Ренним стремлением к сохранению уникальности и ценности другого и самого себя.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пример описания субъекта затрудненного общения с позиций гуманистической психологии приведен в работе Л. И. Рюмшиной [159]. Она анализирует различные виды общения и обращается к рассмотрению манипуляции как изначально деформированного и несбалансированного общения. Выделенные ею характеристики манипулятора и способы его общения и взаимодействия превращают его в субъекта затрудненного общения, который использует другого как вещь, искажает информацию любого характера в угоду своим целям, использует ложь, угрозы, шантаж и т. д.

Ряд характеристик субъекта общения, приведенные в вышеобозначенных работах, описываются в концепции «неадаптивной активности». Ее автор – В.А.Петровский подчеркивает, что субъект общения постоянно ощущает свою представленностъ другому, свою связь с другими людьми, свою продолженность в системе отношений с ними. Эти характеристики субъекта общения, выступая в качестве критериев его описания, задают направленность психологических особенностей субъекта затрудненного и незатрудненного общения. Субъект незатрудненного общения ощущает свою представленностъ в других людях в полной мере, его активность неадаптивна, что характеризует его как агента изменений, направленных на развитие себя и других. Преобразовательная активность субъекта затрудненного общения носит дезадап-тивный характер, обезличивает другого, разрушает и его, и себя.

Субъект затрудненного общения – это также индивид, осознающий свою связь со значимыми другими как неудовлетворяющую его базовую потребность в подтверждении. Неподтвержденность развивает в нем недоверчивость, подозрительность, враждебность, отчужденность, подавленность, стремление доминировать, эмоциональную холодность, неадекватность восприятия и понимания других людей, снижает способность прогнозировать события, стимулирует непоследовательность и противоречивость поступков.

Таким образом, субъект затрудненного общения наделен такими особенностями, которые делают установление подлинного контакта, сокращение психологической дистанции, развитие глубоких межличностных отношений и удовлетворение базовых социальных потребностей недостижимыми, невозможными, что деформирует личность, разрушает ее внутренний мир, нарушает связи с внешним миром.

В отличие от субъекта затрудненного общения субъект незатрудненного общения удовлетворен тем, как подтверждают его значимые другие. Для него характерно отсутствие страха отвержения, направленность на свой внутренний мир и мир другого че-

 

Ловека, глубокое проникновение в него, понимание других людей. У него преобладает внутренняя мотивация поддержания ценности, уникальности и неповторимости партнера по общению, его ведущими установками выступают установки на сотрудничество и диалог, что обеспечивает подлинное развитие и взаимное глубокое понимание.

Типология активности субъектов в социально-психологических ситуациях, предложенная К. А. Абульхановой-Славской, – это еще одна возможность интерпретации субъекта затрудненного – незатрудненного общения. Выводы ее работы позволяют заключить, что субъект затрудненного общения отличается от субъекта незатрудненного общения несбалансированной саморегуляцией, у него низко развита способность адекватно использовать внешние и внутренние критерии социально-психологических ситуаций, он имеет низкие показатели самоконтроля, непредсказуемые реакции на критику и нереальные притязания.

Следуя принципам построения типологии активности субъекта, разработанным К. А. Абулъхановой-Славской, Е. Б. Старовой-тенко предложила типологию субъектов отношений [167]. Типы субъектов отношений выявляются автором на основе 1) выделения позитивных и негативных тенденций в отношениях, 2) степени целостности–разобщенности отношений, 3) степени противоречивости отношений и способа ее разрешения, 4) степени деструктивности отношений, 5) уровня активности отношений. Опираясь на данные критерии, можно заключить, что субъектом затрудненного общения будет выступать представитель такого типа субъекта отношений, для которого свойственны разорванность отношений, преобладание негативных и деструктивных тенденций в отношениях, высокая степень противоречий в отношениях, доминирование деструктивных способов их разрешения, отсутствие перспективы реализации отношений. В противоположность этому субъект незатрудненного общения является представителем типа субъекта отношений, для которого характерны единство отношений, преобладание позитивных и развивающих тенденций в отношениях, доминирование развивающих способов разрешения противоречий, возможность реализации отношений, способствующая продуктивности и результативности.

В исследовании Т. А. Аржакаевой в качестве характеристик субъекта общения исследуется направленность в общении, сила «Я» и коммуникативная активность. В процессе работы она приходит к выводу, что индивид, затрудняющий общение, – это не тот, у кого отсутствуют социально желательные черты (обаятельный, добросовестный и т.д.), а тот, у кого обнаруживаются свойства коммуникативной пассивности и слабости «Я» (неуверенность в себе, робость, замкнутость, необщительность, зависимость от

 

Внешних обстоятельств и оценок, безынициативность, недостаточный самоконтроль и саморегуляция состояний). Индивиды, неуспешные в общении, имеют преимущественно манипулятивный, авторитарный и монологический типы направленности в общении. Субъект незатрудненного общения характеризуется коммуникативной активностью, силой «Я», высоким самоконтролем, сбалансированной саморегуляцией, адекватными притязаниями, у него не наблюдается преобладания манипулятивного, авторитарного и монологического типов направленности в общении.

Традиция изучения роли личностных образований в возникновении затрудненного – незатрудненного общения в отечественной психологии складывалась под влиянием работ А. А. Бодалева и Е. В. Цукановой, В. Н. Куницыной. В исследованиях их последователей особое внимание уделяется особенностям установок, мотивации, ценностных ориентации, отражающих опыт формирования системы отношений. В них рассматривается субъективный и объективный уровни психологических последствий преобразовательной активности субъекта общения. Показателем субъективного уровня психологических последствий преобразовательной активности служат изменения эмоционального самочувствия человека в направлении роста неудовлетворенности общением, появление внутриличностного и нервно-психического напряжения, негативно окрашенных эмоциональных состояний. Показателями объективного уровня психологических последствий проявления преобразовательной активности выступают реальные формы взаимодействия – конфликты, сбои, трения, а также личностные разрушения, вплоть до физического и психологического уничтожения человека. Необходимо отметить условность разделения преобразовательной активности субъекта на объективный и субъективный уровни, так как субъективные переживания являются не менее объективными, если приводят к реальным изменениям личности и общения.

На основе параметров субъективности –объективности затрудненного общения В. Н. Куницына выделила три вида затруднений в общении (трудности, барьеры и нарушения), отличающиеся соотношением субъективной неудовлетворенности общением и степенью тяжести объективных последствий и их негативного влияния на развитие участников общения [92, 95]. Появление трудностей с наименее тяжелыми психологическими последствиями обусловлено соотношением желаний, умений и возможностей общаться, свойственных субъекту общения. Например, субъектом затрудненного взаимодействия, общение с которым приводит к наименее тяжелым психологическим последствиям, в данном случае будет человек, который хочет общаться, имеет такую возможность, но не умеет общаться. Ему свойственны невоспи-

 

Танность, беззастенчивость, эгоцентризм, приводящие к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения окажется индивид, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет общаться. Он глубоко интровертирован, самодостаточен, у него отсутствует мотивация общения.

Описание субъекта затрудненного общения, для которого характерно создание барьеров в общении, включает другой набор характеристик. Такому человеку свойственны предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. В свою очередь, субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в процесс общения, имеющие наиболее тяжелые психологические последствия, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславием, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрированности межличностных потребностей.

Таким образом, опираясь на результаты исследований В. Н. Ку-ницыной, можно указать на такой критерий описания субъекта затрудненного общения, как сила, тяжесть психологических последствий преобразовательной активности, которая повышается с расширением спектра отношений к себе и другому, имеющих отрицательную модальность, и с ростом степени фрустрированности межличностных потребностей.

О взаимосвязи установок субъекта общения и выбора им стиля общения пишет В. А. Горянина. Ее исследования позволяют сказать, что одним из критериев выступает степень продуктивности стиля общения. Непродуктивный стиль является характеристикой субъекта затрудненного общения. Ему соответствуют следующие установки:

1) обесценивание самого себя;

2) недоверие к людям и миру в целом;

3) обреченность на одиночество;

Дата: 2019-07-31, просмотров: 225.