Не сформированность мотивации учения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Успешность учения во многом зависит от мотивации учения, от того личностного смысла, который учение имеет для ребенка. Если в первый класс ребенок приходит любознательным, желающим получить новые впечатления и выполнять задания учителя, то по мере его обучения в школе, особенно в подростковом возрасте, учителя все чаще сталкива­ются с негативным отношением учащегося к школе, к урокам, скукой, апатией, депрессией или агрессией. В подростковом и юношеском

возрасте учение приобретает либо смысл самообразования, либо становится формальной деятельностью1. Отсутствие познавательной мотивации учения часто ведет к стойкой неуспеваемости, которая вы­ступает причиной отклонений в поведении (Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990).

В лаборатории, руководимой Л. И. Божович, в 50-е гг . XX в. было установлено, что учебная деятельность побуждается иерархической системой мотивов.

Одни из них связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями и умениями); другие — с взаимоотношениями ребенка с окружающей средой (потребность в общении, одобрении, желание занять опре­деленное место в системе отношений). Таким образом, выделяются мотивы самой деятельности и широкие социальные мотивы, которые могут не зависеть от отношения человека к деятельности. Обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления любой деятельности (Л. И. Божович). И те, и другие мотивы побуждают к учению, если они являются личными мотивами, и формируются на основе базовых потребностей — в успехе, самореализации, развитии собственного «Я».

Поскольку соотношение мотивов играет важную роль в станов­лении личности, то отсутствие устойчивых мотивационных линий в структуре мотивационной сферы ребенка раскрывает ограниченность тех личностных возможностей и ресурсов, на которые он может о пе­реться в деятельности при выборе стратегии поведения для достижения цели. В личном опыте «неуспешных» детей нет тех внутренних моти­вационных схем, в которые они могли бы включить свою поисковую активность, а значит, они ориентированы на поиск вовне и являются зависимыми от условий той среды, в которую попадают.

Широкие социальные мотивы учебной деятельности важны для лю­бого ребенка, а для детей групп социального риска особенно, поскольку они, оказываясь исключенными из учебной деятельности, оказываются исключенными и из жизни общества. Поэтому все, что связано с восста­новлением отношений школьников с учителем и одноклассниками, с комфортным самоощущением в школе, с социальной активностью вовне учебной деятельности, становится мотивом, побуждающим учеб­ную деятельность.

Познавательный интерес является самым важным, самым престижным мотивом учения. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником. Интересы возникают под влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними. Интерес зависит от:

· 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности;

· 2) отношения школьника к учителю.

Хорошие учителя - это всегда мастера мотивации. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель должен:

1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;

2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей;

3) поддерживать положительную обратную связь;

4) заботить я о разнообразии методов обучения;

5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;

6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;

8) формировать чувство долга, ответственности;

9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 257.