В доминировании низкой потребности в общении, отсутствии интереса к педагогическому процессу, снижении включенности во взаимодействие с партнером и т. д.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В исследованиях по изучению затрудненного делового общения также рассматриваются сбои, трения, конфликты, которые обусловлены ролевой позицией партнеров. В результате делается вывод, что субъект затрудненного делового общения:

1) стремится к индивидуальному стилю выполнения задачи;

2) часто чередует уход и возобновление контакта с партнером или полностью отказывается от контакта;

3) симулирует несогласие с целью дезинформации партнера и сокрытия от него правильных способов решения задачи;

4) выбирает не соответствующие характеру деятельности невербальные и вербальные средства общения;

5) использует чрезвычайно свернутые формы обращения;

Предпочитает громкую речь и т.д. Подчеркивается, что характеристики субъекта затрудненного делового общения преимущественно обусловлены его антипатией, неприятием, враждебностью и неуважением к своему деловому партнеру, а также его эмоциональной нестабильностью.

Отдельную группу работ составляют те, в которых обсуждаются причины иерархии членов группы, их социально-психологический статус. Традиционно в отечественной психологии в каче-

 

стве причин социально-психологического статуса личности в группе рассматриваются различные характеристики самой группы, общения ее членов, их индивидно-личностные особенности. Перечень этих характеристик указывает на то, что многие из них принадлежат субъекту либо затрудненного, либо незатрудненного общения. Данный вывод подтверждается тем, что и в этом направлении изучения личности в социальной психологии анализируются главным образом ее социальные способности, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, система отношений с другими и т. д. Социально-психологический статус субъекта обсуждается также с точки зрения его коммуникативных, социально-перцептивных и интерактивных навыков, средств и способов общения. Кроме того, подчеркивается, что социально-психологический статус личности в группе определяется тем, насколько она удовлетворяет социальные потребности других членов группы. Отсутствие желания у одного из участников общения удовлетворять свою потребность в психологическом контакте с кем-либо из членов группы наблюдается тогда, когда партнеру присущи многие из социально-психологических характеристик субъекта затрудненного общения. Показателем того, что данный человек является субъектом затрудненного общения, является число участников группы, демонстрирующих нежелание такого рода. С увеличением числа участников группы, отказывающихся удовлетворять свою потребность в общении с определенным партнером, увеличивается вероятность того, что он (партнер) относится к субъектам затрудненного общения. Для исследования специфики межличностных связей и предпочтений членов группы в отношении друг друга используются социометрический тест и его модификации, позволяющие определить место личности в группе как субъекта общения, деятельности и познания. Работы, проделанные в этой области, позволяют заключить, что независимо от уровня развития группы и ее половозрастного состава статус отвергаемого как в личном, так и в деловом плане будет иметь член группы, для которого характерны такие личностные характеристики, как гипертребовательность, нетерпимость, неприязнь, демонстрируемая другим членам группы, некритичность по отношению к себе, стремление больше контролировать и приказывать, чем советовать и убеждать. Отсюда можно сделать вывод, что одним из объективных критериев описания субъекта затрудненного общения является его социально-психологический статус, а именно статус активно отвергаемого другими членами группы.

Соответствие социокультурным нормам поведения как критерий описания субъекта общения представлено чаще всего в работах, изучающих поведение больших и малых групп. Данный показатель также фигурирует в исследованиях лиц с антисоциальной

 

направленностью. Часть работ последнего времени, в которых анализируется субъект затрудненного – незатрудненного общения, посвящены рассмотрению роли этнического фактора. Из этих работ и ряда зарубежных исследований следует, что субъект затрудненного общения, во-первых, отличается противоречивостью интериоризованных ценностей и социокультурных норм, неустойчивостью идентификации и самоопределения, а во-вторых, выступает носителем личностных качеств, которые в культуре партнера по общению имеют иную (противоположную, более низкую, более высокую) ценность выражения, другую степень важности и особым образом группируются в иерархические связи.

Особенно много информации о субъекте затрудненного общения дают исследования, посвященные анализу делинквентного, девиантного поведения подростков, а также работы, в которых изучаются социально-психологические особенности общения и взаимодействия преступников. В работах С. А. Беличевой дается представление о разных типах социальных отклонений, характерных для несовершеннолетних. Большое внимание уделяется анализу отклонений агрессивной ориентации, проявляющихся в действиях, направленных против личности (тяжкие преступления, изнасилования, убийства и т.д.). Отмечается, что систему внутренней регуляции несовершеннолетних составляют ценностные ориентации, ценностно-нормативные представления, отношения, установки, деформированные в процессе прямой и косвенной десоциализации. Деформации выражаются в смещении позитивной оценки социальных ценностей на негативную, в формировании антиобщественных ценностно-нормативных представлений, что обусловливает развитие межличностных отношений жестко-авторитарного, педантично-подозрительного или отстранен но-равнодушного типов. Сделанные С. А. Беличевой выводы позволяют заключить, что субъект затрудненного общения с антисоциальной направленностью, в отличие от субъекта затрудненного общения с просоциалъной направленностью, имеет набор ценностно-нормативных представлений, допускающих авторитарное, жестокое обращение с другими людьми. В других исследованиях (И. А. Кудрявцев, Г.Б. Морозова, А. С. Потнин, А. Д. Кирзяков, О.Ф.Семенова) также доказывается, что субъектам затрудненного общения с антисоциальной направленностью поведения свойственны дефицит и незрелость нравственных эталонов, преобладание суждений о том, что нормы ими не нарушаются.

Еще более выразительно представлены эти и другие характеристики субъекта общения в исследованиях А.Н.Сухова [174] и В. И. Шмыкова [200], посвященных изучению криминогенного общения осужденных. Они констатируют смещение оценки социальных норм и собственного поведения у таких людей. А. Н. Сухов

 

подчеркивает, что особенностями общения людей, лишенных свободы, являются деформации объема и содержания общения за счет сужения набора средств обращения, ограничивающихся формами психологического и физического насилия. Поводом к применению насилия в общении, по мнению исследователя, выступает «...неправильное восприятие целей, внешнего облика и речи одной из сторон общения» [174, с. 78]. В. И. Шмыков отмечает, что, наряду с индивидуальным стилем коммуникативной активности осужденных, отличающимся отрицательной, активно-жестокой, антисоциальной направленностью, для них характерны такие формы отношения – обращения к другому, как властная независимость, жестокость, склонность к социальной мимикрии, коварство, хладнокровие и расчет.

В ряде зарубежных исследований также отмечается, что субъекты с антисоциальным поведением демонстрируют следующие формы обращения:

1) не слушают или притворяются, что не слышат другого;

2) игнорируют высказывания и мнения партнера, его права и желания;

3) нарушают пространственные границы;

4) совершают поступки независимо от желания участников общения;

5) навязывают чувство вины;

Дата: 2019-07-31, просмотров: 223.