1) ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА к ребёнку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи ребёнку с психофизическими нарушениями не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, а рассматривается личность в целом со всеми её индивидуальными особенностями
2) КАУЗАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП. Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии должна быть больше сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Реализация этого принципа способствует устранению причин и источников отклонений в психическом развитии больного ребёнка.
3) ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ. Психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий. Её эффективность в значительной степени зависит от учёта клинических и педагогических факторов в развитии ребёнка. (Например, психолог должен владеть полной информацией о причинах и специфике заболевания ребёнка, предстоящей тактике лечения, сроках госпитализации, перспективах медицинской реабилитации).
4) ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. Психологическая помощь должна осуществляться с учётом ведущего вида деятельности ребёнка. (Например, если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник, - то в учебной).
Кроме того, в коррекционной работе необходимо ориентироваться на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребёнка и подростка. Это особенно важно при работе с детьми с выраженными эмоциональными нарушениями.
Эффективность психологической помощи в должной мере зависит от использования продуктивных видов деятельности ребёнка (рисования, конструирования и др.).
5) ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Категория развития, являющаяся центральной в отечественной и зарубежной психологической науке, выступает как важный методологический принцип психологии. Процесс развития в психологии рассматривается как сложный кумулятивный процесс. Каждая последующая стадия психического развития включает в себя предыдущую, трансформируясь при этом. Количественное накопление изменений подготавливает качественные изменения в психическом развитии.
Принцип развития должен быть положен в основу любого вида деятельности в работе с детьми с проблемами в развитии от диагностики до психоразвивающих и коррекционных мероприятий.
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА очень важен для понимания нарушений развития. Ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). В психологии детерминация понимается как закономерная и необходимая зависимость особенностей психического развития от порождающих их факторов.
Согласно принципу детерминизма, каждая атипия развития обусловлена специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразна по механизмам своего возникновения.
9. Методы специальной психологии
1) Индивидуальный и групповой лабороторно-психологический эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий которые выявляют какой-либо психологический факт
2) Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта изучение заключающееся в фиксации проявления поведения и получение суждений о субъективных психических явлениях.
3) Изучение продуктов деятельности ( анализ письменных работ детей, изучение рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения)
4) Анкетирование - группа психодиагностических методик, года задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
5) Проективные методики - предназначены для диагностики личности, позволяют оценить уровень интеллектуально развития, характерологические особенности и актуальные эмоциональные состояния.
Выделяют: методики структурирования,т.е формирование стимулов, придание им некоторого смысла; методики конструирования - это создание из деталей осмысленного целого; методики интерпретации - это истолкование каких-либо событий, ситуаций; методики дополнения - например незаконченные предложения; методики экспрессии - например рисование; методики катарсиса - игровая деятельность в особо организованных условиях; методики импрессии - предпочтение одних стимулов другим.
6) Обучающий эксперимент - форма естественного эксперименты, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при из целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не только наличное состояние знаний, умений и навыков, а сколько особенностей из становления.
7) Условно рефлекторные
8) Анализ функциональных связей - изучаются взаимосвязи между зависимыми переменными и независимыми переменными.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 247.