Агрессивно-обесценивающий стиль коммуникации, который выражается в запугивании и покорении другого, в бесконечной насильственной конкуренции с ним по типу «ты или я».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зарубежных исследованиях, посвященных изучению затрудненного общения, также большое внимание уделяется исследованию роли личностных образований в возникновении феноменов затрудненного – незатрудненного общения и делается акцент на рассмотрении объективных показателей тяжести психологических последствий проявления затруднений в общении. В большинстве исследований указывается, что низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие мотивации и желания общаться, преобладание негативно окрашенных эмоциональных состояний, наличие внутриличностных конфликтов являются детерминантами появления затрудненного общения. Человек, имеющий такие особенности, выступает субъектом затрудненного общения.

Английскими психологами был использован уровневый подход к анализу роли социально-психологических параметров субъекта общения в возникновении затрудненного общения. При этом внимание обращалось на степень тяжести последствий затрудненного общения или социальную значимость возникших затруднений и осознанность участниками затрудненного взаимодействия (по сравнению со сторонним наблюдателем) тех или иных параметров общения [220]. Так, к первому уровню, с наименьшей тяжестью психологических последствий, относится такое затрудненное общение, участники которого недостаточно осознают появление пауз в речи, прерывание повествования, быстрый переход с одной темы разговора на другую. Второй уровень затрудненного общения раскрывается в таких показателях взаимодействия, как слабое непонимание или неверная интерпретация желаний собеседника, ожидание появления трений в общении. Названные характеристики мало осознаются партнерами по общению. Следующий уровень отличается от первых двух тем, что участники общения частично осознают отсутствие коммуникативных навыков и мотивации общения. На четвертом уровне затрудненного общения партнеры хорошо осознают недостижение или расхождение целей общения, фрустрацию потребностей, противоречивость в выражении стремлений и желаний, грубые нарушения норм и правил взаимодействия. На пятом уровне появляется частичное осознание межкультурньгх различий в нормах общения и взаимодействии, приводящих к непониманию и отчуждению. Шестой, наиболее высокий, уровень затрудненного общения раскрывается в серьезности психологических последствий и их социальной значимости, обусловленных различиями в идеологических предпосылках общения, дисбалансом распределения социального контроля, которые практически не осознаются участниками взаимодействия.

 

В отдельную группу исследований выделяются работы, в которых влияние личностных образований на возникновение затрудненного–незатрудненного общения анализируется с точки зрения гендерного подхода. Особое внимание уделяется рассмотрению затрудненного общения между мужчинами и женщинами. В ряде работ подчеркивается, что мужчина выступает субъектом затрудненного общения для женщины, когда он стремится к иерархии в отношениях и пытается насильно завладеть вниманием собеседницы. Напротив, женщина характеризуется как субъект затрудненного общения для мужчины, если она не приемлет подчинения, стремится к власти, не показывает своих переживаний, отличается нечувствительностью. Отмечается, что от женщин как субъектов незатрудненного общения требуется развивать в себе особую сензитивность к разнообразным параметрам поведения мужчин, компенсировать отсутствие эмоциональной экспрессивности у них, помогать мужчинам выражать себя и т. д. Для мужчин считается приемлемым неверное толкование стремлений и желаний женщин и восприятие разнообразия в их поведении как некомпетентность.

В качестве субъективных показателей затрудненного общения многие авторы рассматривают различные характеристики личности как субъекта, соотнося их со структурными компонентами общения. Перечень этих характеристик определяется представлениями авторов о структуре общения. Учитывая то, что общение изучается как сложное структурное образование, а сами элементы структуры выделяются на основе различных критериев, трудно осуществить систематический анализ критериев описания субъекта. Поэтому мы будем придерживаться классического представления о структуре общения, так как в нем наиболее полно отражены различные стороны общения и его элементы. В рамках данного подхода выделяются основополагающие элементы структуры общения: внутренняя, мотивационная, сторона общения и внешняя, инструментальная, сторона. Исходя из этих критериев можно составить два варианта описания субъекта затрудненного общения. В первом варианте это человек, у которого неразвиты инструментальные навыки, умения, поэтому он не способен создавать целостный образ партнера, правильно строить свои действия, ему свойственна импульсивность, несдержанность. Способы, которые он использует для выражения своих мыслей и желаний, являются неадекватными и не опираются на ситуацию общения в целом. Другой вариант описания субъекта затрудненного общения учитывает особенности его мотивационной сферы. В общении такой человек не находит возможности удовлетворить свои ведущие потребности. Мотивы такого человека отличаются эгоистической направленностью.

 

Понимание структуры общения как многокомпонентной, состоящей из коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон, позволяет описать субъекта затрудненного – незатрудненного общения с точки зрения его коммуникативной, социально-перцептивной и интерактивной деятельностей. Одним из вариантов субъекта затрудненного общения будет человек, имеющий определенные социально-перцептивные особенности. От субъекта незатрудненного общения его отличает то, что он постоянно искажает оценку качеств партнера, для него характерна эскалация атрибуции, преобладание в процессах понимания и интерпретации другого человека оценочного компонента- Он не способен поставить себя на место партнера, у него низкий уровень рефлексии, сопровождающийся сопротивлением осознанию причин своих затруднений и нежеланием что-либо менять в поведении.

Ряд исследователей [197, 198, 207, 208] связывают характеристики социально-перцептивной сферы субъекта общения с особенностями когнитивного стиля и такими его составляющими, как полезависимость–поленезависимость, понятийная дифференцированность и когнитивная сложность–когнитивная простота. Опираясь на результаты данных работ, можно заключить, что 1) для субъекта затрудненного общения независимо от того, является ли он полезависимым или поленезависимым, свойственно неумение адаптировать свое поведение к требованиям ситуации общения и особенностям партнера, 2) субъект затрудненного общения отличается недифференцированностью оценок себя и других, стереотипизацией восприятия окружающих, что обеспечивает перенос опыта затрудненного общения из ситуации в ситуацию, 3) для субъекта затрудненного общения характерна когнитивная простота, обусловливающая искажения в формировании представлений о личности другого, несбалансированность аффективно-когнитивных детерминант общения за счет давления аффективной сферы.

В целом субъекта затрудненного общения от субъекта незатрудненного общения отличает уровень развития ряда социально-перцептивных способностей, обусловливающих эффекты межличностного познания:

1)низкий уровень развития способности понять другого человека, неумение вникать в виртуальные процессы и состояния душевных движений окружающих, невозможность видеть мир глазами другого человека, неадекватность воссоздания представлений и содержания воздействий;

2)низкий уровень развития способности к эмпатии, в которой преобладает эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия и содействия, неадекватность восприятия эмоциональных состояний другого;

 

3) низкий уровень развития способности к идентификации;

4) низкий уровень способности к психологической проницательности, которая позволяет мгновенно осознать проблему, возникшую в процессе межличностного общения, и быстро найти решение, опираясь на собственное чувственное восприятие;

5) низкий уровень развития сензитивности;

Дата: 2019-07-31, просмотров: 215.