Возрастные особенности социальной перцепции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. Бодальов, исследуя возрастные особенности социальной перцепции , утверждает, что в дальнейшем новые переживания, которые возникли у ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, во время выполнения задач по самообслуживанию, в игре, на занятиях, которые готовят его к школе, облегчают развитие одних представлений о людях и ухудшают развитие других, способствуют формированию однозначного или дифференцированного представления об отношении к людям.

Уже на этой стадии формирование у ребенка образа других людей определяется не только простым поведением и действиями этих людей, но и тем, что представляет собой сам ребенок как личность, какие первоначальные черты характера у него уже сформировались, как он умеет вести себя среди себе подобных, контактировать с ними, слушать взрослых и т.д.

Особенностью мысли, которую дошкольник выражает про другого человека, является ее большая изменчивость, ярко выраженная неустойчивость, ситуативность. Вообще, доказано, что большую роль в выработке у ребенка представления о другом человеке играет внешний вид, поведение того человека, особенности взаимоотношений между ровесниками в детской группе.

В отношении детей младшего школьного возраста, то одним из основных объектов познания в этом возрасте становится поведение сверстников, их действия и поступки. Известно, что дети младшего школьного возраста могут выделять во внешнем виде ровесника только элементы, такие как рост, цвет глаз, волос и др. Если внимание фиксируется на одежде, то преобладает простой перечень признаков, отсутствуют характеристики : мимические особенности сверстников, специфики их языка, осанки, походки.

В характеристике выбранных элементов преобладает неопределенная оценка — «нормальный». В этом возрасте, по мнению многих исследователей, социальная перцепция сформирована недостаточно, а информация, которая поступает извне, медленно осознается, не выражается в четких понятиях. То есть можно констатировать, что в этом возрасте умение оценить поведение ровесников приходит постепенно, по мере того, как школьник сам усваивает требования окружения и вырабатывает эталоны для оценки других.

В подростковом возрасте значению физических данных другого лица предоставляется больше внимания. В представлении подростка анатомические особенности, черты лица, особенности строения тела больше характеризуют человека, чем его одежда или прическа. Зачастую подросток фиксирует волос, рост, глаза, лицо. И в этих элементах не все признаки выделяются одинаково часто. Доказано, что наиболее значимыми являются цвет волос, цвет глаз, рост. Относительно характеристик лица, то из всех его признаков (цвет, форма, черты, веснушки, родинки, морщины, оценка эстетической привлекательности), чаще всего отличаются цвет и форма.

В отличие от взрослого, подросток недооценивает такие экспрессивные черты, как мимика, жестикуляция, специфика языка и речи. Он очень редко включает их в портретную характеристику другого человека. В возрастелет объем и адекватность признаков, которые подлежат оценке, значительно увеличивается и процесс изменений в социальной перцепции происходит особенно интенсивно.

Доказано, что разница в возрасте всего лишь в один год — 14 и 15 лет — характеризуется у подростков существенными количественными изменениями. Для примера, группа четырнадцати летних подростков характеризует хорошо знакомого им человека, его поведение, внешний вид так: коммуникабельный, движется не спеша, много курит, лицо в морщинах, на вид ему лет пятьдесят, любит порядок, к людям относится доброжелательно, одевается в темные костюмы. Через год к выделенным признакам прилагаются следующие: очень внимательные глаза; на голове большое количество морщин; когда улыбается, то глаза становятся теплее; во время шествия руки держит в карманах; человек волевой, с твердым характером.

Интенсивность развития восприятия и понимания в подростковом возрасте объясняется не только созреванием всех психических функций, развитием интеллекта, накоплением жизненного опыта взаимодействия, ростом самосознания, но и усвоением социальных норм, ценностей, эталонов и стереотипов поведения, социальных установок. По мере того, как общение подростков с другими людьми выходит за рамки обучения, так у подростков устанавливаются контакты и связи с различными лицами вне класса, в формировании у них системы знаний о других людях происходят новые изменения. Речь идет, прежде всего, о важных и существенных качественных изменениях в воспроизводстве основных черт внешности другого человека.

Описывая другого человека, подросток все чаще «за деревьями видит лес», т.е. не только перечисляет отдельные признаки внешности, но и выделяет те свойства, которые воспроизводят индивидуальные, характерные особенности того, кого он воспринимает. И чем больше человек осознает себя личностью, тем больше он начинает присматриваться к людям и их взаимоотношениях.

Шире становится эмпирическая база для развития у подростка обобщенного знания человеческой психологии. Перед школьником открывается возможность увидеть поведение других людей с таких сторон, которые по условиям обучения даже не проявляются . При этом наблюдается двусторонний процесс: практика совместного обучения, общения, отдыха с новыми людьми не только обогащает впечатление подростка о других людях, заставляет его размышлять об их поступках и поведении, но и постоянно побуждает школьника к активному применению полученных знаний в общении.

Проблема социальных связей и контактов важна как в подростковом, так и в юношеском возрасте. Юноша нуждается в помощи взрослого в обогащении его нравственными, эстетическими представлениями о самом себе и людях, которые его окружают.

В общем, сопоставление школьников разных возрастных групп показывает, что оказывается, происходит постепенный переход от раскрытия содержания личности путем описания и оценки ее действий и поведения до непосредственных указаний на психические свойства и качества, присущие этой личности.

С возрастом дальнейшее развитие социальной перцепции проявляется главным образом в изменении субъективной значимости различных групп воспроизводимых признаков для построения образа другого. Так, если для детей младшего школьного возраста важными оказываются одежда и общий внешний вид, для подростков — преимущественно выделение черты внешности, то для взрослого человека в большинстве случаев – выразительное поведение другого.

Чем старше становится человек, тем чаще он использует элементы внешности другого человека для определения его профессиональной, национальной, расовой принадлежности, а элементы экспрессии — для суждений о его темпераменте, характере, профессии.

У ребенка, так же как и у взрослого человека, черты внешности, поведение, которое воспринимается у другого человека, могут в значительной степени трансформироваться, перекручиваться под влиянием самооценки , которая сложилась, уровня притязаний, характера взаимоотношений с человеком, который воспринимается. Именно поэтому индивидуальные различия в восприятия взрослым одного и того же человека гораздо больше, чем у подростков при тех же условиях. То есть образ человека, который воспринимается, в сознании взрослого формируется как гармоничное целое, где важны как элементы внешности, так и личностный подтекст и социальный контекст.

Основные закономерности межличностной перцепции

12.2. Закономерности и эффекты социальной перцепции

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Сейчас под социальной перцепцией понимают процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В качестве субъекта социальной перцепции может выступать не только отдельный индивид, но и группа.

Особую важность в жизни человека представляет межличностная перцепция, или межличностное восприятие, так как именно этот процесс непосредственно включен в общение.

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения – во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид, во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Значимое влияние на процесс межличностного восприятия оказывают установки и прошлый опыт субъекта восприятия. В повседневном общении люди, не зная действительных причин поведения другого человека или зная их недостаточно, в условиях дефицита информации начинают приписывать другому как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с другим образцом, имеющимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Таким образом, возникает целая система способов такого приписывания, которая в социальной психологии получила название каузальная атрибуция.

Важную роль в процессе восприятия человека человеком играют установки, которые приводят к возникновению различных социально-психологических эффектов. Наиболее полно исследованы три таких эффекта: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект стереотипизации.

Сущность «эффекта ореола» заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «категоризируется» определенным образом, а именно накладывается на тот образ который уже был создан заранее. Этот ранее существовавший образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке и заключается в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Хорошо известны эксперименты А.А. Бодалева, в которых двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Первой группе было сообщено, что человек на фотографии является закоренелым преступником, а второй – что он крупный ученый. После этого студентам было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. При этом в разных группах одни и те же черты внешности получили противоположную интерпретации. В первом случае глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца» в преступлении, и т. д. Соответственно во второй группе те же «глубоко посаженные глаза» говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания, и т. д.

Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладающее влияние имеет та информация, которая предъявляется сначала. Люди говорят: «Первое впечатление самое верное». Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В широком плане перечисленные эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, – явления стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением или человеком. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта. Очень часто он складывается относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. В этом случае ярко выраженные профессиональные черты, наблюдавшиеся у встреченных в прошлом представителей определенной профессии, рассматриваются как черты, присущие всякому представителю данной профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры педанты» и т. д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может иметь два различных следствия. С одной стороны, она ведет к определенному упрощению процесса познания другого человека. При этом стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не всегда происходит «сдвиг» в сторону его эмоционального приятия или неприятия. Возможен просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, но тем не менее в каком-то смысле необходим, т. к. помогает сокращать процесс познания. С другой стороны, стереотипизация способствует возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта и этот опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же группы часто окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Особый круг проблем межличностной перцепции возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии и даже любви к нему. В связи с этим огромное значение для эффективного общения людей друг с другом имеет аттракция. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и результат этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, характеризующийся преобладанием эмоционального компонента, оцениванием другого преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

32. Раскройте понятие «социальная перцепция». Охарактеризуйте механизмы восприятия и понимания партнера по общению.
Под влиянием социальной перцепции мы разделяем людей на хороших и плохих, умных и глупых, мудрых и невежественных. Это помогает выстраивать взаимоотношения, дружбу, создавать бизнес и, в конце концов, просто радоваться жизни. Однако в феномене социальной перцепции есть много подводных камней, о которых мы и поговорим в этой статье.

Согласно Википедии, социальная перцепция (социальное восприятие) – это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Также это наука о том, как люди формируют впечатление и делают выводы о других людях как о независимых личностях.

Мы узнаем о чувствах и эмоциях других людей, принимая во внимание информацию, которую собираем из:

o физического (внешнего) вида других людей;

o словесного общения;

o невербального общения (мимика, тон голоса, жесты рук, положение и движение тела).

Реальным примером социального восприятия было бы понимание того, что люди не согласны с тем, какими они предстают в глазах других. Это говорит о подавляющей субъективности нашего образа в наших же глазах. Чтобы получше разобраться в феномене социальной перцепции, давайте посмотрим, как именно мы принимаем решение о том, что за человек перед нами.


Дата: 2019-07-31, просмотров: 226.