Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Мотивация учения. Причины неуспеваемости.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.
«Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.

 Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.
Оценка должна предшествовать отметке.
Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки

Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем:
-уровня учащегося относительно определенного эталона,
-уровня учащегося относительно класса в целом,
-уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий пе­риод.

На практике мы наблюдаем обратную картину: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Это не верно. Более того, комментарии часто носят краткий, свернутый характер.

Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным - оценочных суждений учителя, заключается,
во-первых, в указании на наиболее ти­пичные ошибки в учебной работе ученика,
во-вторых, в стимулирова­нии интереса к учению, открытии перспектив перед ним,
в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при выполнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях.

Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.
Небезынтересной является

Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой
-таких ситуаций в практике не возникает,
-предпочитают просто не реаги­ровать на подобные высказыва­ния учеников,
-начинают убеждать ученика в неправомерности его высказы­ваний.
-сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают возмож­ность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке

Перейдем теперь к рассмотрению функций оценок в учебном процессе:

1. Обучающая:
-дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
-способствует прибавле­нию, расширению фонда зна­ний;

2. Воспитательная:
-обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
-способствует формированию навыков систематического и добросовестного отно­шения к учебным обязанностям;

3. Ориентирующая:
-воздействует на умственную работу с целью осознания « процесса этой работы и понимания собственных знаний (Ананьев Б.Г.);
-формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;

4. Стимулирующая:
-оказывает воздейст­вие на аффективно-волевую сферу посредством пережива­ния успеха или неуспеха, формирования притязаний и наме­рений, поступков и отношений; оценка воздействует на лич­ность в целом;
-под ее непо­средственным влиянием ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы(Ананьев Б.Г.);

5. Диагностическая:
-фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности
-предполагает непре­рывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения,
-позволяет выявить причины отклонения от задан­ных це­лей и задач

6. Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя:
-позволяет учителю по­лучить информацию о качест­ве учебного процесса
-используются раз­личные формы контроля и оценки знаний: текущий, про­межуточный, итоговый, фрон­тальный, индивидуальный, уп­лотненный;

7. Личностно-ориентированная- формирование адекватной самооценки:
-формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников
-негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего являет­ся снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.

8. Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:
-положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на отношения с другими учениками.
-негативные оценки, нередко становятся изолированными и отвергнутыми в классе.
-не обоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников

Причины неуспеваемости учащихся условно объединяют в следующие группы:

· Педагогические: низкая эффективность работы учителя по органи­зации учебной деятельности учащегося, пропуски занятий, отсут­ствие дифференцированного подхода при обучении учащихся, недостаточный учет психологических и физиологических особен­ностей ребенка при планировании учебного процесса, недостаток заботы и любви родителей.

· Психологические: несформированность мотивов учебной деятель­ности, нарушение в эмоционально-волевой сфере, низкий уровень развития познавательных способностей, трудности усвоения учеб­ного материала; неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной деятельности.

· Соматические и физические: общая ослабленность организма, хро­нические заболевания.

· Нейрофизиологические: слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, артикуляции, микропоражения коры го­ловного мозга.

Такое разделение причин помогает не только понять роль учителя в создании необходимой среды для успешности школьника, но и определить основные траектории взаимодействия врачей, психологов, педагогов и родителей.

Л. С. Славина выделила несколько причин неуспеваемости: 1) не­достаточное развитие общественных мотивов учения (неправильное отношение к учению); 2) недостаточная интеллектуальная активность ученика; 3) неправильно сформировавшиеся навыки и способы учеб­ной деятельности; 4) неумение трудиться; 5) отсутствие познаватель­ных и учебных интересов.

Прокомментируем более подробно основные причины неуспевае­мости в контексте современного развития педагогической психологии.




































Дата: 2019-07-31, просмотров: 299.