Психология личности учителя. Проблемы профессионально- психологической компетенции и профессионально-личностного роста.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или “теория самого себя”. Я-концепция является динамическим психологическим образованием. Я-концепция профессиональная или Я – профессиональное, частный вид Я – концепции. В свою очередь, профессиональная Я - концепция может быть реальной и идеальной.

Всякий человек - независимо от профессии – при условии позитивного самовосприятия чувствует себя более удовлетворенным, повышается уверенность в себе, продуктивность работы. Основываясь на немногочисленных исследованиях Я – концепции учителей, можно предположить, что учителя с творческим подходом, “эффективные учителя” отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я – концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые принимают себя, с большей легкостью принимают других. Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с учениками и учителями с большей легкостью и поэтому более эффективно решают педагогические задачи. Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я – концепции личности. Самооценка значительно определяет социальную адаптацию, является регулятором поведения и деятельности. Педагогическая деятельность людей с низкой самооценкой менее эффективна, такие учителя пользуются меньшим уважением со стороны коллег в школе. Учителя и студенты педагогических учебных заведений обладающие негативной Я – концепцией, испытывают трудности социального и эмоционального порядка, которые вызывают тревожность, порождают стресс и в конечном счете отражаются на их преподавательской работе.

Как отмечается в психолого-педагогической литературе, одним из важных факторов успешной педагогической деятельности являются “личностные качества” учителя, выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть близки к личностным качествам, а также к способностям. К важным профессиональным качествам А.К. Маркова относит педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогический рефлексия.

Л.М. Митина выделяет более пятидесяти личностных свойств учителя, которые составляют психологический портрет идеального учителя: вежливость, вдумчивость, взыскательность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, доброжелательность, добросовестность, инициативность, искренность, настойчивость, наблюдательность, отзывчивость, порядочность, патриотизм, принципиальность и т.д. Стержнем этого портрета являются личностные качества направленность, уровень притязаний, самооценка, образ “Я”.

Р. Берн отмечает, что “хорошими” по общей оценки учащихся считаются учителя обладающие: эмоциональностью, личностной зрелостью, социальной ответственностью; способностью проявлять тепло и заинтересованность в общении; адекватностью восприятия. Самые низкие оценки получают учителя равнодушные, чрезмерно властные и не умеющие общаться с учащимися.

В отечественной психологии выделяют насколько подходов к педагогическим способностям, и их структуре. Можно выделить следующие основания для их классификации: условия эффективности педагогической деятельности (Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин), чувствительность к разным компонентам педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина).

Так, Н.Д. Левитов выделяет способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориентировку; организаторские способности.

Н.В. Кузьмина рассматривает педагогические способности как специфическую форму чувствительности педагога как субъекта деятельности и выделяет два уровня педагогических способностей.

Первый перцептивно-рефлексивный и включает три вида чувствительности: чувство объекта, чувство меры или такта, чувство причастности.

Второй уровень - проективный, соотносимый с чувствительностью к созданию, новых продуктивных форм обучения. Этот уровень включает гностические проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения, обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, и о самом себе. Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучающего воздействия. Конструктивные - проявляются в создании творческой рабочей атмосферы. Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений.

По определению А.К. Марковой профессиональная компетентность — это такой труд учителя, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты обученности и воспитанности школьников. Они и составляют пять блоков профессиональной компетентности. При этом компетенция учителя определяется также соотношением в реальном труде профессиональных знаний, умений, а также профессиональной позиции и психологических качеств. Удельный вес отдельных составляющих профессиональной компетентности неодинаков, одни из них являются приоритетными, другие второстепенными. Кроме этого у каждого учителя характеристики профессиональной компетентности складываются неравномерно в течение профессиональной жизни. Изучить и увидеть эту внутреннюю динамику означает оценить профессиональную компетентность, сделать прогноз профессионально-личностного роста.

Профессиональная компетентность специалиста должна состоять из таких компонентов, как духовно-нравственного, познавательно-творческого, институционального, коммуникативного. Морально-нравственный компонент профессиональной компетентности Моральные категории: 1. категория собственного морального сознания (моральный принцип, моральная норма, этическая категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор и т. д.); 2. нравственные отношения (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др.); 3. категории моральной практики или функционально-поведенческие. В них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных нравственных качеств на практике, в обыденном, повседневном поведении (моральный-аморальный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия и санкции).

В настоящее время
педагог для достижения профессиональной компетентности должен:
1. уметь рефлексировать личностную аксеологическую систему;
2. уметь диагностировать систему ценностных ориентиров группы и
вырабатывать индивидуальную траекторию духовно-нравственного
поведения;
3. уметь анализировать общекультурную и профессиональную
составляющие социальной среды;
4. уметь проводить морально-правовую оценку событиям и влияниям
социальной действительности.










Дата: 2019-07-31, просмотров: 247.