют исключения);

5) все приложения, упомянутые в контракте являются его неотъемлемой частью;

6) покупатель не вправе реэкспортировать без согласия продавца.

Контракт составляется в письменной форме на двух языках, каждый из которых имеет юридическую силу.

В конце контракта указываются юридические адреса сторон: слева - экспортера, справа - импортера. Контракт подписывается лицами имеющими на это официальные полномочия.

Внешнеторговые операции - комплекс методов, форм и средств по обмену товарами и услугами между странами, базирующийся на исторически сложившемся международном разделении труда и всеобщей интернационализации внутрихозяйственной жизни.

Формы и методы внешнеторговых операций отличаются большим разнообразием. Для его представления целесообразно рассмотреть эти операции под разными углами зрения. Дело в том, что одна и та же внешнеторговая операция может быть рассмотрена по одной классификации — как экспортная операция, по другой - как торговля машинами и оборудованием, а по третьей - как

52.

торговля через посредника-комиссионера.

Весь комплекс внешнеторговых операций может быть сгруппирован по пяти критериям классификации.

Направления торговли:

- экспорт;

- импорт;

- реэкспорт;

- реимпорт.

Виды товаров и услуг:

- сырьевые товары;

- продовольственные товары;

- потребительские товары;

- машинотехническая продукция;

- научно-техническая продукция;

Услуги:

- туристические;

- нжиниринговые;

- на условиях подряда;

Степени готовности товара:

- готовая продукция;

- разрозненное оборудование;

- комплектное оборудование.

Формы торговли:

- бартерные операции;

- встречные закупки;

- компенсационные сделки;

- давальческая схема;

- выкуп устаревшей продукции;

53.

- промышленное сотрудничество.

2.2 Этапы и тактика переговоров по заключению внешнеторгового контракта

Заключение внешнеторгового контракта достигается путем переговоров с контрагентом и включает в себя следующие этапы:

- подготовку;

- проведение переговоров;

- анализ результатов и выполнение достигнутых договоренностей.

Успех переговоров предопределяет предварительная подготовка.

Программа подготовки к деловому общению включает:

- анализ проблем и диагноз ситуации;

- формулирование целей, задач и позиции при деловом общении;

- определение возможных вариантов решения;

- подготовку предложений и аргументации в пользу этих предложений;

- составление проектов и необходимых документов.

Сам процесс переговоров с контрагентом можно разделить на три этапа:

- взаимное уточнение интересов, точек зрения, позиций;

- обсуждение, дискуссия, предоставление аргументов и обоснование своих предложений;

- согласование позиций и выработка договоренностей.

Решающим в заключении контракта является успех или неудача в проведении переговоров, в связи с чем кратко остановимся на тактике делового общения во время переговоров.

Переговоры могут быть разделены во времени, достижению договоренностей может предшествовать ряд встреч, ряд самостоятельных переговоров.

54.

Взаимное уточнение позиций и интересов - крайне важный этап, позволяющий снять многие трудности и недоразумения и значительно приближающий достижение договоренности. В любых случаях необходима выработка общего языка - общего круга понятий, включая и одинаковое понимание основных терминов. Очень часто люди говорят об одних и тех же вещах, но разными словами, и это порождает взаимное непонимание и противоречия там, где их не должно было быть. Проблема общего языка особенно усложняется, если переговоры ведутся на различных языках. Важно не только хорошее знание языка, но и правильный выбор и подготовка переводчика, владеющего одинаково хорошо и иностранным, и родным языком, обладающего высокой языковой культурой и умением ощутить языковые нюансы, нечеткое понимание которых может привести к серьезным недоразумениям.

В начале любых переговоров полезен обмен меморандумами, содержащими четкое изложение позиций стороны, с которыми она выступает на данных переговорах.

Обмен меморандумами такого типа полезен и по завершении отдельных стадий переговоров, когда партнеры формируют свое понимание результатов, полученных на завершенной стадии, возникших трудностей, перспектив их разрешения.

На стадии обсуждения стороны стремятся к максимально возможной реализации своих целей. При этом возможны трудности; переговоры могут зайти в тупик. Развязка противоречий может быть облегчена при неформальном общении и взаимных консультациях, которые не носят официального характера.

На стадии согласования эффективным оказывается согласование общих принципиальных вопросов, а затем уже обсуждение деталей. Это психологически облегчает принятие согласованных решений.

В зависимости от целей и концепций деловых партнеров, как выше уже отмечалось, возможны партнерские и конфронтационные подходы к деловому

55.

общению: поиск взаимовыгодных решений или стремление во что бы то ни стало добиться преимущества. В том и другом вариантах применяются различные тактические приемы: они в немалой степени сводятся к тому, насколько четко и точно определяется позиция стороны и на какие стороны позиций обеих сторон сделан акцент.

Открытие позиции предполагает. Что сторона четко формулирует свои задачи и интересы, дает партнеру точную и надежную информацию о своем подходе к делу.

Закрытая позиция означает, что стороны скрывают свои намерения, представляют ограниченную, а то и искаженную информацию, усложняют деятельность партнера, создавая тем самым условия для получения односторонних преимуществ.

Подчеркивание общности позиций определяет стремление стороны показать общность целей и интересов, на фоне которой легче разрешаются противоречия и находится согласованное решение.

Подчеркивание различий концентрирует внимание сторон на узких местах и их взаимоотношениях и усиливает уровень конфронтации.

Теоретически при ориентации на партнерские взаимоотношения и хорошие деловые отношения больших результатов можно добиться при открытии позиции и подчеркивании ее общности. В реальных переговорах в зависимости от ситуации может быть оправданным применение всех этих подходов, тем более, что и деловой партнер может воспользоваться ими.

2.3 Принципы оценки эффективности внешнеэкономической деятельности

Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленных экономических целей при меньших затратах производственных ресурсов. Международный обмен товарами (услугами) может быть выгоден всем

56.

участникам внешних экономических связей при условии правильного оформления структуры экспорта и импорта. Теоретическое обоснование этих очевидных положений было впервые сформулировано еще в 19 веке выдающимся английским экономистом Давидом Рикардо. Эти положения лежат в основе оценки экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на любом уровне.

Экономическая эффективность внешнеэкономических связей России определяется путем экономического обоснования отдельных предложений о продаже и закупке товаров, выбора наиболее эффективных вариантов внешней торговли, прямых связей предприятий и организаций с зарубежными странами, создания совместных предприятий.

Цель определения экономической эффективности внешнеэкономических связей - на основе сравнения возможных вариантов сотрудничества и выбора наиболее эффективной товарной структуры экспорта, импорта и географической направленности способствовать оптимизации структуры этих связей, повышению эффективности общественного производства. Основное требование при обосновании экономической эффективности развития внешнеэкономической деятельности - соблюдение хозяйственных интересов, т.е. принимаемый вариант международного сотрудничества должен быть эффективен для народного хозяйства.

С помощью внешнеэкономических связей решаются задачи удовлетворения потребностей предприятия в тех видах оборудования, материалов, товаров и услуг, которые экономически выгоднее закупать за границей, чем осуществлять их производство в стране.

Народнохозяйственные затраты, вызываемые экспортом товаров и услуг, продаваемых для оплаты импорта, должны быть меньше, чем затраты на отечественное производство товаров, аналогичных импортным, или их заменителей.

57.

Разность указанных затрат выражает величину абсолютного экономического эффекта внешнеэкономической деятельности.

Положительная величина абсолютного эффекта является условием экономической целесообразности осуществления того или иного мероприятия по развитию внешнеэкономических связей, а максимальный размер эффекта есть критерий выбора наиболее оптимального варианта этого развития с экономической точки зрения.

Увеличение выручки от реализации продукции внешнеторгового оборота, а также уменьшение народнохозяйственных затрат на ее производство обеспечивают рост экономического эффекта.

Экономическая эффективность характеризуется группой показателей, которые определяются:

- на уровне экспортеров продукции- сопоставлением платежей производителям продукции по ценам поставки товаров с учетом установленных надбавок, транспортных и накладных расходов с валютной выручкой по ценам на границе России;

- на уровне импортеров - сопоставлением валютных платежей на импортные товары с учетом транспортных накладных расходов со стоимостью товаров в ценах сдачи народному хозяйству за вычетом транспортных, накладных и других расходов в российских рублях.

Экономическая эффективность внешней торговли представляет собой соотношение результатов и затрат в сопоставляемой денежной форме.

Под эффективностью экспорта понимается соотношение между чистой валютной выручкой - валютная цена реализации на внешнем рынке за вычетом расходов в валюте на экспортную операцию и затратами на производство и транспортировку экспортируемого товара в стране. Эффективность экспорта предприятий определяется как отношение их валютной выручки к внутренней оптовой цене на экспортную продукцию.

58.

Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности и обоснованности принимаемых решений.

Экономическая эффективность экспорта.

Показатель экономической эффекта от экспорта товаров, работ, продукции определяется следующим образом:

ЭЭэкс. = Овф + Вр – З экс, (2.3)

где ЭЭэкс – показатель экономического эффекта экспорта, руб;

Овф – рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый пересчетом валютной выручки в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб.;

Вр – рублевая выручка от обязательной продажи части валюты государству, руб;

Зэкс – полные затраты предприятия на экспорт, которые включают затраты на производство и реализацию продукции, руб..

По экономическому содержанию показатель эффекта соответствует понятию прибыли.

Показатель экономической эффективности экспорта рассчитывается следующим образом:

Ээкс = Овф + Вр \ Э экс, (2.4)

где Ээкс – показатель экономической эффективности экспорта, руб\руб.

Экономический смысл показателя эффективности состоит в том, что он показывает, какое количество выгоды, результата имеется на каждый рубль затрат, это показатель должен быть более единицы.

Экономическая эффективность импорта.

Экономический эффект импорта для внутреннего потребления импортируемой продукции может быть рассчитан следующим образом:

59.

Ээимп = Зи – Цпимп, (2.5)

где Ээимп – показатель экономического эффекта от импорта продукции для собственного использования, руб;

Зи – полные затраты на приобретение и пользование продукцией, альтернативной импортной, руб.

Зи = Цпв + Эрв; (2.6)

где Цпв – цена покупки продукции по базовому варианту, включающая все расходы, связанные с ее приобретением, руб.;

Эрв – эксплуатационные расходы за весь период службы продукции, альтернативной импортной, включая стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, ремонтов, замены запчастей, обслуживанием и т.д., руб.;

ЦПимп – цена потребления импортного товара, т.е. все затраты за весь период службы импортного товара, руб.

ЦПимп = Цпи + Эри, (2.7)

где Цпи – цена покупки импортного товара со всеми расходами;

Эри – эксплуатационные расходы за весь период службы импортного товара, включая стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, ремонта, запчастей, обслуживания, руб.

Экономический смысл показателя экономического эффекта в том, что он показывает, какую прибыль будет иметь импортер, если приобретет импортную продукцию вместо приобретения продукции, альтернативной импортной.

Если ЦПимп > Зи, то абсолютное значение этого показателя говорит о той прибыли, которую может иметь потенциальный импортер.

60.

3 Роль внешнеэкономических связей в общей деятельности Забайкальской железной дороги

3.1 Краткая характеристика Государственного унитарного предприятия Забайкальская железная дорога

 

Забайкальская железная дорога (ЗабЖД.) - часть Транссибирской магистрали, общая протяженность которой около 3 500 км.

Начинаясь у города Петровска-Забайкальска, главное направление дороги простирается далее на восток почти на 2 300 км. и заканчивается у станции Архара Дальневосточной железной дороги, а южные участки подходят к границам КНР и МНР. Несмотря на большую площадь региона, общая численность населения составляет всего 1,3 млн. человек.

В состав Забайкальской железной дороги входят три отделения: Читинское, Могочинское и Свободненское.

В экономический район тяготения дороги входит примерно треть площади Республики Бурятия, а также полностью Читинская и Амурская области, что составляет огромную территорию, превышающую площади Франции и Германии вместе взятых. Это один из важнейших в России район по запасам полезных ископаемых, в освоении которых железная дорога имеет перспективное значение.

Основной объем железнодорожных перевозок ЗабЖД приходится на транзит грузов по Транссибирской магистрали.

Основу экономики региона составляют предприятия топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности и лесопромышленного комплекса, продукция которых подлежит перевозке железнодорожным транспортом. Собственная погрузки обеспечивается в основном перевозками в направлении Дальнего Востока, а также перевозкой лесных грузов, предназначенных на экспорт в КНР.

61.

Основные показатели работы Забайкальской железной дороги в 2001 году.

Погрузка грузов:

- всего погружено 26 446 440 тонн;

- погрузка угля 19 116 145 тонн;

- погрузка лесоматериалов 1 291 735 тонн;

- погрузка других грузов 6 038 560 тонн.

Выгрузка грузов всего: 469 900 тонн.

Грузооборот: 97 345,5 млн. т/км.

Пассажирские перевозки дальнего сообщения выполнены на 99,5%.

Пригородные пассажирские перевозки выполнены на 99,6%.

Специфика Забайкальской железной дороги заключается в том, что она является пограничной железной дорогой и большую часть общего объема перевозок составляет транзитный груз.

В 2001 году общий объем транзитных импортных перевозок равнялся 2 млн. 368 тыс. тонн грузов, в числе которых кокс, контейнерные грузы, скоропортящиеся грузы, металлические и неметаллические руды.. Объем транзитных экспортных перевозок составил 6 млн. 321 тыс. тонн грузов в числе которых лесоматериалы, черные металлы, лесные грузы, нефть, оборудование.

3.2 Актуальность внешнеэкономических контрактов Забайкальской железной дороги

Главным субъектом внешнеэкономической деятельности в нашей стране сегодня становится предприятие. И дальнейшее развитие этой деятельности, ее основное направление - вовлечение предприятий и организаций из всех регионов России во внешнеэкономические связи. Однако предприятиям необходимы помощь и поддержка, стимулирование со стороны государства прогрессивных

62.

изменений в товарной структуре экспорта и импорта, помощь в поиске новых и перспективных рынков за рубежом, снятие дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта на мировых рынках.

Основная деятельность Забайкальской железной дороги охватывает международные, внутренние и местные перевозки, включая транзитные, импортно-экспортные операции не являются профильной деятельностью, однако они позволяют решать некоторые экономические и социальные задачи, стоящие перед предприятием, с опорой на собственные силы, то есть без привлечения средств Министерства путей сообщения РФ.

После распада СССР многие производители продукции, традиционно потребляемой транспортом, оказались за пределами России, что привело к необходимости если и не самостоятельно заниматься импортом, то, как минимум, сталкиваться с необходимостью производить таможенное оформление необходимого товара. Что касается экспорта товарной продукции - это, как правило, сырьевая, либо не технологическая продукция, имеющаяся в регионе соответствующего железнодорожного предприятия и полученная в результате взаимозачетов (например, химическое удобрение) либо экспорт неликвидов, образующихся в процессе эксплуатации подвижного состава и ремонта железнодорожного пути (списанные рельсы, вагоны, локомотивы, колесные пары).

Забайкальская железная дорога - одно из первых предприятий железнодорожного транспорта РФ, которое стало заниматься внешнеэкономической деятельностью. Необходимость этого объясняется следующими факторами:

- удобным географическим положением, обусловленным наличием прямого железнодорожного сообщения с Китаем и Монголией (пограничные переходы Забайкальск - Маньчжурия, Соловьевск - Эрэнцав);

63.

- наличием возможности контроля сроков доставки по железной дороге собственного экспортного груза для контрагентов КНР;

- высокими транспортными тарифами, делающими доставку продукции из центра России нерентабельной;

- близостью Китая с его дешевой рабочей силой и товарами;

- возможностью расчета с контраагентами КНР не «живыми деньгами» а товарами.

Вышеуказанные факторы делают внешнеэкономическую деятельность экономически привлекательной для решения задач по строительству, ремонту пути, приобретения материалов и запасных частей для нужд предприятий дороги.

3.3 Структура и основные функции службы международных связей Забайкальской железной дороги

В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности предприятие - это основное звено внешнеэкономического комплекса страны.

В соответствии с действующим законодательством предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно действующему законодательству Российской Федерации предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке.

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на Забайкальской железной дороге создана Служба международных связей.

Организационно она состоит из отдела внешнеэкономических связей и сектора международных перевозок, является хозрасчетным структурным подразделением Управления забайкальской железной дороги, осуществляющим

64.

экспортно-импортные операции по закрепленной номенклатуре продукции и услуг и иной внешнеэкономической деятельностью дороги и обеспечивающим совместно со службами и отделами Управления Забайкальской железной дороги перевозки грузов в международном сообщении.

Свою деятельность Служба международных связей осуществляет от имени и по поручению Забайкальской железной дороги, пользуясь связанными с этой деятельностью правами, предоставленными ей дорогой. Непосредственное руководство службой международных связей осуществляет начальник Забайкальской железной дороги.

В своей деятельности Служба международных связей руководствуется «Уставом Забайкальской железной дороги», «Соглашением о международном грузовом сообщении», соответствующими нормативными документами, приказами и указаниями Правительства Российской Федерации, Министерства путей сообщения РФ, Управления Забайкальской железной дороги, Положением о службе международных связей, Таможенным законодательством, а также приказами и указаниями других министерств и ведомств в части, касающейся ее деятельности.

65.

Прилагается схема службы международных связей (рис.3.1)

                   
 
Начальник службы международных связей

 

 
                   
 

                   
       
                   
 
инженер

 

 
инженер

 

 

               
     
               
 
переводчик

 

 
инженер

 

               
   
               
 
переводчик

 

 

Рис.3.1 Схема службы международных связей Забайкальской железной дороги

66.

Дается комментарий к данной схеме с изложением функций сектора и отдела службы международных связей для последующего анализа функциональных обязанностей сотрудников службы.

Функции сектора международных перевозок:

- обеспечение приема-передачи внешнеторговых грузов;

- выполнение согласованных планов перевозки внешнеторговых грузов;

- подготовка материалов и участие в проведении совещаний по объему перевозок внешнеторговых грузов;

- учет и предоставление суточной, месячной и квартальной отчетности по выполнению планов перевозок внешнеторговых грузов;

- контроль работы конторы передач пограничной станции Забайкальск.

Функции отдела внешнеэкономических связей:

- подготовка и проведение переговоров по вопросам международного сотрудничества;

- организация приема иностранных делегаций;

- составление технических заданий, смет расходов и финансовой отчетности по проведению рабочих встреч с иностранными партнерами;

- письменные переводы текстов служебных документов, технической и политической литературы, зарубежной периодической печати с китайского и английского языков по вопросам международных перевозок, а также политики КНР в области внешней торговли и подготовка на их основе материалов справочного характера руководству ЗабЖД;

- подготовка документов для заключения внешнеторговых контрактов и расчет их экономической эффективности;

- оформление и регистрация контрактов в государственных органах, контролирующих внешнеэкономическую деятельность;

- анализ конъюнктуры рынка и мировых цен на экспортные товары;

67.

- осуществление деловой переписки по вопросам внешнеэкономической деятельности Забайкальской железной дороги.

Практика показывает, что существующее распределение служебных обязанностей в отделе внешнеэкономических связей не в полной мере способствует решению поставленных перед службой задач. Так, существует проблема параллелизма в работе инженеров отдела внешнеэкономических связей, в связи с чем предлагается распределить служебные обязанности между двумя инженерами следующим образом: один инженер занимается вопросами организации служебных командировок, переговоров с контрагентами, приемом иностранных делегаций, ведением деловой переписки, анализом конъюнктуры рынка и мировых цен на экспортные товары; другой инженер – вопросами подготовки документов для заключения контрактов, расчетом их экономической эффективности, оформлением и регистрацией контрактов, контролем за их исполнением.

Согласно должностным инструкционным карточкам переводчики службы международных связей взаимно заменяют друг друга в решении задач как сектора международных перевозок, так и отдела внешнеэкономических связей, поскольку имеют два специальных образования: в области лингвистики и в области экономики железнодорожного транспорта, поэтому целесообразно изменить название их должности «переводчик» на «специалист переводчик».

68.

4 Оценка внешнеэкономических контрактов Забайкальской железной дороги

4.1 Основной контрагент во внешнеэкономической деятельности

Забайкальской железной дороги - Компания по внешнеэкономическому и техническому сотрудничеству при Харбинской железной дороге

Основной иностранный партнер Забайкальской железной дороги - Компания по внешнеэкономическому и техническому сотрудничеству при Харбинской железной дороге (Компания), была создана в 1989 году при содействии Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества КНР.

Сфера деятельности Компании: экспорт рабочей силы для производства строительных работ и в сфере услуг, осуществление экспорта-импорта техники, оборудования, строительных материалов и других товаров народного потребления.

Уставный капитал Компании 20 млн. долларов США, общая стоимость основных фондов составляет 820 млн. долларов США.

В состав Компании входят 28 филиалов, которые действуют в 11 городах Китая, а также в таких странах, как Южная Корея, Австралия, Южная Африка, Гана, Бирма.

Компанией установлены партнерские отношения по оказанию услуг с фирмами в 30 странах мира, в том числе России, США, Японии, Израиле, Замбии Ливии и т.д.

С момента образования Компании в 1989 году Забайкальская железная дорога установила и до настоящего времени поддерживает с ней взаимовыгодное экономическое сотрудничество. За этот период Компания зарекомендовала себя в качестве надежного партнера. Факт принадлежности Компании к Харбинской

69.

железной дороге играет значимую роль решении многих вопросов, возникающих в процессе практической работы.

4 .2 Оценка выполнения внешнеэкономических контрактов Забайкальской железной дороги за 1996 - 2001 гг.

Реализация внешнеэкономических контрактов Забайкальской железной дороги осуществляется под руководством первого заместителя начальника управления, которому непосредственно подчиняется начальник службы международных связей. Согласно утвержденному начальником управления «Положению о службе международных связей Забайкальской железной дороги» все внешнеэкономические контракты реализуются с участием названной службы.

Решение о целесообразности заключения внешнеэкономического контракта принимается коллегиально при участии начальников производственных подразделений, которые нуждаются в импорте материалов или привлечении иностранной рабочей силы для решения конкретных производственных задач. После принятия принципиального решения о возможном заключении контракта начальник службы международных связей организует работу по изучению рынка конкретных материалов или услуг в Китае, проведению предварительного согласования с китайскими контрагентами условий заключения контракта, экономист службы международных связей совместно со специалистами экономической службы производят экономические расчеты для обоснования экономической целесообразности контракта.

После принятия окончательного решения о заключении внешнеторгового контракта с китайскими контрагентами согласовываются место и время проведения переговоров, специалисты службы международных связей проводят подготовку необходимых документов, организуют выезд делегации Забайкальской

70.

железной дороги в Китай или прием китайской делегации на российской территории.

После подписания контракта служба международных связей осуществляет его регистрацию, контролирует исполнение и проводит с китайскими партнерами сверку количества поступивших по импорту товаров и объема выполненных работ привлеченной рабочей силой из КНР. Результаты всех переговоров специалистов обеих сторон оформляются протоколами идентичного содержания на двух языках, заверяются соответствующими печатями и подписями ответственных лиц.

Сделаем оценку контрактов Забайкальской железной дороги по количеству с использованием данных в таблице 4.1

Таблица 4.1

Контракты Забайкальской железной дороги за 1996-2001 гг.

Год Кол-во контрактов % к общему кол-ву Динамика контрактов, %
1996 29 33,4 100%
1997 20 23 69%
1998 14 16 48%
1999 12 13,8 41%
2000 7 8 24%
2001 5 5,8 17%
Итого 87 100%  

Анализ динамики заключения контрактов Забайкальской железной дороги по годам показывает резкое снижение деятельности предприятия по внешнеэкономическим контрактам. Так, если в 1996 году заключено 29 контрактов (33,4% от всего количества), то в 2001 году – только 5 контрактов (5,8% от общего количества, что составляет 17% от уровня 1996 г). В связи с этим

71.

рассмотрим причины снижения активности Забайкальской железной дороги во внешнеэкономической сфере, которые заключаются в следующем.

Значительное изменение внутриполитической и экономической ситуации в стране за последние несколько лет, в результате чего многие российские предприятия, ориентированные на рыночный спрос, стали выпускать качественную продукцию производственного и хозяйственного назначения по приемлемым ценам, при этом в целом решены проблемы взаиморасчетов. С учетом новой обстановки служба снабжения Забайкальской железной дороги стала заключать все больше договоров на поставку необходимых материалов и оборудования с российскими предприятиями.

Выполнение основной задачи соответствующими подразделениями Забайкальской железной дороги по частичной реконструкции пограничной станции Забайкальск и в настоящее время нет производственной необходимости в продолжении капитального ремонта железнодорожного пути с привлечением китайской рабочей силы.

Снижение масштабов строительства объектов соцкультбыта в связи с решением Министерства путей сообщения (МПС) о передаче названных объектов в муниципальную собственность, что привело к отказу заключения контрактов с китайскими контрагентами.

Уменьшение МПС ассигнований на капитальное строительство объектов производственного назначения для Забайкальской железной дороги, на строительство которых ранее также привлекалась китайская рабочая сила.

Усиление контроля со стороны МПС за осуществлением внешнеэкономической деятельности управлений железных дорог РФ посредством учреждения при министерстве экономического совета, на котором происходит согласование всех сделок на сумму свыше 50 тыс. долларов США.

Планируемое МПС в рамках реформы железных дорог России присоединение части Забайкальской железной дороги к Восточно-Сибирской и

72.

другой ее части – к Дальневосточной железным дорогам на правах структурного подразделения последних, что фактически означало упразднение управления Забайкальской железной дороги, как головного предприятия. Ситуация некоторой неопределенности в будущем статусе управления Забайкальской железной дороги заметно осложнило планирование внешнеэкономической деятельности.

Тем не менее, заключение внешнеэкономических контрактов с китайскими контрагентами экономически выгодно. При оценке эффективности внешнеторговых контрактов подтверждающие это расчеты будут представлены в настоящем дипломном проекте.

Для иллюстрации динамики сокращения количества контрактов прилагается график. (рис.4.1)

   
 

 

 

Рис. 4.1 График динамики контрактов Забайкальской железной дороги

Проанализируем среднюю стоимость одного контракта Забайкальской железной дороги за 1996 – 2001 года с целью выяснения, на какую среднюю сумму заключались контракты и какие из них были самыми большими по сумме.

73.

Исходные материалы прилагаются в таблице 4.1

Таблица 4.1

Контракты Забайкальской железной дороги по средней стоимости сделок

Год Сумма контрактов, $ Средняя стоимость одного контрактов, $ Динамика средней стоимости контрактов, в % к 1996 г
1996 22 722 505 783 535 100%
1997 15 474 076 773 704 99%
1998 11 432 406 816 600 104%
1999 7 445 970 620 497 79%
2000 4 587 587 655 369 84%
2001 2 173 037 434 607 55%
итого 54 635 581 627 995  

Как видно по данным в таблице 4.1, средняя стоимость одного контракта варьировалась по годам, при чем наиболее высокая средняя стоимость зафиксирована в 1998 году (104% базового показателя) и наиболее низкая – в 2001 году (55% базового показателя).

Сопоставление динамики количества заключенных контрактов и среднегодовой стоимости контракта показывает, что среднегодовая стоимость контракта снижалась в меньшей степени (55%) в 2001 году (к базовому 1996 году), чем количество заключенных контрактов (17%). Это свидетельствует о том, что по стоимости каждый контракт оставался значимым и довольно крупным.

Анализ по средней стоимости одного контракта свидетельствует о том, что самая высокая средняя стоимость одного контракта была в 1998 году за счет заключения двух контрактов на капитальный ремонт железнодорожного пути, хотя по общей сумме сделок показатели меньше, чем в 1996 и 1997 гг. Самая

74.

низкая средняя стоимость одного контракта зафиксирована в 2001 году. Это связано с тем, что впервые за 6 изучаемых нами лет внешнеэкономической деятельности Забайкальской железной дороги не был заключен контракт на ремонт пути, то есть из всех заключаемых контракты на капитальный ремонт пути были самыми большими по сумме.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.