Несмотря на многообразие существующих научных школ, большинство социальных психологов соглашаются с правомерностью пяти основных выводов социальной психологии.
1. Первый говорит о том, что социальные ситуации оказывают на индивидуальное и групповое поведение более сильное воздействие, чем мы это признаем в нашей индивидуалистической, ориентированной на личность культуре.
2. Второй вывод касается конструирования социальной реальности: социальная ситуация является коллективно сконструированной реальностью, которая существует не «сама по себе», а создается в нашем сознании и передается от одного источника социальной коммуникации к другому посредством слухов, сплетен, ритуалов, фольклора, школьных уроков и даже расистских трактатов.
3. Третий вывод: даже лучшие из нас допускают иррациональное поведение и сопутствующие ошибки интуиции.
4. Как уже отмечалось, присутствие других людей — будь то компания друзей, группа коллег по работе либо случайное сборище незнакомцев — оказывает воздействие на решения и поступки отдельных индивидов, поэтому четвертый вывод социальной психологии касается особой важности группового динамизма.
5. Ну и наконец, социальные психологи добавили к этому набору принцип, который провозглашает возможность исследовать сложные социальные ситуации и находить практические решения возникающих проблем, а затем применять полученные знания для совершенствования нашей личной и социальной деятельности.
Структура социальной психологии, то есть система ее категорий, окончательно еще не установлена. Однако анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий:
1. предмет и методы социальной психологии;
2. личность и общество, социализация личности;
3. общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;
4. структура и социально-психологическая организация социальной группы;
5. общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;
6. психология больших социальных групп; массовидные социальные явления – общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание;
7. психология коммуникации и массовых средств коммуникации;
8. управление социально-психологическими процессами.
14. Понятие нормы в специальной психологии. Виды норм.
Норма – правило, образец; меняется по мере развития общества. Понятие нормы условно.
Виды:
1)Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании определенной группы людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Обычно стат. норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического. Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как патологию.
2)Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
3)Индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека.
4)Нормативная. Предварительно установленная идеальный образец.
Показатели отклонения от нормы: 1.социальная адаптация, дезадаптация; 2.адекватность, неадекватность поведения; 3.невозможность оказывать воспитательное или обучающее воздействие; 4.деградация, замедленное развитие психики. Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 319.