Типы вопросов беседы и их функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диалог психолога с клиентом имеет существенные отличия от беседы с приятелями и близкими людьми. Вопросы, которые пси­холог задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:

  1. поддержку контакта с клиентом;
  1. получение информации;
  2. проверку либо уточнение гипотез;
  3. передачу информации.

Вопросы являются основным элементом беседы и главным средством получения информации от клиента. Умение психолога задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий эффективного консультирования.

Целевое назначение вопросов

Цель вопроса Средства Примеры
Получение информации Конкретизирующий вопрос; вербализация мыслей и чувств клиента Когда это случилось? Расскажите о последнем случае. Что Вы чувствовали в этот момент?
Проверка консультативной гипотезы Анализ ситуации и причин ее возникновения, вы явление закономерностей, интерпретация Что, на Ваш взгляд, привело к...? Правильно ли я понял, что...? Возможно, что Ваше поведение привело к...?
Передача информации Информирование о возрастных особенностях, психологических закономерностях и нормах Встречались ли Вам сходные проявления у других? Как Вы считаете, данный факт связан с тем, что он пошел в школу?
Поддержка клиента Информирование об универсальности данного переживания или ситуации Как Вы думаете, такая ситуация уникальна? Чем я могу быть Вам полезен?

Открытыевопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если».

Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают психологу довольно важную информа­цию о сути затруднений клиента. Например, открытый вопрос: «Не скажете ли Вы, о чем пойдет у нас разговор?» дает клиенту возможность сформулировать свой ответ без ограничений.

Используя открытые вопросы, психолог может уяснить следу­ющие обстоятельства: общую картину ситуации; основные факты; эмоциональное отношение клиента к этим фактам; суждения клиента. На стадии сбора информации ставится цель выяснить, как клиент понимает проблему, а также чувства и особенности его мышления. Те же вопросы можно использовать на третьей стадии интервью (желаемый результат), чтобы узнать, каковы цели кли­ента, что он думает об этих целях и др.

Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить однозначно: «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Такие вопросы, как правило, мешают клиенту укло­ниться от темы разговора. Но при частом использовании они могут вызвать тревогу у клиента.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно помнить при работе с легко внушаемыми клиентами, с маленькими детьми. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает клиенту выразить социально не одобряемые установки.

Не задавая клиенту вопросов, информацию о нем можно по­лучить при помощи таких микротехник, как минимальное под­крепление, поддержка, пересказ, отражение чувств и др.

                  

38. Основные требования к консультативной беседе

Условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на следующие четыре этапа:

1) знакомство с клиентом и начало беседы;

2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез;

3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:

Дата: 2019-07-31, просмотров: 199.