Российская экономика традиционно воспринимается как весьма крупная экономика, управляемая импульсами, исходящими прежде всего изнутри страны.
Вторая особенность заключается в том, что российская экономика является открытой с точки зрения как достаточно свободного формирования валютного курса по текущим операциям, так и весьма высокой доли экспорта и импорта в национальном продукте.
В 2000 году удельный вес экспорта в ВВП достиг 42,6%, импорта - 17,9%. Следует отметить, что значения экспортной и импортной квот, измеренных в текущих ценах, не дают точного представления о господствовавшей в течение
11.
последнего десятилетия тенденции существенного повышения открытости российской экономики. Доли экспорта и импорта в ВВП, пересчитанные в постоянных ценах, свидетельствуют об увеличении экспортной квоты в 1992 - 2000 гг. на 69% ( с25,2 до 42,6% ВВП), импортной - на 15% (с 15,6 до 17,9 ВВП).
Третья особенность связана со значительной и к тому же растущей сырьевой и особенно топливно-энергетической специализацией отечественной экономики. В 2000 году удельный вес в российском экспорте товаров минерально-сырьевой группы составил 53,9%, в том числе топливных и энергетических товаров - 53,2, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства - 80,4%. Высокий уровень концентрации таких товаров в экспорте при относительно высокой доле самого экспорта в ВВП привел к тому, что сырьевой и особенно топливно-энергетический экспорт из России стал одним из важнейших факторов национального экономического развития. В 2000 году стоимость экспорта 30 основных товаров составила 29,4% ВВП, 10 основных товаров - 26,9% ВВП, трех основных товаров - нефти, нефтепродуктов и газа - 21,5% ВВП По удельной концентрации экспорта товаров топливно-энергетической группы в ВВП (более 10%). Россия в настоящее время входит в лидирующую группу стран мира.
Поскольку мировые цены на биржевые товары отличаются высокой волатильностью, то три вышеназванные особенности российской экономики предопределяют весьма высокую ее зависимость от конъюнктуры рынков вообще, рынков топлива и сырья в частности. Это ее четвертая особенность.
Экономическая политика России и экономический рост.
Возобновление в российской экономике депрессии одновременно запускает работу и механизма встроенной корректировки накопленных макроэкономических дисбалансов. Сокращение экспорта и увеличение импорта рано или поздно приведут к уменьшение положительного (возникновению отрицательного) сальдо торгового баланса, что вызовет замедление прироста
12.
(сокращение) валютных резервов. Повысятся темпы девальвации национальной валюты, реальный валютный курс (уровень относительных цен) снизится. Спрос на импортные товары сократится, экспортные товары вновь станут более конкурентоспособными, заказы на производство возрастут, экономика завершит стадию депрессии и перейдет к оживлению.
Одним из важных факторов экономического роста в краткосрочной перспективе выступает уровень относительных цен (изменение в процентах к уровню цен в США). При превышении российскими ценами рубежа в 45% от уровня цен в США темпы прироста производства становились отрицательными. Такой уровень относительных цен можно назвать критическим.
Одной из важнейших задач экономической политики выступает поддержание в кратко- и среднесрочной перспективе уровня относительных цен, не превышающего критических значений и поэтому обеспечивающего необходимые условия для положительных и устойчивых темпов экономического роста.
Интеграционные процессы экономики России и их влияние на внешнеэкономические связи.
Считается аксиомой, что в XXI в. более тесная интеграция азиатской части России как на российском экономическом пространстве, так и в сфере внешнеэкономических связей будет базироваться на «трех китах» будущего социально-экономического процветания этого региона — нефтегазо-добывающем, электроэнергетическом и транспортном комплексах.
Форсированное развитие прежде всего должен получить нефтегазодобывающий комплекс Западной и Восточной Сибири, обладающий мощным интеграционным потенциалом. Оценивая его экспортную составляющую, следует учитывать, что, по имеющимся оценкам, потребность стран АТР в импорте российского газа в 2010 г. достигнет 45—80 млрд. куб. м. Если к этому добавить, что в Японии, Южной Корее и некоторых других странах
13.
АТР существуют планы создания межнациональных и глобальных систем энергоснабжения, становится очевидной геополитическая значимость для России ускоренного развития эффективной газодобывающей промышленности в Восточной Сибири и на северных территориях.
Исключительно важно взвешенное и ориентированное на дальнюю перспективу решение задач миграции в Сибирь и на Дальний Восток из стран СНГ, а также из других приграничных государств. Интеграционно ориентированная политика в этом вопросе, по-видимому, должна быть различной по отношению к мигрантам из русскоязычной диаспоры в государствах Содружества и к гражданам Китая и Кореи.
Численность беженцев и вынужденных переселенцев в стране, согласно экспертным оценкам, составляет 6—9 млн. человек (по сведениям Федеральной миграционной службы, официально зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев в России насчитывается миллион человек). По мнению специалистов Центра межэтнических отношений и прав человека, в течение ближайшего десятилетия ожидается приезд в Россию еще около 10 млн. мигрантов.
Специального регулирования требует миграция из Китая и Кореи, во многом стихийная. Существуют прогнозы резкой деформации на этой основе этнонациональной структуры сибирских и дальневосточных краев и областей, особенно в условиях сокращения там русскоязычного населения. Прекращение такой миграции маловероятно, и правильным было бы введение ее в социально и экономически выгодное русло, тем более, что свои выгоды здесь имеются (их используют и в Северной Америке, и в Западной Европе). Стоило бы разработать специальную программу легального приема мигрантов с учетом интересов конкретных регионов. Для реализации такой программы необходимы специальное правовое обеспечение внутрироссийского назначения, а также подписание соответствующих межправительственных соглашений. В связи с этим большой
14.
интерес представляет позитивный опыт административного и международно-договорного регулирования в Хабаровском крае миграционной проблемы в отношении китайских граждан.
Между тем к 2000 году более или менее оформилась новая геополитическая стратегия России, в которой существенную роль стали играть интересы стран Северо-Восточной Азии. Реализация этой стратегии предусматривает создание на восточных рубежах России открытой экономики, эффективно взаимодействующей с экономиками стран АТР и СВА. Для этого необходимо обеспечить возможности продвижения по ряду направлений собственно экономического и институционального развития на Дальнем Востоке и в Забайкалье.
Важнейшим элементом открытой экономики, конечно, является модернизированная экспортная база, позволяющая придать внешней торговле региона стабильность и динамизм на основе диверсификации и производственной кооперации. Модернизация же экспортной базы, в свою очередь, предполагает проведение комплекса мероприятий по реструктуризации основных отраслевых комплексов на востоке страны.
Краткая характеристика и основные показатели внешнеэкономической деятельности Китая в 2000 году.
В настоящее время продолжается формирование внешнеэкономических связей КНР, в процессе чего важная роль отводится улучшению механизма и организационных структур управления. Наряду с расширением сети центральных компаний Министерство внешнеэкономических связей и внешней торговли многократно увеличивало число различного рода местных и отраслевых внешнеторговых компаний.
Широкий размах приобрели операции по выполнению инженерно-строительных работ за рубежом и экспорту рабочей силы. Подписанными
15.
контрактами предусматривается экспорт рабочей силы главным образом в государства Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки.
В КНР стремятся интенсивно развивать экспортное производство, наладить выпуск продукции, обладающей конкурентоспособностью и приносящей быстрые и высокие валютные доходы. Совершенствование товарной структуры внешней торговли проявлялось и в повышении удельного веса в экспорте готовой продукции, и в импорте зарубежной техники. Благодаря росту импорта техники и технологии удается решать задачи насыщения внутреннего рынка, роста технического потенциала страны.
Рассмотрим некоторые основные показатели внешнеэкономической деятельности КНР в 2000 году.
Общий объем импорта и экспорта КНР достиг в 2000 году рекордного уровня за 20 лет реформ и составил 474,3 млрд. долларов США, то есть увеличение по сравнению с 1999 годом на 31,5%, в том числе: экспортные операции выполнены на сумму 249,2 млрд. долларов США, увеличение на 27,8%; импортные операции - на сумму 225,1 млрд., увеличение на 35,8%. Годовой внешнеторговый баланс достиг 24,1 млрд. долларов США.
Ежегодное увеличение внешнеторгового оборота за 20 лет реформ составляло в среднем 13,4%.
В 1999 году у Китая было 10 основных торговых партнеров: Япония, США, страны ЕЭС, Гонконг, Монголия, Южная Корея, Тайвань, Австралия, Россия и Канада. Импорт их таких стан, как Монголия, Корея и Россия увеличился более чем на 40%, а Японии - превысил средний уровень.
Среди экспортных товаров КНР в 2000 году продукция машиностроения и энергетики выполнена на сумму 105,3 млрд. долларов США, то есть увеличение по сравнению с 1999 годом на 36,9%, что составило 42,3% общего объема экспорта. Экспорт высокотехнологической продукции составил 37 млрд. долларов США, то есть увеличение на 50%. Импорт сырья составил 46,7 млрд. долларов
16.
США, увеличение на 74,1%. С 91% до 140% возрос импорт сырой нефти, соевых бобов и других сырьевых материалов, превысив экспорт оборудования и высокотехнологической продукции на 30%.
Согласно вышеприведенным показателям результатов внешнеэкономической деятельности КНР в 2000 году, Россия входит в десятку основных партнеров этой страны, а возрастание импорта сырьевых материалов связано с увеличением доли экспорта нашей страны в Китай.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 179.