Межэтнические (или кросскультурные) исследования направлены на сравнительное изучение психологического своеобразия национальных общностей. Цели таких исследований могут быть различными изучение познавательных процессов, личностных характеристик, социально - психологических особенностей и т.д. представителей разных наций.
Межэтнические исследования имеют традиционную схему построения. В зависимости от целей подбирается методика, адекватная поставленным задачам, и по ней проводится сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп. Результаты обеих групп сопоставляются и анализируются. Методика выбирается из арсенала методов, созданных в других отраслях психологии, и в неизмененном виде применяется в ходе этнопсихологического исследования.
Первое кросскультурное исследование было проведено Риверсом в 1901-1905 гг. во время антропологических экспедиций в Новую Гвинею и Австратою. Ривсрс исследовал особенности восприятия аборигенов и впоследствии сопоставил полученные данные с данными по психологии восприятия европейцев. Таким образом было экспериментально доказано, что аборигены в меньшей степени подвержены зрительным иллюзиям, чем европейцы. Работа Риверса положила начало множеству аналогичных эмпирических исследований по изучению психологических особенностей национальных общностей.
Введение в начале XX в. в практику этнопсихологических исследований методов психометрии началось с применения «тестов интеллекта» для определения расовых или этнических различий. На протяжении более чем полувека одной из задач диагностики интеллекта признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня не только индивидуумов, но и целых рас. Результаты выполнения «тестов интеллекта» отдельными представителями этноса трактовались как показатель психических возможностей данной этнической группы. Эта глобальная ошибка - сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня - вытекала из представлений об интеллекте как обшей врожденной способности, измеряемой с помощью тестов.
«Тесты интеллекта». Тесты, традиционно называемые «тестами интеллекта», берут свое начало от ранних шкал Бине-Симона. Среди многих интерпретаций шкал Бине-Симона наибольшую популярность в практике этнопсихологических исследований приобрел американский вариант, который был разработан в Стэнфордском университете в 1916 году. Именно в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности 1Q, или отношение между умственным и хронологическим возрастом Индивидууму предлагается выполнить ряд заданий (всего их около 30) - различить несколько видов продуктов, имитировать простые жесты, назвать словами части тела, которые оцениваются определенным баллом, сумма баллов даст уже упоминавшийся IQ.
Проективные методики. Довольно широкое применение в этнопсихологии нашел тест Роршаха. Человеку дается десять карт: на пять из ник нанесены черно-белые «кляксы», а на остальные - полихромные, с неодинаковой интенсивностью тонов. Тест рассчитан на определение степени воображения (первоначально он был разработан для клинических исследований в психиатрических больницах). Суть теста состоит в том, что испытуемый должен сказать, что он видит в «кляксах»: определенных людей или животных, или неодушевленные предметы, а также определить, какое эмоциональное состояние вызывает у него разглядывание «клякс».
Практика применения метода Роршаха в этнопсихологии вызывает разноречивые оценки. Многие считают, что результаты зависят от культурной среды испытуемого, что их необходимо трактовать по-разному для разных культур, но тогда тест теряет свое значение «стандартизированного инструмента» и становится непригодным для межнациональных сравнительных исследований. Указывается также, что необходимо делать поправки на цвета в картах, так как у отдельных народов некоторые из них имеют особое традиционное значение. Так, у самоанцев белый цвет - знак невинноти и чистоты, и они отдают ему предпочтение, что отрицательно сказывается на технике проведения и толкования теста.
Для изучения социальных ориентации, ценностных установок, а также особенностей личностной сферы испытуемых, относящихся к разным этническим объединениям, нередко использует тест, предложенный X Мюрреем - ТАТ, тест на тематическую апперцепцию. Суть теста сводится к тому, что испытуемый должен завершить небольшой рассказ с заданным началом. Однако и здесь сохраняется общая для всех трудность - как интерпретировать результаты, что означает та или иная концовка, о каких национальных особенностях она свидетельствует, как отграничить этническое от социального?
Несколько проще, хотя и весьма сходен по результатам, тест на завершение предложений. Подобно ряду других тестов он принадлежит к индивидуальным методам. Однако данная методика позволяет составить таблицы, могущие служить основой для оценки общественного мнения о различных аспектах жизни изучаемой общности.
К примеру, представителей различных слоев изучаемой общности просят закончить предложения типа: «Наиболее уважаемые люди те, которые отличаются…», «При возможности выбрать любую работу я бы выбрал.», «Чтобы добиться власти, человек должен.», «Мой сын должен стать.» и т.д. В каждой социальной группе ответы группируют и результаты представляют в процентах.
Увлечение подобной методикой объясняется относительной конкретностью результатов, иллюзией математической точности их и возможностями, которые открывают цифры. Но это не исключает случайность вопросов и субъективность в трактовке результатов.
Методы анкетирования. Очень близко к тестам примыкают анкеты, вопросники и метод интервью. Значение их определяется массовостью (в смысле числа обследуемых индивидов), возможностью унифицировать анкеты (что делает результаты опроса сопоставимыми), в какой-то степени формализовать собираемые сведения и получить достаточно однородные статистические данные, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты статистической обработке. Последнее позволяет подробно анализировать отдельные явления, степень их взаимозависимости, динамику различных процессов и составлять интересные комбинированные таблицы.
Анкетная методика предполагает быстрый однозначный ответ («да-нет») на заданный вопрос. Этот метод позволяет собрать данные о некоторых психологических характеристиках испытуемых, особенностях поведения и межличностных отношениях, а также социологические данные о доходах и расходах семьи и пр.
Метод наблюдения. Для изучения психологии этнической общности используется также метод наблюдения. Наблюдения дают начальные сведения об образе жизни, культуре, быте, поведении людей. Наблюдение требует большого опыта, особой способности увидеть специфическое в каждом явлении. Но даже при значительном опыте исследователь не в состоянии подняться над своей личностью и, прежде всего, регистрирует то, что кажется ему необычным. Результаты наблюдений оформляются в виде произвольных описаний, а это тоже их недостаток.
Чтобы сделать наблюдение более надежным методом, нужно предложить единые стандартизированные условия и объекты обследования, а главное, критерии оценки в целях сравнимости результатов необходимо выработать общие положения относительно отбора системы фактов (те того, что и как наблюдать).
Таким образом, методы, которые применяются в кросскультурных исследованиях, обладают большим количеством недостатков. Других методов, в которых эти недостатки отсутствовали бы, этнопсихология пока не выработала. Решение, очевидно, надо искать в комплексном использовании различных методов и их стандартизации.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 269.