Психология межэтнических конфликтов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Один из важных аспектов исторического развития состоит, а неуклонном расширении межэтнических конфликтов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации -- все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов, среди которых 96,2% населения составляют этносы численностью в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность.

По мнению ряда политиков, географов, социологов, существующие границы государств будут терять свое значение, если они не соответствуют языковым и территориальным границам проживающих там этносов. Результатом этой тенденции может стать увеличение числа независимых государств со 190 (в настоящее время) до 300 с лишним (через 25-30 лет). Нередко вторая тенденция оказывается определяющей в системе межэтнических отношений и часто приводит к межэтническим конфликтам.

Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов. В качестве типов межэтнических конфликтов можно выделить: межличностные, этносоциальные и межэтнические конфликты в строгом смысле термина.

По мере разрешения главных идеологических конфликтов ХХ в. Затяжные этнические конфликты непременно станут заметными и ожесточенными. Важно уметь разобраться в истоках межэтнических конфликтов, знать и пути их урегулирования.

Межэтнический конфликт - тип социального конфликта, выражающийся в противоречии интересов, взаимной неприязни, эмоциональной вражде, противоречивом состоянии и действиях этносов по отношению один к другому.

Основные особенности межэтнических конфликтов:

· -- эти конфликты имеют исторические корни, вытекают из элементов этнической культуры.

· -- нередко приобретают религиозный оттенок.

· -- наряду с социальными и политическим целями имеют национальный аспект.

· -- принимают резкий характер при резком и существенном изменении сложившейся этнической, экономической и социальной ситуации.

· -- носят чаще всего более острый, непримиримый характер, чем другие социальные конфликты.

· -- активное участие в разрешении конфликтов и в самом конфликте принимает государство.

· -- разрешение межэтнического конфликта является более трудным и течет более медленно, чем многие другие социальные конфликты.

· -- последствия межэтнического конфликта проявляются длительное время, откладываясь в исторической, этнической, коллективной памяти и национальной психологии этноса.

· -- межэтнические конфликты особенно разгораются после достижения независимости государств, так как возникают споры о границах для угнетаемых ранее наций.

· -- этнические права уже изначально заключают в себе элементы социального расизма.

· -- тенденция к демократии вступает в противоречие со стремлением этносов к самоутверждению и даже самоизоляции.

Субъектом межэтнического конфликта является этническая группа. «Этническая группа - это общность людей, разделяющих определенные нормы поведения и составляющая часть более широкого социального слоя, важной особенностью которой является выраженная групповая принадлежность» (А.Коэн).

Как и всякий конфликт, межэтнический конфликт играет как конструктивную, так и деструктивную роль.

Конструктивная роль межэтнического конфликта:

· -- может привести к решению значимой этнической проблемы;

· -- усиливает адаптационные возможности этноса. «Чем чаще и слабее происходят конфликты в социальной системе, тем вероятнее, что изменения в системе в результате приведут к повышению степени ее адаптированности и интегрированности» (А.Козер).

Деструктивная роль межэтнического конфликта заключается в том, что он приводит к разрушению государства.

Факторы, усиливающие межэтнический конфликт:

· -- отсутствие национальной политики;

· -- крайности, непоследовательность в национальной политике;

· -- рост национальной элиты;

· -- бездействие власти в ответ на акции насилия;

· -- давние исторические корни межэтнического конфликта;

· -- отрицательный образ центральной власти.

Цели сторон в межэтническом конфликте:

· -- обретение политической власти;

· -- получение доступа к ресурсам;

· -- решение социально-экономических, территориальных, культурных, языковых проблем в пользу своей этнической группы.

Возможные результаты межэтнического конфликта:

· -- победа одной стороны над другой;

· -- сохранение конфликтного состояния;

· -- взаимное поражение;

· -- взаимный выигрыш.

Решающие факторы в межэтническом конфликте:

· -- позиция государства;

· -- зрелость этнической элиты (интеллигенции);

· -- образ (имидж) власти в глазах населения;

· -- характер личности лидеров сторон;

· -- позиция средств массовой информации.

Причины межэтнических конфликтов

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Для возникновения конфликта необходимо наличие трех факторов:

· 1. уровень национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным или завышенным. Два последних уровня способствуют появлению этноцентрических устремлений;

· 2. наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия;

· 3. наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Объективный анализ причин межэтнических конфликтов возможен при условии анализа всех аспектов этого явления:

· -- этнопсихологического;

· -- социально-экономического;

· -- политического;

· -- социокультурного.

Этнопсихологический фактор - общий компонент национальных интересов в конфликтной ситуации. Угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных норм по-разному воспринимаются социальными группами и индивидами в этносе. В целом они вызывают в этнической общности защитные реакции, так как отказ от привычных ценностей предполагает признание превосходства ценностей доминирующего этноса, порождает чувство второсортности, представления о национальном неравенстве.

Межэтнические конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие форсированной, принудительной языковой ассимиляции, разрушения культур и норм религиозного или цивилизационного свойства. Это делает реальной перспективу дезинтеграции этноса как социокультурной общности, вызывает защитные реакции.

Собственно, этнический фактор. Этническая принадлежность выступает в качестве средства достижения определенных социальных целей, она становится консолидирующим фактором, мобилизующим для совместных действий. Обращение к национальному самосознанию - самый эффективный способ консолидации этноса. Часто источником конфликта является сравнение этнических групп - этноцентризм. Он связан с неравномерностью развития этносов, с различным уровнем их производственного и культурного прогресса, что является источником противоречия между ними.

Этноцентризм - система представлений, ставящих свою группу выше других и выражающаяся в оценивании качеств других народов через призму своей системы ценностей.

Социально-экономический фактор действует во всех межэтнических конфликтах, но его значимость различна: он может играть определяющую роль, быть одной из причин конфликта, отражать реальное социально-экономическое неравенство, мнимую дискриминацию или экономические интересы узких групп.

Политический фактор. Возрождение этничности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и автономии на местном уровне. Они расторгают прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению легитимность существующей системы государства, отстаивая право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций.

Такие конфликты - сложные, труднорегулируемые явления. Это связано с тем, что:

· -- многие из них имеют глубокие исторические корни, многолетнюю историю обострения и затухания;

· -- они затрагивают бессознательное человека;

· -- они подтверждены сильному влиянию религии.

Выход их межэтнического конфликта может быть разрешен различными путями - от компромисса до применения силы. При разблокировании межэтнических конфликтов лучше избегать как внешнего военного участия в них, так и всякого другого постороннего вмешательства, т.е. обеспечить свободу выбора каждой противоборствующей стороне. Это первое условие.

Второе условие - прекращение боевых действий и достижение политического компромисса между участниками конфликта.

Система регулирования межнациональных конфликтов может быть создана на основе сочетания институционального и инструментального подходов.

Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов. Она должна включать институты национального, регионального и глобального уровней.

Инструментальный подход состоит в умелом сочетании конкретных мер регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, оперативные и стратегические решения.

Тактические решения направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса.

Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов (разоружение боевиков, разъединение воюющих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтов - обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т.п.

Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий безболезненного решения проблемы.

При регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР целесообразно исходить из следующих принципов:

· -- неизменность территориальных границ национальных образований - республик, областей, районов даже при возможной их спорности.

· -- решение всех спорных вопросов исключительно неконфликтными методами на основе действующих в данный момент законов.

· -- соблюдение принципов демократического федерализма, по которому каждая республика, вошедшая на добровольных началах в состав РФ, образует вместе с другими республиками единое многонациональное государство.

· -- экономическое равноправие, выражающееся в самостоятельности входящих в РФ национальных образований.

· -- комплексное развитие национальных и территориальных административных образований.

· -- децентрализация территориального управления, предусматривающая делегирование полномочий сверху вниз и четкое их разграничение.

· -- эквивалентность межрегионального обмена, заключающаяся в том, чтобы на смену централизованному управлению ценообразованием пришли объективные стоимостные пропорции, основанные на ценах мирового рынка и внутрифедеративном разделении труда (С.Ягуткин, Т. Флигирских).

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 213.