Сущность
Лидер должен обладать властью в формальных и неформальных группах. Он выбирает такие способы влияния, которые позволяют успешно управлять малыми и большими социальными группами.
В лидерстве, независимо от размеров группы, всегда есть социальная и эмоциональная составляющая.
Лидерство бывает двух основных типов:
· формальное;
· неформальное.
В первом случае в коллективе есть руководитель, которому должны подчиняться. Он занимает определенную должность, распределяет обязанности.
Во втором случае, неформальном лидерстве, влияние происходит, используя личные способности, эмоции, иногда принуждение. Зачастую в коллективе неформальный лидер оказывает большее влияние на мнение группы.
24. Опишите вербальный уровень общения, поясните ответ примерами.
Уровни межличностного общения
Общение подразделяется по уровням глубины. Оно бывает ситуативно-поверхностным, когда люди контактируют непродолжительное время и только в связи с конкретными обстоятельствами, которые их и соединили, среднесрочно-умеренным, предполагающим взаимодействие в течение какого-то промежутка времени, за которое люди до определенной степени узнают друг друга и начинают делиться с партнером своими проблемами и размышлениями, и долгосрочно-глубинным, основанным на значительных контактах, сопровождающихся высокой степенью взаимной доверительности. Фактор времени, то есть продолжительность общения, как правило, определяет и его глубину. Когда люди съели вместе пуд соли, то они и общаются намного откровеннее и полнее, нежели если они поговорили два раза по пятнадцать минут.
Однако бывает и наоборот. Достаточно короткий контакт может быть полностью глубоким, что буквально переворачивает человеку всю жизнь. А регулярные встречи с сослуживцами или приятелями в течение многих лет могут так и остаться ни к чему не обязывающей светской условностью, при которой люди соприкасаются друг с другом очень поверхностными слоями.
Спросите себя – какая разновидность общения из перечисленных в большей степени присуща вам?
Общение также разделяют на вербальное (словесное) , невербальное (исользующее язык тела) и тонкое,( энергетическое): как правило, они сосуществуют в одном коммуникате и также свидетельствуют о различных уровнях глубины контакта.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Вербальное общение – это общение при помощи слов или речевое общение.
Невербальное общение – это общение без слов, но с помощью языка тела.
Невербальные средства общения – это система знаков, дополняющая, усиливающая, а иногда и заменяющая нашу речь.
ПЯТЬ СПОСОБОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
· Оптико-кинестетический – основан на передаче информации с помощью движений: мимика, жесты, поза человека, его перемещение в пространстве во время общения.
· Паралингвистический – основан на громкости, тембре, тональности, на интонациях голоса человека.
· Экстралингвистический – основан на темпе речи, использовании пауз, включает в себя вздохи, смех, плач и т.д.
· Ситуативный – это место, в котором происходит общение.
· Визуальный – основан на взаимодействии собеседников на уровне взглядов.
О важности таких способов невербального общения, как паралингвистический и экстралингвистический, вы найдете информацию в рубрике “Техника речи”. Там же вашему вниманию предложено большое количество упражнений для развития голоса и всех его составляющих.
В рубрике «Невербальные средства общения» мы сделаем акцент на наиболее обширную группу знаков нашего тела, которая непременно поможет каждому из вас усилить взаимодействие с аудиторией. А именно…
Обратная связь в общении
Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.
При межличностном общении важно быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения между людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь в общении — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Л. Д. Столяренко выделяет следующие правилаобратнойсвязи:
1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
2. Если говоришь о том, что тебе не нравиться в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он мог бы при желании в себе изменить.
3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.
Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.
Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.
Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д.
Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке
^ Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших.Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле - это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях.Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.Итак, имидж личности - это ее воспринимаемый и передаваемый образ. Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т. е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т.е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение. Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию. Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный. Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д. Социальный включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.
Поскольку к этому процессу привлечены как минимум два человека, и каждый является активным субъектом, то в построении стратегии взаимодействия каждому необходимо учитывать не только потребности, мотивы другого, но и то, как другой понимает потребности и мотивы партнера.
Прежде всего, это происходит с помощью такого механизма , как идентификация (от лат. Identicus — тождественный) , который в социальной психологии выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.
Это понятие имеет неоднозначное толкование. Его трактуют как:
Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление его с собой, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставив себя на его место.
Эмпатия
Следующим механизмом, который тесно связан с идентификацией, эмпатия , т.е. стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого сопереживать, сочувствовать.
Эмпатия — чрезвычайно сложное, многогранное понятие, которое означает: постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который дает возможность понять чужие переживания (эмпатия как механизм познания); действие индивида, что помогает ему особым образом построить общение (эмпатия как особый вид внимания к другому человеку); способность, свойство индивида, его способность проникать в психическое состояние другого человека, с которым вступает в контакт (эмпатия как характеристика человека, т.е. эмпатичность).
Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает при поразительной схожести людей между собой, а также в приобретении жизненного опыта. Доказано, что чем выше является эмпатия , тем краше человек способен представить себе, как одно и то же событие восприниматься разными людьми, и тем больше он допускает право на существование различных взглядов.
В психологической литературе приводятся характеристики индивида, способного к эмпатии :
В определенных признаках механизм эмпатии подобный механизму идентификации, ведь имеется способность поставить себя на место другого, посмотреть на вещи с его точки зрения. Но это не предполагает отождествление себя с тем человеком. Таким образом, когда человек отождествляет себя с кем-то, то это означает, что он строит свое поведение так, как и этот другой.
Вместе с тем, если человек проявляет к другому человеку эмпатию, то он просто принимает во внимание линию его поведения. При этом собственное поведение может строиться совершенно иначе.
Эмпатичность , способность к эмпатичному вниманию может рассматриваться как одна из важнейших профессиональных качеств психолога, педагога, врача, руководителя. К. Роджерс, описывая эмпатичное внимание (слушание), охарактеризовал этот феномен как особое отношение к партнеру, которое основано на соединении идентификации и эмпатии. От идентификации в нем — включение в другого человека, соединение душ, что дает возможность достичь глубины и открытости контакта.
Однако такое « погружение » в другого имеет негативные последствия для ситуации оказания помощи, так как психолог может быть « связан » трудностями собеседника, может « заболеть » его проблемой. Для оказания действенной помощи есть второй аспект эмпатичного внимания — отстранение от актуального состояния партнера, « вненахождение ».
В совокупности эти два фактора обеспечивают создание ситуации оказания помощи человеку психологом. Итак эмпатия проявляется в повседневной жизни и всегда связана с определенной ситуацией. И если она не реализуется в достаточной мере, то возникают нарушения в межличностных отношениях.
Выделяют адекватные и неадекватные эмпатичные переживания относительно переживаний объекта эмпатии. Например, одни люди радуются чужому горю, а другие — нет.
Также различают эмпатии:
Важными формами эмпатии является сопереживание, то есть переживания индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание неудач другого безотносительно к собственному состоянию.
Эгоцентризм
Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма (от лат. ego — я и centrum — центр круга), то есть сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к неспособности личности понять другого человека как субъекта и личность, отличную от нее.
В исследованиях выделяют такие разновидности эгоцентризма:
Осознание субъектом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или сообщества, называется в социальной психологии рефлексией (от лат. reflexio — изгиб, отображение).
Иначе говоря, рефлексия — это внутреннее представление о том, что думают обо мне люди, с которыми вступаю в контакт. То есть, этот важный момент социального познания означает и познание другого через то, что он (как мне покажется) думает обо мне, и познание себя через то, что думает обо мне другой. И чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше индивид знает о себе и о людях, которые его окружают.
Стереотип
Стереотип является одним из важных механизмов межличностного познания и означает процесс формирования впечатления о человеке, который воспринимается, на основе выработанных стереотипов.
Термин « социальный стереотип » был введен В. Липманом (1922) для обозначения представлений, связанных с ложью и неточностью. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для самого индивида.
Возможно, именно из-за недостаточной осмысленности стереотипы так прочно закрепляются в форме устойчивых эталонов и имеют власть над людьми. Стереотип состоит в условиях недостаточной информации или является результатом обобщения собственного опыта личности, к которому прилагаются сведения, полученные из книг, кинофильмов, высказываний других людей.
Стереотип позволяет быстро и часто, достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, делать его понятным, а следовательно, и прогнозируемым. Вообще такие операции, как селекция, ограничение, категоризация большого количества социальной информации, формируют когнитивную основу стереотипизации.
Мотивационную же основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации в пользу своей группы, дающие индивиду чувство принадлежности и защищенности.
Стереотип выполняет ряд функций, одни из которых реализуются на индивидуальном уровне, а другие — на групповом:
Стереотипы — регуляторы социальных отношений, их отличает экономия мышления, своеобразная « защита », то есть оправдания собственного поведения, удовлетворения агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения, устойчивость.
Ученые отмечают, что последний признак (устойчивость) имеет относительный характер. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект « затухания », движения в направлении большей схематизации и абстракции.
Классификация стереотипов
Есть несколько классификаций стереотипов. Согласно одной из них (В. Панферов), стереотипы делятся на три класса: антропологические, социальные, этнонациональные.
Известны и другие классификации, согласно которым выделяют профессиональные (персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала), физиогномические (в основу положена связь черты внешности и личности), этнические и другие стереотипы.
Наиболее исследованными и изученными являются национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют ярко выраженную связь с национальным характером. Возникающих в условиях ограниченной информации об объекте восприятия, стереотипы могут оказаться ошибочными и выполнять консервативную, иногда даже реакционную роль , формируя неправильные представления о людях и деформирующий процесс межличностного понимания и взаимодействия.
Именно поэтому определение истинности или ошибочности социальных стереотипов должно базироваться на анализе конкретных ситуаций. Речь идет о том, что любой социальный стереотип, который является истинным в одном случае, в другом — может оказаться совершенно неверным или таким, что в наименьшей степени соответствует объективной действительности, а следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающей среде .
Выделяют такие последствия, к которым может привести стереотипизация в процессе познания людьми друг друга:
Каузальная атрибуция
Часто, не зная или недостаточно зная истинные причины поведения другого индивида, люди в условиях дефицита информации начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и ее образцы или общие характеристики. Этот феномен в социальной психологии получил название « каузальная атрибуция » (от лат. сausa — причина и attributio — приписывание).
Исследование каузальной атрибуции дает возможность приблизиться к механизмам взаимопонимания, к процессам своеобразной интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Ф. Гайдер одним из первых сформулировал основные теоретические представления о каузальной атрибуции.
В частности, он разделял потенциальные источники воздействия на внутренние и внешние. Исходя из этого, тот, кто воспринимает, пытается решить, производится ли данное действие благодаря чему-то в самом человеке (например способности, усилия и др.), который его осуществляет, или потому, что есть вне его (например тяжесть задачи, везения и др. ).
За Ф. Гайдером, понимание того, какой набор факторов следует использовать с целью интерпретации поведения другого, сделает мир того, кто воспринимает, более предсказуемым . Это также даст ощущение контроля.
Изучая то, как люди интерпретируют поведение отдельного индивида, исследователи заметили явление, которое стали называть фундаментальной ошибкой атрибуции. Оно связано с тем, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации. Другие исследования выявили феномен « эгоцентричного приписывания » (Г. Келли).
Исследование процесса интерпретации поведения человека, основанной на знании ее групповой принадлежности, показали, что эгоцентричность выражается в приписывании успеха себе, а неудачи — другим людям.
В соответствии с тем, является ли субъект восприятия сам участником какого-то события или его наблюдателем, Г. Келли выделил три типа атрибуции:
Было выявлено, что наблюдатель чаще прибегает к личностной атрибуции, а участник склонен большей степени объяснить происходящее, обстоятельствами. Именно эта особенность отчетливо проявляется в приписывании причин успеха и неудачи: участник действия обвиняет в неудачах преимущественно обстоятельства, а наблюдатель — самого исполнителя (Г. Андреева).
В исследовании каузальной атрибуции важным является вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком, особенно в формировании первого впечатления о неизвестном человека. Это было выявлено в экспериментах А. Бодальова, сущность которых сводится к тому, что разным группам людей демонстрировали фотографию одного и того же человека, сопровождая ее короткой установочной характеристикой типа «герой», «преступник», «писатель».
В тех случаях, когда установка срабатывала, словесные портреты одних и тех же людей кардинально отличались. Также оказалось, что есть люди, которые не поддаются стереотипному восприятию, и такие, которые избирательно стереотипные.
Эффекты межличностной перцепции
На почве стереотипов формируются эффекты межличностной перцепции.
Эффект ореола — это тенденция того, кто воспринимает, преувеличивать однородность личности собеседника, переносить благоприятное или неблагоприятное впечатление об одном качестве индивида на все другие его качества. При формировании первого впечатления эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление, вызванное человеком, побуждает к положительным оценкам и тех качеств, которые не представлены в восприятии, и наоборот, общее неприятное впечатление порождает, соответственно, негативные оценки.
Эффект первичности проявляется тогда, когда воспринимается незнакомый человек. Во время оценки этого человека роль установки играет информация, представленная ранее.
Эффект новизны действует в ситуации восприятия знакомого человека, который заключается в том, что последняя, новая информация становится самой значительной.
Любое формирование представления о другом человеке начинается с оценки и воссоздания его социальной перцепции физического облика, манеры поведения в целом , из анализа той информации, которую дает внешность и черты лица. В дальнейшем эта информация становится основой в восприятии и понимании другого человека. Информация зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей того, кто воспринимает, его социального опыта, уровня культуры, эстетических предпочтений и др. Важным фактором являются возрастные особенности того, кто воспринимает.
Так, ребенок, который только-только начал посещать детский сад, опирается в общении с другими на те первичные, элементарно обобщенные представления о людях, которые сформировались в нем прежде всего во время взаимодействия с родителями или в яслях. И в зависимости от того, как у малыша складывались отношения с людьми раньше, он проявляет доверчивости или недоверие, раздражительность или уступчивость, послушание или упрямство.
Наблюдение
Процессы социального восприятия начинаются с наблюдения людей, ситуаций и поведения, чтобы собрать доказательства в поддержку первоначального впечатления.
Лица – физическое влияние
Хотя общество учит нас не судить других по их физическим данным, мы не можем не составлять мнение о людях, исходя из цвета их волос и кожи, роста, веса, стиля одежды, тональности голоса и многого другого во время первой встречи.
Мы склонны судить других, связывая определенные черты лица с конкретными типами личности. Например, исследования показывают, что люди воспринимаются как более сильные, напористые и компетентные, если у них маленькие глаза, низкие брови, угловой подбородок, морщинистая кожа и небольшой лоб.
Атрибуция
После того, как мы провели наблюдение за человеком, считав сигналы, наступает время выработать выводы для определения его внутренних диспозиций.
Теория атрибуции
Значительным компонентом социального восприятия является атрибуция. Атрибуция – это использование информации, собранной посредством наблюдения для того, чтобы понять и рационализировать причины своего поведения и поведения других. Люди создают атрибуты, чтобы понять окружающий мир.
С этим феноменом связана фундаментальная ошибка атрибуции – склонность людей объяснять действия или поведение других людей их внутренними чертами, а не внешними обстоятельствами. Например, если человек беден, мы склонны считать, что он сам виноват в этом, хотя во многих случаях это не так. Но что более любопытно – происходящее с нами самими, мы объясняем внешними факторами. Такое отношение к другим может препятствовать появлению эмпатии.
3
Интеграция
Если из наблюдений людей, ситуаций или поведения не было вынесено суровое суждение, люди интегрируют диспозиции для формирования впечатлений.
Неявная теория личности
Неявная теория личности – это тип модели, которую люди используют для объединения различных личностных качеств. Люди обращают внимание на различные сигналы, в том числе визуальные, слуховые и вербальные, для прогнозирования и понимания личностей других людей, чтобы заполнить пробел неизвестной информации о человеке, который помогает в социальных взаимодействиях.
Определенные черты рассматриваются как особенно влиятельные в формировании общего впечатления человека; они называются центральными признаками. Другие черты менее влияют на формирование впечатлений и называются периферийными.
4
Подтверждение
После создания и интеграции атрибутов люди формируют впечатления, которые подкрепляются подтверждениями и самоисполняющимися пророчествами.
Рефлексия
Рефлексия – это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Кажется, что рефлексия имеет отношение исключительно к пониманию самого себя, однако это не так. При взаимодействии с другим человеком у нас в психике формируются предубеждения, убеждения, впечатления и когнитивные искажения. Чтобы избавиться от них и начать воспринимать информацию более объективно, нужно научиться рефлексировать.
Например, задавать себе такие вопросы:
o Я отношусь к человеку хорошо? Почему? Что в моем опыте, суждениях и впечатлении может искривить мое восприятие?
o Я отношусь к человеку плохо? Почему? Что внутри меня позволяет вынести именно такое суждение?
Благодаря рефлексии вы можете понять, к примеру, что относитесь плохо к человеку по причине того, что вам испортили настроение раньше. Или что слишком идеализируете собеседника, потому что только что узнали хорошую новость, а он вам первым встретился.
Помните, что на ваше восприятие могут влиять: мышление, механизмы восприятия, поведенческие шаблоны, эмоциональное реагирование, когнитивные искажения и многое другое.
6
Идентификация
Идентификация – это частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Проявляется как защитный механизм или адаптивный процесс, например, у родителей, когда они воспринимают детей как продолжение своего «я».
Адаптивный процесс формируется с самого детства. Мы хотим вобрать в себя поведение других людей, что абсолютно нормально: сначала принимаем примитивные структуры, затем – более сложные. Проблемы возникают, когда мы хотим перенять черты характера, ценности и нормы.
В нашем случае имеет значение вот что: когда мы имеем дело с человеком, на которого хотим быть похожими, то склонны идеализировать его, причем даже те черты, которые нам не нравятся.
План
1. Понятие «коммуникативный барьер».
2. Классификация коммуникативных барьеров.
Бихевиористский подход
Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:
o Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
o Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
o Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).
Когнитивный подход
Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.
Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.
Мотивационный подход
Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».
Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:
o Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
o Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.
Генетический подход
Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:
o Интеллектуальными способностями
o Врожденными различиями темперамента
o Биохимическими реакциями
При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.
Структурный подход
В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия до симпатии.
Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получали название исследования аттракции.
§ Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.н. некоторое качество отношений. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.
36. Раскройте понятие «аттракция». Назовите факторы аттракции.
Под аттракцией понимается тяготение людей друг к другу. Что это такое? Это основывается на умении вызывать интерес к себе у окружающих, а также на способностях окружающих быть интересными человеку. Это вызывает различные эмоции и чувства у людей: привязанность, интерес, любовь, приверженность, дружбу и т. д. На основе аттракции люди включаются в совместную деятельность и стараются на благо друг друга. В психологии аттракцией является дружелюбие и симпатия людей друг к другу. Иные источники говорят о том, что аттракция – это возникновение привлекательности индивида в процессе его восприятия партнером. Она формируется на основе оценочных суждений, которые происходят в голове человека, вызывая конкретные эмоциональные переживания: ненависть, симпатию, любовь и пр. Главными в формировании аттракции становятся факторы: Близость партнеров при общении. Расстояние между собеседниками. Влияние обстоятельств ситуации. Частота встреч и т. д. Аттракция – значит расположить к себе, вызвать положительное отношение. Пытаетесь кому-то понравиться? Может оказаться так, что пока вы стараетесь привлечь внимание одного, на вас обратит внимание совсем другой человек, который соответствует такому же социальному, материальному, поведенческому, психоэмоциональному уровню, как и тот, кто нравится вам. Осознайте эту идею, чтобы не огорчаться в те минуты, когда вы пытаетесь кого-то к себе привлечь, а он не привлекается. Вокруг вас постоянно находится большое количество людей. Но поскольку вы заинтересованы конкретным человеком, можете не замечать того, как некоторые незнакомые люди обращают внимание, интересуются, засматриваются на вас. Это вполне нормально: не замечать никого вокруг себя, когда вам уже кто-то интересен. Но самое интересное заключается в следующем: пока вы пытаетесь себя изменить, чтобы привлечь того, кто вам интересен, вы начинаете интересовать других мужчин/женщин, на которых не обращаете внимания. Причем эти люди часто находятся на том же уровне, на котором находится интересующий партнер. Готовя себя к богатому мужчине, вы можете в итоге привлечь другого богатого кавалера. Стараясь быть романтичным для одной женщины, вы привлекаете внимание другой, которая тоже желает романтики. Пока вы пытаетесь понравиться одним, на вас обращают внимание другие люди. Вы ничего не теряете, пока пытаетесь кому-то понравиться. Вы намеренно себя поднимаете, совершенствуете, делаете лучше, чтобы привлечь к себе того, кто вам интересен. Не огорчайтесь, что порой на вас не обращают внимания те, кто нравится вам, потому что в это время вас замечают другие. Благодаря тому, что вы стараетесь понравиться, вы делаете себя лучше и интереснее, особенно для той категории людей, в которую входит тот, кто вам нравится. Это значит, что из этой же категории людей могут найтись те, кому понравитесь вы. Не один, так другой партнер обратит на вас свое внимание. Причем второй партнер будет находиться на том же уровне жизни, что и интересный вам человек.
Аттракция (другое ее названия – межличностная аттракция) выступает положительным отношением людей друг к другу, где у них формируются определенные чувства. Это их объединяет, заставляя формировать отношения определенного типа. В них люди совершают две функции: общаются и дают друг другу то, что им желанно. Положительное отношение обычно вызывается тем, что люди стараются друг ради друга. Это создает крепкую и стабильную межличностную аттракцию. Любому человеку, который желает достичь успеха в работе, бизнесе, любви, дружбе, нужно задаваться простым вопросом: а чем он полезен другим людям? Когда вы входите в контакт с другими людьми, они тем или иным образом оценивают ваши возможности и выгоды, которые могут от вас получить. Как бы и что люди ни говорили, а мужчины и женщины оценивают друг друга с точки зрения выгоды: что они получат лично для себя, если согласятся вместе строить отношения? Друзья тоже сходятся на выгоде. Вспомните поговорку многих людей, что «друг – это тот, кто всегда готов прийти на помощь». В любых отношениях двух и более людей каждый участник соглашается на сотрудничество лишь тогда, когда видит выгоду для себя. Он сможет получить что-то ценное и полезное, если сойдется с конкретными людьми и начнет с ними строить отношения. Если выгоды от отношений никакой нет, то люди не сходятся. Просто так дружить, любить или общаться никто не будет. На это обижаться не следует, поскольку все действуют с позиции выгоды, что может происходить неосознанно. Каждому человеку стоит задаваться вопросом: какую выгоду он может дать другим людям? Если вы встречаетесь с мужчиной (женщиной), что полезного ему (ей) можете дать? Если вы хотите с кем-то подружиться, что полезного будет для другого человека от вашей дружбы? Деловыми партнерами становятся люди тогда, когда могут пользоваться ресурсами друг друга или получать выгоду от прибыли чужой компании. Вы должны быть полезными окружающим, тогда они захотят иметь с вами те или иные отношения. Это и создает ту привлекательность, о которой идет речь в аттракции. Интересен тот, кто выгоден, даже если человек этого не осознает. Если перенести данную стратегию на государственный уровень, то можно понять, почему та или иная страна бедная или богатая. Бедными становятся те государства, которые не несут никакой ценности другим странам. Богатыми становятся те государства, чьими ресурсами и продуктами пользуются другие. А чем полезна ваша страна другим государствам? Что вы лично можете сделать для своей страны, чтобы сделать ее полезной и выгодной для других государств? Вот, что такое патриотизм – это когда вы делаете свою страну интересной для других. А патриотизм в виде бойкотов и протестантства лишь разрушает привлекательность страны.
Факторами аттракции становятся те аспекты, которые вызывают положительные эмоции у окружающих. Ими являются: Инфантильная внешность. Взрослый человек с детскими чертами лица не вызывает опасения и тревоги. Такие личности кажутся слабыми, честными, доверчивыми, беззащитными, добрыми. К ним проявляется априори доброжелательное отношение. Ко всему этому подключается желание каждого человека доминировать, самоутверждаться. Это становится возможным только рядом со слабыми людьми, которые не дают отпора и являются податливыми. Однако под инфантильной внешностью может скрываться решительный и твердый характер. Сходство партнеров в общении. Физическая привлекательность. Стиль общения. Наличие поддержки. Порой случается так, что физически человек привлекателен, однако при общении с ним возникает дискомфорт. Он собой любуется, перебивает, проявляет агрессию, позволяет унижать других. Привлекательность быстро пропадает, если при общении с человеком не возникает комфортных ощущений. Наоборот складывается ситуация, когда на первый взгляд человек внешне не привлек, однако после общения с ним остались хорошие впечатления. Обаятельная улыбка, доброжелательные поступки, культурные манеры и жесты, ум вызывают желание поближе познакомиться с собеседником. Сайт психологической помощи psymedcare.ru отмечает, что внешняя привлекательность имеет большое значение лишь на первых этапах знакомства. В последующем она отходит на второй план, уступая место тому, какой человек в общении, по качествам характера, манерам, образу жизни и т. д.
37. Дайте определение понятиям «каузальная атрибуция», «фундаментальная ошибка каузальной атрибуции». Приведите примеры.
Каузальная атрибуция — виды и ошибки
Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию.
Виды каузальной атрибуции
Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:
Ошибки каузальной атрибуции
Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:
Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность и отношения между людьми. Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным.
Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию.
Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями.
Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи.
Индустриальное общество формируется в процессе индустриализации, где применяются машинное производство и научно-технический прогресс. Среди его минусов – снижение количества рабочих мест и эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.
Социальный контроль — виды и основные функцииСоциальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации.Ментальность — что это такое и как ее изменить?У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывают, что они схожи в определенных суждениях.
Если вы опаздываете на работу, то обычно вините в этом пробки, очереди в метро и плохую погоду; если опаздывает ваш коллега, то он, по вашему мнению, просто безответственный растяпа, который мало того что не смог лечь спать вовремя, так еще и будильник не завел. Считать, что все неприятности, случившиеся с нами, объясняются внешними факторами, а те, что случаются с другими, происходят исключительно по их собственной вине, — абсолютно нормально для человека. Это когнитивное искажение называется «фундаментальной ошибкой атрибуции» — о нем пойдет речь в нашем новом блоге.
В социальной психологии под термином «атрибуция» обычно понимают оценку поведения других людей и поиск причин, которые могли бы его объяснить. Причины, как правило, подразделяют на два основных типа: внешние и внутренние. В число внешних причин, повлиявших на те или иные поступки человека, входят не зависящие от него факторы, вынудившие его что-либо сделать. Скажем, человек, стащивший батон из супермаркета, был вынужден это сделать, потому что у него не было денег на еду. К внутренним причинам обычно относят индивидуальные характеристики человека: скажем, тот, кто приютил у себя бездомную собаку, отличается состраданием.
Впервые так называемую «фундаментальную ошибку» в суждениях о мотивациях другого человека и причинах происходящего с ним описали в конце 1960-х годов Эдвард Джонс (Edward Jones) и Виктор Харрис (Victor Harris) из Университета Дьюка. Они провели эксперимент, в ходе которого просили участников прочитать и оценить написанные в свободной форме эссе о политике Фиделя Кастро, которая на тот момент считалась одной из причин разрыва американо-кубинских дипломатических отношений.
При этом половина всех эссе, участвовавших в эксперименте, была написана в поддержку Кастро, а другая половина — против. Кроме того, часть эссе была написана на основе реальных взглядов их авторов, а в другой части авторская оценка режима Кастро определялась броском монетки, то есть могла как соответствовать реальным взглядам пишущего, так и нет.
Разумеется, по мнению участников эксперимента, авторы, поддержавшие политику Кастро, отличались более позитивными взглядами на его деятельность. На участников эксперимента не повлияло даже то, что, по словам исследователей, ряд эссе в поддержку кубинского лидера были написаны по заданию и могли не отражать реальных взглядов своих авторов (с вероятностью 50 процентов). Участники эксперимента все равно полагали, что написанное в каждом тексте — никакая не предварительно заданная экспериментатором оценка, а отражение реальных взглядов автора.
Другими словами, участникам трудно было представить себе, что поступки окружающих могут объясняться влиянием внешних факторов (в данном случае — заданием, данным экспериментатором). Получается, что мы склонны ставить деятельность других людей в строгое соответствие с их мнением и характером.
Это резко контрастирует с тем, как люди воспринимают собственную деятельность. Если вспомнить пример, который мы привели в начале текста, то можно предположить (и мы не ошибемся), что исключительно внутренними факторами мы объясняем деятельность других людей, а вот когда дело доходит до оценки наших собственных поступков, то оказывается, что они — почти всегда результат воздействия определенных обстоятельств.
При этом справедлив такой «перекос» не для всякой деятельности, а лишь для той, что приводит к отрицательным последствиям. Если с другим человеком случилось что-то хорошее, то мы скорее припишем это везению, то есть воздействию внешних обстоятельств. Равным образом все хорошее, что случилось с нами, мы склонны объяснять присущими нам положительными качествами, то есть внутренними факторами.
Другими словами, предвзятое отношение к ситуации зависит не только от того, кто в нее попал, но и от того, какова она: в плохие ситуации мы сами попадаем по вине обстоятельств, а другие — по своей собственной вине, в то время как успехи других объясняются внешними факторами, а наши — внутренними.
При этом предрасположенность к влиянию «фундаментальной ошибки атрибуции» не доминирует во всех частях современного мира. Во многом она объясняется культурными традициями. Например, в середине 1980-х годов американский психолог Джоан Миллер (Joan Miller) попросила представителей двух разных культур (американцев и индусов) объяснить поведение других людей. Оказалось, что представители более индивидуалистичной западной культуры более же склонны и к «фундаментальной ошибке атрибуции», чем представители коллективистской восточной культуры.
Помимо этого, возникновение «фундаментальной ошибки атрибуции» объясняют тем, что люди по-возможности стремятся не отягощать себя неоднозначными ситуациями, в которых приходится делать непростой выбор. Взвесить все «за» и «против», четко продумать все причины и составить список возможных внешних факторов, которые могли бы повлиять на поведение другого человека, сложнее, чем просто решить, что во всем виноват он сам.
Немногие когнитивные искажения могут быть по-настоящему опасны для общества, но «фундаментальная ошибка атрибуции» определенно претендует на место в этом списке.
Этой ошибкой, к примеру, частично объясняется феномен «обвинения жертвы» (или «виктимблейминга»), которому, к сожалению, очень часто подвергаются жертвы сексуальных преступлений. Из-за позитивистского подхода, заставляющего людей думать, будто мир — место достаточно справедливое (что, разумеется, не так), даже при доказанной вине преступника объяснение ситуации все равно ищут в поведении жертвы, которая якобы так или иначе спровоцировала насильника.
Подобные обвинения могут не только нанести дополнительный урон психике жертвы, но также — в худших случаях — помешать суду вынести справедливый приговор преступнику. Поэтому каждый раз, анализируя какую-то ситуацию и пытаясь понять причины случившегося, следует помнить: не все, что случается с посторонними нам людьми, они навлекают на себя сами.
38. Проанализируйте влияние имиджа на восприятие человека. Охарактеризуйте аспекты имиджа делового человека.
Как имидж влияет на восприятие человека
У каждого человека есть свой имидж, созданный осознанно или неосознаваемый. Как он влияет на отношения с другими людьми? Для начала вспомним, что такое имидж. Имидж - это образ или отражение, именно так переводится это английское слово. Другими словами, это впечатление, которое человек производит на окружающих. Есть определённое представление о том, каким должен быть учитель, врач, руководитель, рокер, артист или политик. Большинство людей ожидают, что человек, имеющий определённое занятие или должность должен соответствовать сложившемуся в обществе представлению о них или имиджу.
Для того, чтобы понравиться интересующей вас группе людей, нужно быть максимально похожими на них. В этом случае вас примут как своего и вы сможете вызвать доверие. Не случайно различные неформальные объединения имеют свои атрибуты в одежде, манере поведения и свой сленг. По этим же признакам вас отнесут к той или иной социальной группе или профессии. Реклама также использует эти стереотипы. Например, лекарства всегда рекламируют “специалисты” в белых халатах.
Своё представление о вас окружающие составляют ещё до того, как вы начнёте говорить - по вашей внешности и манере одеваться. Правильно подобранный имидж поможет при устройстве на работу, знакомстве, создании своего бизнеса и ведении переговоров. Поэтому внешний образ, то впечатление, которое вы производите на других - важная составляющая успешности.
Чтобы правильно сформировать необходимый имидж, надо знать из чего он состоит:
Все составляющие имиджа должны гармонично сочетаться. В этом случае можно говорить, что у человека есть свой стиль. Для того, чтобы выглядеть естественно, внешний облик и манера поведения должны соответствовать друг другу. Их несозвучность всегда бросается в глаза и вызывает ощущение лживости и лицемерия. Только единство внешнего и внутреннего мира вызывают расположение людей и их доверие. Невозможно производить впечатление уверенного в себе человека, будучи робким и несмелым. Работа над созданием своего имиджа начинается с работы над собой. Создание правильного образа поможет в любых аспектах вашей жизни.
Структура имиджа и его составляющие.
Понятие имиджа
Имидж в переводе с английского языка (image - образ) образ, облик человека. Иногда от того, как мы себя преподносим, может зависеть будущая жизнь. Главное при создании своего имиджа - это признание личной ответственности за самого себя, за свои действия и обстоятельства, в которых вы оказываетесь. Человек, создавший имидж одаренного, авторитетного, знающего человека и являющийся на самом деле таким, во все времена обладал силой влияния на окружающих.
Имидж делового человека
Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека: внешний облик (манера одеваться), тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.), деловой этикет и протокол, этика делового общения.
Составляющие имиджа делового человека — это его внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи. У человека есть всего четыре секунды, чтобы произвести первое впечатление на партнера, и поэтому он должен показать себя так, чтобы сформировать у партнера свой положительный образ, иначе уже не придется рассчитывать на успех.
Скрыть объявление
В деловом общении часто «по одежке встречают, а по уму провожают»: именное одежды начинается восприятие другого человека, после чего рождается эмоциональное отношение к нему, влияющее на общее впечатление о человеке, складывающееся в ходе дальнейшего общения.
1.2 Габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный имидж.
Габитарный имидж - внешний вид (телосложение, макияж, одежда украшения и т. д.).
Внешний облик включает в себя, прежде всего, природные внешние данные плюс их умелое использование с целью произвести благородное впечатление с помощью одежды, прически, косметики. Некоторые специалисты по имиджу считают, что 55% впечатления зависит от такого, как человек выглядит.
Представление об одежде прямосоотносится с представлениями о моде. Мода выступает как один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции. Одежда проявляет или демонстрирует принадлежность субъекта к определенной социальной (или профессиональной) группе людей.
Классификация стилей одежды:
¾ традиционности (форменная или национальная одежда) – выбор этого стиля свидетельствует о ригидности, стремлению к сохранению единообразия, культурной замкнутости высокой степени этноцентризма;
¾ однообразный стиль – его носитель не способен на духовные затраты;
¾ консервативный стиль – расчетливость, рассудочность;
¾ классический стиль – классически одевается тот, кто хочет укрепить свой авторитет и претендует на престижные позиции;
¾ модный стиль – свидетельство благоприятного отношения к переменам;
¾ разнообразный- свидетельствует о беспокойстве и недостаточной готовности к душевной самоотдаче;
¾ оригинальный стиль – раскрывает предприимчивую личность;
¾ экстравагантный стиль – подчеркивает свое отличие от других самоутверждение.
Помимо одежды на первое впечатление большое влияние оказывает прическа, макияж, наличие или отсутствие украшений, деловые различные аксессуары типа портфеля, записных книжек, авторучек и т.д. Но самое главное: за одеждой, за самим собой и за всеми, даже небольшими дополнениями, необходимо постоянно ухаживать – если человек не сияет чистотой, то он уже не красив.
Принцип же формирования позитивного габитарного имиджа через одежду, заключается в следующем:
1. Ваша одежда должна в подсознании воспринимающих вас, как минимум, не ассоциироваться с той группой, к которой они относятся негативно;
Вербальный имидж - от лат. Verbum переводится как «слово». Отсюда становится понятным такое словосочетание, как «вербальный имидж», определяется как мнение о вас, которое формируется на основе вербальной продукции, а так же продукции паравербальной. Речь, слова (написанные или произнесенные), которые отражают интеллект. Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь, как ни в каком другом случае, уместна поговорка «Слово- серебро, а молчание-золото».
Принципы формирования вербального имиджа при выступлении заключаются в следующем:
1. Выступая, не говорите, а разговаривайте. Например, примените такую технику:
а) заочная форма диалога - допустим, ведя заседание, « Скажите, а как вы думаете?…», а в ответ: «…».
б) технику активного использования слов- обращений типа « знаете ли», «поверье», «представьте», «вообразите».
Провоцируйте улыбку.
Ибо имидж это продукт многогранной деятельности человека, деятельности в самом широком смысле этого слова, внешнее проявление которой находит свое выражение, как в идеальных продуктах, так и в овеществленных.
39. Охарактеризуйте интерактивную сторону межличностного общения.
Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга контактирующих людей.
Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. В последнее время из кооперации стали выделять "помогающее поведение", характеризующее стремление оказать помощь другому человеку.
Кооперация — основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей. А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения участников взаимодействия имели точки соприкосновения. Устойчивая кооперация существенно затруднена, если в группе есть индивидуалисты и коллективисты или непримиримые атеисты и фанатично верующие и тому подобное.
Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, умения регулировать свое внутреннее психическое состояние, способствующее налаживанию отношений с другими людьми. Следует помнить, что не существует каких-либо специфических качеств, способствующих возникновению симпатии к человеку. Одна и та же черта зачастую оценивается и положительно, и отрицательно в зависимости от отношения к человеку и ситуации взаимодействия. Например, смелость может быть расценена как нахальство, бережливость — как жадность, а скромность и стеснительность — как скрытность и хитрость.
Важно подчеркнуть и то, что для подлинно дружеских отношений необходимо, чтобы партнеры находились примерно на одном уровне развития с относительно равным набором достоинств и недостатков, это подсознательная потребность человека. Но поскольку не всегда удается выбор приблизительно равного себе по интеллекту и внешнему виду партнера, существуют три вида вхождения в контактное взаимодействие (Ершов П.М., 1972): "пристройка сверху", "пристройка на равных" и "пристройка снизу".
Пристройка сверху — это "техника" доминирования над партнером. В ее классическом варианте происходит навязывание определенной дистанции в общении с ним, характерна выпрямленная поза, жесткий немигающий взгляд или полное отсутствие визуального общения, медленная речь с паузами.
Пристройка на равных — характеризуется мышечной и психической раскованностью. При этом громкость и темп их речи уравновешены, на лице улыбка, внимание переходит в мягкий обмен взглядами, партнеры располагаются на комфортной дистанции.
Скрыть объявление
Пристройка снизу — отличается приниженной позой, согнутым туловищем, движениями глаз вверх-вниз или слева направо (бегающий взгляд), быстрым темпом речи, предоставлением инициативы партнеру.
Взаимоотношения улучшаются, когда люди делают друг другу добро. Причем замечено, что, как это ни парадоксально, лучше относится к партнеру не тот, кто добро получает, а тот, кто его делает. Этот вывод вытекает не только из житейских наблюдений, но и подтвержден лабораторным экспериментом. Таким образом, для укрепления сплоченности группы, усиления взаимной симпатии необходимо ставить ее членов в такие условия, чтобы они чаще оказывали друг другу различные услуги, проявляя при этом внимание и доброту.
Особую роль в интерактивном общении играют личности, которые могут выступить организаторами различной деятельности, обладают притягательностью и обаянием. Их называют лидерами группы, и от них во многом зависит психологический климат в коллективе. Вопрос о лидерах и лидерстве в социальной психологии рассматривается особо, а здесь только отметим, что подлинный лидер готов действовать даже в ущерб себе, подчиняя свои желания интересам коллектива.
Конкуренция — соперничество, соревнование между участниками интерактивной группы, которое может при определенных условиях привести к атмосфере недоверия, подозрительности, отчуждения и даже социальному конфликту.
Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации — наивно полагать, что в коллективе никто ни с кем не вступает в спор и не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь — иллюзия. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя. Стремление добиться внешнего благополучия, нежелание и даже боязнь вступить в конфликт порождают нравственную аморфность и пассивность личности.
Структуру социального конфликта как наиболее яркую форму выражения конкуренции разные авторы описывают по-разному, но основные элементы его практически принимаются всеми. Это конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект конфликта, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Все эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта, но важно подчеркнуть, что конфликт не всегда только деструктивен.
Продуктивный конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а мотивации партнеров, защищающих противоположную точку зрения, становятся более "законными" (легитимными) с точки зрения групповых норм. Сам факт признания легитимности противоположной точки зрения способствует развитию кооперации внутри конфликта и возможности его разрешения и нахождения оптимального решения.
Деструктивный конфликт приводит к разрушению всех либо отдельных элементов сложившихся социальных систем, изоляции или подавлению субъектов конфликта, деформации отношений между членами группы. Все это сказывается на работе, на их настроении и самочувствии, затрудняются или делаются невозможными совместные координированные действия. Практически важно уметь не допускать перехода конфликтных ситуаций в деструктивное русло, предупреждать такое развитие событий. В настоящее время теория и практика разрешения конфликтных ситуаций выделилась в отдельную дисциплину, названную конфликтологией.
Конфликты часто возникают стихийно, непредвиденно, ситуативно. Чаще они провоцируются неумелой критикой друг друга. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика это и есть та "опасная искра, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости". В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой, главное — не потерять самообладание. Овладеть ситуацией помогает умение выслушать собеседника. Между тем, по данным исследования, лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникновения разногласий.
В социальной психологии было несколько попыток описать структуру интерактивного общения. В частности, в теории Т. Парсона для описания структуры взаимодействия вводится понятие единичных действий, которые складываются в системы действий. Деятель мотивируется реализацией собственных установок и потребностей, а в отношении "другого" он развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлениями к достижению цели, так и с учетом вероятных реакций другого. Однако предложенная классификация возможных видов взаимодействия распространения не получила.
В другой классификации польского исследователя Я. Щепаньского (1969) структура взаимодействия связана с расчленением взаимодействия не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Центральным понятием у него является понятие "социальной связи". Социальная связь может быть типа пространственного контакта, психического контакта (взаимная заинтересованность), социального контакта (совместная деятельность), взаимодействия (действия с целью вызвать соответствующую реакцию у партнера) и социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).
Теория трансакций ("трансактный анализ") — концепция структурного описания взаимодействия, получившая большую популярность и признание в практике работы с группами и при психологическом консультировании. Она предложена Эриком Берном (1902-1970), который развивал представления об общении, опираясь на теорию психоанализа. С его точки зрения, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: Ребенок, Взрослый или Родитель. Позиция Ребенка кратко может быть определена как позиция "хочу", позиция Родителя — "надо", а позиция Взрослого — объединение "хочу" и "надо".
Успех общения во многом зависит оттого, соответствуют ли друг другу Ego-состояния коммуникантов. Эффективность взаимодействия выше, если трансакции носят "дополнительный" характер, т.е. совпадают. Так, благоприятными для общения являются такие пары Ego-состояний, как "Ребенок-Ребенок", "Взрослый-Взрослый", "Родитель-Родитель".
Взаимодействие нарушается, если трансакции "пересекаются". Типичным житейским примером последних является ситуация, когда, например, жена обращается к мужу с информацией: "Я порезала палец" (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого), а в ответ слышит: "Вечно у тебя что-то случается!" (ответ с позиции Родитель) или "Что же теперь я должен делать?" (ответ с позиции Ребенок). Как можно заметить, эффективность взаимодействия в этих случаях меньше, чем если бы ответ шел с позиции Взрослого: "Сейчас перевяжем".
Таким образом, для успеха общения все трансакции должны приводиться в соответствие с базисными, т.е. совпадающими. В этом состоит задача психолога при консультировании клиента. Другая его задача состоит в том, чтобы освободить клиента от так называемых "игр" в общении, осваиваемых еще в детстве и выражающих лицемерие и неискренность. Кроме игр, Э. Берн особое внимание при описании взаимодействия уделяет различным ритуалам и полуритуалам. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача неадекватна, то возникают затруднения во взаимодействии.
Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуаций. В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.
Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание его участников. Само взаимопонимание может быть истолковано поразному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако в обоих случаях большое значение имеет то, как партнер по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения. Эта сторона общения и называется перцептивной. Восприятие человеком человека называют еще социальной перцепцией. В полном объеме она достаточно сложна и включает в себя различные варианты восприятия как субъекта, так и объекта общения.
Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать :
- другого индивида, не принадлежащего к какой-либо группе;
- другого индивида, принадлежащего к своей группе;
- другого индивида, принадлежащего к чужой группе;
- свою собственную группу;
- чужую группу.
Когда субъектом восприятия выступает группа, то она может воспринимать :
- своего собственного члена;
- свою собственную группу;
- другого индивида, принадлежащего к чужой группе;
- другого индивида, не принадлежащего к какой-либо группе;
- чужую группу.
В рамках социальной перцепции наибольший интерес представляют вопросы о том, как :
- формируются нормативы и эталоны социальной перцепции;
- выглядит структурная типология межличностного и межгруппового восприятия;
- воспринимается статус индивида в группе;
- обеспечивается точность и адекватность взаимного восприятия людьми;
- «работают» закономерности и эффекты межгруппового восприятия и др.
Прежде всего, это:
1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
· описательном, объяснительном;
· диагностическом;
· прогностическом.
2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
· проективном;
· преобразовательном;
· рефлексивном.
Задачи педагогики :
1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:
Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Учение через обучение (нем. Lernen durch Lehren) — методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить студентов и школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. Педагог является в данном случае лишь режиссёром, который направляет деятельность учащихся.
Учение через обучение — метод обучения, при котором учащиеся или студенты сами — с помощью учителя — готовят и проводят урок. Это может касаться отдельных эпизодов или даже целых частей урока. У некоторых учителей учащиеся проводят все уроки, начиная с первого в течение всего учебного года. Недопустимо путать метод «Учение через обучение» с рефератами.
Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения различных наук: философии, социологии, этнографии, экономики и т. д. Каждая отрасль знания исследует его сущность через свою призму. Педагогика исследует закономерности воспитания, тенденции и перспективы его развития, разрабатывает его теории, методики, принципы, содержание, формы и методы.
Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории:
Воспитание в широком смысле слова – воздействие на личность общества в целом (отождествляя воспитание с социализацией);
Воспитание в узком смысле слова – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений; локальный вариант – решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание коллективизма, общественной активности и т. д.).
Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков.
Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества. Система разнообразных обучающих форм, пронизанная и скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает усвоение системы изучаемой науки, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков.
Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие занятия. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Содержание науки и особенности обучающихся, в первую очередь возрастные, требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения | Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения |
· Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут) · Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя · Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине · Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется) · Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий · Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы · Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями · Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине · Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов | · Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут) · Практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза · В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента · Учебная группа - это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой сохраняется, как правило, на весь учебный год) · Совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе · Курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписания учебных занятий · Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы · Каждый семестр заканчивается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам · Обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома) |
Образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;
Вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному
г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;
д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности.
А. С. Спиваковская отмечает, что некоторые авторы пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.
Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок – центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.
Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.
Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой.
Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения.
Доминирование . Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Открытое без маскировки, императивное воздействие (от насилия, подавления до навязывания).
Соперничество . Допускает признание факта воздействия, но цели, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средства — временные тактические соглашения.
Чтобы семья была благополучной, поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого, представления о браке женщины и мужчины должны либо быть, либо стать совместимыми. “Подгонка” представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается не всегда гладко на стадии первичной ролевой адаптации супругов.
Сущность
Лидер должен обладать властью в формальных и неформальных группах. Он выбирает такие способы влияния, которые позволяют успешно управлять малыми и большими социальными группами.
В лидерстве, независимо от размеров группы, всегда есть социальная и эмоциональная составляющая.
Лидерство бывает двух основных типов:
· формальное;
· неформальное.
В первом случае в коллективе есть руководитель, которому должны подчиняться. Он занимает определенную должность, распределяет обязанности.
Во втором случае, неформальном лидерстве, влияние происходит, используя личные способности, эмоции, иногда принуждение. Зачастую в коллективе неформальный лидер оказывает большее влияние на мнение группы.
24. Опишите вербальный уровень общения, поясните ответ примерами.
Уровни межличностного общения
Общение подразделяется по уровням глубины. Оно бывает ситуативно-поверхностным, когда люди контактируют непродолжительное время и только в связи с конкретными обстоятельствами, которые их и соединили, среднесрочно-умеренным, предполагающим взаимодействие в течение какого-то промежутка времени, за которое люди до определенной степени узнают друг друга и начинают делиться с партнером своими проблемами и размышлениями, и долгосрочно-глубинным, основанным на значительных контактах, сопровождающихся высокой степенью взаимной доверительности. Фактор времени, то есть продолжительность общения, как правило, определяет и его глубину. Когда люди съели вместе пуд соли, то они и общаются намного откровеннее и полнее, нежели если они поговорили два раза по пятнадцать минут.
Однако бывает и наоборот. Достаточно короткий контакт может быть полностью глубоким, что буквально переворачивает человеку всю жизнь. А регулярные встречи с сослуживцами или приятелями в течение многих лет могут так и остаться ни к чему не обязывающей светской условностью, при которой люди соприкасаются друг с другом очень поверхностными слоями.
Спросите себя – какая разновидность общения из перечисленных в большей степени присуща вам?
Общение также разделяют на вербальное (словесное) , невербальное (исользующее язык тела) и тонкое,( энергетическое): как правило, они сосуществуют в одном коммуникате и также свидетельствуют о различных уровнях глубины контакта.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 274.