Успешность учения во многом зависит от мотивации учения, от того личностного смысла, который учение имеет для ребенка. Если в первый класс ребенок приходит любознательным, желающим получить новые впечатления и выполнять задания учителя, то по мере его обучения в школе, особенно в подростковом возрасте, учителя все чаще сталкиваются с негативным отношением учащегося к школе, к урокам, скукой, апатией, депрессией или агрессией. В подростковом и юношеском
возрасте учение приобретает либо смысл самообразования, либо становится формальной деятельностью1. Отсутствие познавательной мотивации учения часто ведет к стойкой неуспеваемости, которая выступает причиной отклонений в поведении (Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990).
В лаборатории, руководимой Л. И. Божович, в 50-е гг . XX в. было установлено, что учебная деятельность побуждается иерархической системой мотивов.
Одни из них связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями и умениями); другие — с взаимоотношениями ребенка с окружающей средой (потребность в общении, одобрении, желание занять определенное место в системе отношений). Таким образом, выделяются мотивы самой деятельности и широкие социальные мотивы, которые могут не зависеть от отношения человека к деятельности. Обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления любой деятельности (Л. И. Божович). И те, и другие мотивы побуждают к учению, если они являются личными мотивами, и формируются на основе базовых потребностей — в успехе, самореализации, развитии собственного «Я».
Поскольку соотношение мотивов играет важную роль в становлении личности, то отсутствие устойчивых мотивационных линий в структуре мотивационной сферы ребенка раскрывает ограниченность тех личностных возможностей и ресурсов, на которые он может о переться в деятельности при выборе стратегии поведения для достижения цели. В личном опыте «неуспешных» детей нет тех внутренних мотивационных схем, в которые они могли бы включить свою поисковую активность, а значит, они ориентированы на поиск вовне и являются зависимыми от условий той среды, в которую попадают.
Широкие социальные мотивы учебной деятельности важны для любого ребенка, а для детей групп социального риска особенно, поскольку они, оказываясь исключенными из учебной деятельности, оказываются исключенными и из жизни общества. Поэтому все, что связано с восстановлением отношений школьников с учителем и одноклассниками, с комфортным самоощущением в школе, с социальной активностью вовне учебной деятельности, становится мотивом, побуждающим учебную деятельность.
Познавательный интерес является самым важным, самым престижным мотивом учения. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником. Интересы возникают под влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними. Интерес зависит от:
· 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности;
· 2) отношения школьника к учителю.
Хорошие учителя - это всегда мастера мотивации. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель должен:
1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
3) поддерживать положительную обратную связь;
4) заботить я о разнообразии методов обучения;
5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
8) формировать чувство долга, ответственности;
9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 292.