Особенности темперамента обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений.

В некоторых профессиях требованиями к динамическим свойствам темперамента настолько высоки, что возникает надобность в профотборе. Пример: лётчики-испытатели, диспетчера, операторы сложных производств – необходимо обладать подвижным и сильным типом нервной системы. Но в большинстве профессий свойства темперамента, сказываясь на динамике процесса деятельности, не влияют не ее конечную продуктивность.

Индивидуальный стиль возникает не сразу, а вырабатывается и совершенствуется, если человек активно ищет приемы и способы, помогающие ему применительно к своему темпераменту достигать лучших результатов.

При совместной деятельности свойства темперамента взаимодействующих людей могут оказать существенное влияние на конечный результат. Более благоприятное сочетание: холерик с флегматиком, менее с сангвиником. Худший результат при совместной работе двух холериков. Флегматик хорошо сочетается с любым типом темперамента, кроме своего собственного.

Одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют во что они разовьются – в достоинства или недостатки. Поэтому задача воспитания заключается не в переделывании темперамента из одного в другой, что невозможно, а путем систематического содействия развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

15. Охарактеризуйте коммуникативную сторону общения.
В ходе общения одним из важнейших аспектов взаимодействия выступает обмен информацией: различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Коммуникация (от англ. communicate- сообщать передавать) – одна из сторон человеческого общения – информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п.). Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация, так как человек, выполняющий определенную работу, ориентируется на оценку и мнение других о его работе.

Процесс обмена информацией характеризуется следующими признаками:

1. В процессе обмена информацией мы имеем дело в двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом. Любое общение предполагает взаимное информирование, налаживание совместной деятельности. Особую роль играет значимость информации: информация должна быть не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве: деятельность, общение и познание.

2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к различным социальным, политическим, религиозным группам или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь, то идет речь о вербальной коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация – побуждение к действию в заданном направлении; интердикция – побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Для того, чтобы информация точно дошла до адресата американский исследователь Гарольд Лассуэлл предложил для изучения убеждающего воздействия СМИ модель коммуникативного процесса, которая включала 5 элементов:

1. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2. Что? (передается) - Сообщение (текст)

3. Как? (осуществляется передача) - Канал

4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5. С каким эффектом? - Эффективность

Рассмотрение коммуникативной стороны общения предполагает обращение к такому понятию, как субъективная информативность личности.

Субъективная информативность личности – характеристика субъекта, указывающая на степень его осведомленности о предмете, средствах общения, собеседнике и других компонентах процесса общения. На субъективную информативность личности влияют многие факторы. Среди них можно выделить:

• индивидуально-психологические свойства субъекта;

• предыдущий опыт межличностного взаимодействия;

• возрастные особенности;

• когнитивные характеристики;

• социокультурный уровень;

• уровень общей психологической культуры;

Во многом результат любого взаимодействия зависит от уровня субъективной информативности участников. При недостаточном уровне может возникать непонимание, общение будет затруднено вследствие возникновения различного рода барьеров, каузальных атрибуций и т.д. Рассмотрим более подробно понятие барьер общения.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Выделяют: барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия, барьеры отношения.

1. Барьер понимания. Возникновение данного барьера может быть связано с рядом причин психологического порядка. Например, барьер понимания может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации (фонетическое непонимание). Барьер фонетического непонимания может быть вызван невыразительной быстрой речью, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Семантический (терминологический) барьер связан с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, о «детской» логике и т.д.

2. Социально-культурные барьеры – это социальные, политические, половозрастные и профессиональные различия между партнерами по общению, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

3. Барьеры отношения – это психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Рассматривая в предыдущем вопросе виды общения, мы указали, что процесс обмена информацией идет двумя каналами: вербальным (при помощи речи) и невербальным. Невербальное общение имеет принципиальное значение в процессе передачи информации от коммуникатора реципиенту.

Напомним, что Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, т.е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Психолог Аллан Пиз считает, что при помощи невербальных средств общения передается до 80% информации.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

1. Кинесика изучает внешние проявления человека, включающие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела – осанку, походка, позы), жесты и взгляд.

2. Экстралингвистика исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика – громкость, тембр, ритм, высоту звука.

3. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание).

4. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство).

Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека, пола, типа темперамента, социального статуса, национальности.

Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжении или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит, радость, гнев, печаль, то есть самые распространенные эмоциональные состояния лица. Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками.

Улыбка является универсальным средством невербального общения. Она обозначает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения о том, что человек улыбается не только тому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее. Улыбка украшает человека, дарит радость встречи, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению. Улыбка может быть дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, несмешливая и т.д. Следует помнить, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника.

Взгляд – это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения или сомнения.

Жесты. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки. Даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, – согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, – партнерское рукопожатие. Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и движением чувств человека.

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:

- жесты оценки, при которых человек оценивает информацию (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание);

- жесты самоконтроля (руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился в подлокотники);

- жесты доминирования (жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз);

- жесты расположения (прикладывание руки к груди, означающее честность, прикосновение к собеседнику).

Поза – это положение человеческого тела. От умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации. Наиболее информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни являются запретными, а другие – нормативными.

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

- открытую, характеризующую искренность и правдивость (открытые ладони рук, развернутые навстречу собеседнику, руки и ноги не скрещены, расстегнутый пиджак;

- закрытую, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации (скрещенные руки, посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их;

- поза готовности, характеризующая желание активных действий, энтузиазм в достижение цели (руки лежат на бедрах, туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади.

Важное место для общения имеет голос, который является выразителем наших чувств. Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе; очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия. В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Каждому человеку необходимо работать над постановкой голоса, особенно учителю. Существенной значение имеет гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Кроме того, очень важен тон речи, то есть окраска, голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр – это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Неслучайно есть голоса, которые нас привлекают и надолго завораживают.

Одним из важнейших средств может стать умелое использование пауз, которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания.

Проксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения. Выделяю 4 пространственные зоны, или дистанции в общении:

1. интимная (от 0 до 45 см). Является самой важной дистанцией и охраняемой человеком. Проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям;

2. личная (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей;

3. социальная (от 120 см до 400 см). Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, которых мы не очень хорошо знаем (новичок в группе, новый сотрудник в коллективе);

4. общественная или публичная (от 400 см до 750 см). При общении с большим количеством людей.

Определяющим фактором расстояния между общающимися являются социально-возрастные различия.

Итак, невербальное поведение человека, несмотря на свою подчиненность языку, обладает относительной самостоятельностью, формируется в конкретной культуре и несет ее отпечатки и не всегда осознается человеком. Это может приводить к возникновению коммуникативного диссонанса, когда наблюдается расхождение между вербальным и невербальным уровнями сообщения информации.
Общение

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Краткий психологический словарь. М., 1985

Общение бывает двух видов: вербальное общение - использование речи, т.е. значение и смысл слов, и невербальное общение - использование мимики, пантомимики, жестикуляции, визуального контакта, проксемики, пара- и экстралингвистика.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1) Коммуникативная сторона общения - обмен информацией между людьми. 2) Интерактивная сторона - организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

3) Перцептивная сторона общения - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими сторонами условны и могут сливаться и дополнять друг друга.

К средствам общения относятся:

1) Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

2) Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5) Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения принято выделять этапы:

1) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3) Ориентировка в личности собеседника.

4) Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Установление контакта.

7) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

8) Обмен мнениями, идеями, фактами.

9) Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящим не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 6.